Развитие журналистики в военные годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:21, реферат

Описание работы

Великая Отечественная война явилась самым трудным испытанием для Советского государства. С первых дней она стала всенародной борьбой за свободу и независимость нашего народа, который и внес решающий вклад в разгром фашистских агрессоров. Длившаяся почти четыре года война увенчалась величайшей в истории человечества победой, в достижении которой невозможно приуменьшить роль советской журналистики.

Работа содержит 1 файл

отработка.docx

— 47.92 Кб (Скачать)

Газета нередко  являлась трибуной деятелей партии и  международного коммунистического  движения: М.И. Калинина, В.А. Карпинского, Е.Д. Стасовой, Георгия Димитрова, Пальмиро Тольятти, Мориса Тореза, Клемента Готвальда, Долорес Ибаррури. Активно сотрудничали в ней лучшие представители советской  литературы: Михаил Шолохов – «Наука ненависти», «Они сражались за Родину», Борис Горбатов – «Непокоренные», Александр Корнейчук – «Фронт», Константин Симонов – «Русские люди». 27 января 1942 г. в «Правде» появился очерк  П. Лидова «Таня», а 18 февраля второй его очерк «Кто была Таня». Эти  очерки о Зое Космодемьянской, о  ее безмерном героизме и мужестве в течение всей войны не переставали  вдохновлять советских воинов, отважных партизан на новые и новые подвиги, как и материалы «Правды» о  Николае Гастелло, Александре Матросове, Александре Покрышкине, о молодогвардейцах. 

Яркую страницу в  историю советской печати периода  Отечественной войны вписали  «Известия». Двести сорок известинцев  ушли на фронт. Сорок четыре из них  погибли. В редакции свято чтут память Александра Кузнецова, Михаила Сувинского, Сергея Галышева, Павла Трошкина. 

С первых же дней войны  редакционному коллективу пришлось пережить немало трудностей. 24 июля в  здание редакции попала фашистская бомба. Немецкое радио немедленно сообщило, что «отважные ассы» сравняли с землей здание редакции ненавистной  им газеты. Но на следующий день читатели снова получили «Известия». Нередко  известинцам приходилось тушить зажигательные бомбы на Пушкинской площади. Когда линия фронта проходила  по Подмосковью, редакция «Известий» стала  общежитием военных корреспондентов, которые на рассвете выезжали на передовую, а вечером возвращались, чтобы  сдать материал в номер. 

В октябре 1941 г. издательство «Известий» было эвакуировано в Куйбышев. Здесь печатали газету с матриц, присылавшихся из Москвы. В самый  критический момент сражения за столицу  известинцы проявили исключительную выдержку, порой не прекращая своей работы даже во время воздушных тревог. Какие бы временные успехи не были у врага, все равно Москва останется  «свободным сердцем страны», писала газета в эти дни. 

  
 
 

  

Впечатляюще о подвигах защитников советской столицы, а  также о героях обороны Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Сталинграда  рассказывала «Комсомольская правда». Регулярно публиковала газета полосы писем с фронта и на фронт. За время  войны таких полос вышло свыше  ста. Специальные номера газеты были посвящены Зое Космодемьянской, Лизе Чайкиной, Александру Матросову. Одной из первых «Комсомольская правда»  поведала о бессмертном подвиге  Юрия Смирнова. Уже после окончания  войны под названием «Друзьям»  в газете было напечатано письмо матери героя М.Ф. Смирновой, в котором  говорилось: «Друзья мои, самые близкие, родные! В тяжелые дни горя вы разделили мою печаль, помогли  мне перенести ее»[11]. 

Незабываемые события  войны ярко запечатлены на страницах  прифронтовых газет «Ленинградской правды», «Московского большевика», «Сталинградской  правды». В самые тяжелые дни  сражений за столицу публикации, выступления  «Московского большевика» помогли  ее защитникам не только выстоять, но и  обратить вспять вражеские полчища. Газета ежедневно писала о необходимости  превратить каждый завод, фабрику и  дом в неприступную крепость. В  поднятии боевого духа оборонявших  столицу особенно велика роль материалов, печатавшихся под рубрикой «Мы с  тобой, родная Москва». Под ней помещались письма воинов других фронтов, внимание которых, как и всего советского народа, было приковано к Москве. Авторы писем восхищались мужеством  тех, кому выпала честь защищать столицу, и призывали их сильнее бить врага. 

В декабре 1941 г. Советская  Армия перешла в победоносное контрнаступление под Москвой. 23 декабря  «Московский большевик» сообщил  радостную весть: десятки городов  и сел Московской области очищены  от врага. В передовой статье «1941–1942», посвященной итогам декабрьского контрнаступления, «Московский большевик» писал: «Москвичи  оправдали надежды и чаяния народа: Москва была, есть и будет советской. Быть и впредь примером во всем –  в бою и в труде – святой долг москвичей»[12]. 

Когда полыхало пламя  войны над Невою, сильным ударом по врагу был каждый номер «Ленинградской правды»: «Стоять до конца», «Организованность  и революционная бдительность –  прежде всего», «Всю мощь нашего города на защиту Отечества!» – эти и  подобные призывы не переставали  звучать со страниц газеты, в которой  активно сотрудничали Всеволод Вишневский, Николай Тихонов, Ольга Берггольц, Виссарион Саянов. 6 сентября 1941 г. со страниц «Ленинградской правды»  на всю страну прозвучало обращение  казахского акына Джамбула «Ленинградцы, дети мои», символизировавшее любовь всего советского народа к этому  городу, его героическим жителям  и доблестным защитникам. 

Небывалое мужество проявили в годы войны ленинградские  журналисты, отдавая все силы любимой  газете. Мастер-стереотипер Бартеньев  оставил однажды записку сменщику: «Пошел умирать». Добрался до дома, надел  заранее приготовленную чистую рубаху и лег. К нему пришли товарищи из типографии: «Твой сменщик не пришел и не придет». Мастер встал. Ему помогли  надеть ватник, дойти. Он сделал последнюю  отливку и умер, когда раздался шум ротационных машин[13]. 

И газета жила, продолжала выходить, случалось, что из-за недостатка бумаги она издавалась на двух полосах, но не было дня, чтобы не вышел очередной  номер газеты, за исключением единственного  – 25 января 1942 г. Но и этот номер был  подготовлен редакцией: набран, сверстан и вычитан. Однако в ночь на 25 января осажденный город остался без  электричества, замерли типографские машины, газета не могла быть напечатана. Это – единственный случай за все 900 дней блокады, когда читатели не прочли очередного номера. 

В пору самых суровых  военных испытаний незаменимым  средством воздействия на героических  защитников Родины были газеты Вооруженных  Сил, возглавляемые «Красной звездой», которая с 11 декабря 1941 г. в течение  всей войны выходила под девизом  «Смерть немецким оккупантам!» В  этом девизе лучше всего выражено основное направление выступлений  газеты военного периода. «Грозен гнев народа», «Смерть зарвавшемуся врагу», «Приказ правительства будет  выполнен» – это передовые  статьи самых первых военных номеров. В них звучала непоколебимая  уверенность, что гитлеровская орда ляжет костьми на советской земле, будет истреблена, потому что в  мире нет такой силы, которая могла  бы противостоять народу, поднявшемуся на Отечественную войну. 

О массовом героизме советских воинов – пехотинцев, моряков, летчиков, танкистов, артиллеристов  рассказывали в «Красной звезде»  писатели и поэты, считавшие за высокую  честь носить имя ее военного корреспондента. «Родной полк», так называл газету работавший в ней с первых дней войны писатель П. Павленко. Кроме  него, «Родной полк» представляли К. Симонов, Ф. Панферов, В. Ильенков, Б. Лапин, Б. Галин и многие другие. 26 июня 1941 г. в газете появилась первая статья И. Эренбурга «Гитлеровская  орда», которая положила начало его  четырехлетнему сотрудничеству в «Красной звезде». 24 июня, во втором военном номере газеты, была напечатана «Священная война» В. Лебедева-Кумача, ставшая гимном военного времени. Только в апреле 1944 г. в центральном органе Вооруженных  Сил с рассказами и очерками о  героях фронта выступили П. Павленко (очерк «Мать»), А. Сурков (очерк «Молодой коммунист Петр Ватутин»), А. Платонов (рассказ «Через реку»), А. Авдеенко (очерк «На земле Украинской»), Н. Тихонов (статья «Победа» – о разгроме немцев под Ленинградом), Ю. Нагибин (очерк «Трое суток»), Б. Галин  и И. Денисюк (очерк «Десантники»). Была напечатана песня А. Жарова «Заветный  Камень». 

Формируя высокие  патриотические чувства советских  воинов, «Красная звезда» и красноармейская  фронтовая печать рассказывали о  благородных, освободительных целях  Отечественной войны, показывали человеконенавистнический характер идеологии гитлеровского  фашизма, его расовую теорию, под  флагом которой оккупанты творили  свои кровавые дела. Много писали военные  газеты о невиданном вандализме гитлеровцев, устроивших массовые лагеря смерти на временно захваченной ими территории: в Майданеке, Бежице, Треблинке и  других местах. «Треблинка! – говорилось в газете 1-го Белорусского фронта «Красная Армия». – При этом слове люди вздрагивали и озирались по сторонам. Простое название населенного пункта страшило всех – и старых, и малых. Люди, жившие рядом с Треблинкой, не спали ночей. Темноту будоражили крики убиваемых мужчин, женщин, детей. Над Треблинкой никогда не рассеивались черные облака и дым»[14]. 

Когда боевые действия переместились на территорию противника, перед военной, да и всей советской  прессой, встала неотложная задача –  с еще большей активностью  вести работу по интернациональному воспитанию, по пропаганде освободительной  миссии Красной Армии. Удачно действовала  в этом отношении газета 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда». Ей удалось  установить тесные контакты с газетами «Московский большевик», «Рабочий путь» (Смоленск), «Советская Белоруссия», «Советская Литва» и с их помощью выпускать  целевые полосы о трудовых успехах  населения тех районов и областей, по территории которых прошли с боями  бойцы и командиры фронта от Москвы до Восточной Пруссии. 

Систематически публиковала  «Красноармейская правда» подборки патриотических высказываний бойцов и  командиров о родной стране. В одном  из таких материалов красноармеец С. Евсеев с удовлетворением отмечал: «Когда мы пробивали немецкую оборону  под Витебском, я диву давался: откуда у нас столько самолетов, танков, орудий, такая неисчислимая сила? Потом  меня ранило, и я попал в госпиталь. Вернулся на фронт, когда наши войска стояли на границе с Восточной  Пруссией. В октябре мы пошли в  наступление, и все, что я видел  под Витебском, меня уже не удивило бы. Теперь самолеты сосчитать не было возможности. Артиллерия дала такого огоньку – душа радовалась. Я лежал в цепи и говорил себе: гляди, Сергей Петрович, какая мы держава. Воюем, воюем, а сила у нас все больше и больше. 

А когда мы штурмовали Кенингсберг и Пиллау, мне кажется, что самолетов и орудий было больше, чем пехотинцев. Родина дала нам  все, что требовалось для победы»[15]. 

В ходе войны, несмотря на потерю больших производственных мощностей в ее начале, Советский  Союз выиграл экономическое противоборство с Германией и ее сателлитами  и произвел больше своего противника автоматов в 4,7 раза, пулеметов –  в 1,4, орудий всех калибров – в 1,5, минометов  – в 5, самоходно-артиллерийских установок  – в 2,2, боевых самолетов – в 1,1 раза[16]. И это благодаря поистине трудовому подвигу тружеников тыла. «В военное время – работать с  удесятеренной энергией!», «Пусть идут на фронт нескончаемым потоком эшелоны  с вооружением и боеприпасами!», «Больше металла, больше танков –  ближе к победе» – эти призывы  стали постоянными на страницах  газет и в радиопередачах. По примеру  Ферапонта Головатого по всей стране развернулось патриотическое движение по сбору средств на боевую технику  Красной Армии. Средства массовой информации оперативно освещали поступление народных средств в фонд обороны. На полях  сражений фашистов громили танковые колонны «Тамбовский колхозник», «Московский колхозник», «Архангельский колхозник», «Рязанский колхозник», «Ивановский  колхозник», «Колхозник Грузии», «Колхозник Узбекистана», а также авиаэскадрильи, подводные лодки и катера. За счет средств населения были построены  и переданы защитникам Отечества  более 2,5 тысяч боевых самолетов, несколько  тысяч танков, более 20 подводных  лодок, много другой военной техники[17]. 

«Все для фронта! Все для победы!» – под таким  призывом печатались материалы о  трудовых достижениях в тылу. Печать немедленно поддерживала все патриотические почины по увеличению выпуска военной  продукции, по созданию трудовых бригад, боровшихся за досрочное выполнение производственных заданий. Со страниц  центральных, местных и военных  газет о патриотизме советских  людей, о повседневной помощи, которую  они оказывают фронту, рассказывали нарком вооружения Герой Социалистического  Труда Д. Устинов, академик А. Богомолец, Алексей Стаханов, Герой Социалистического  Труда Ф. Токарев и др. 

Правдиво отражая  трудовые достижения в тылу, советские  журналисты успешно использовали многие формы массовой работы, появившиеся  еще в годы первых пятилеток. Особенно эффективной была деятельность выездных редакций. Около 30 выездных редакций «Правды» и около 40 «Комсомольской правды»  действовали на строительстве домен  в Магнитогорске и Нижнем Тагиле, на шахтах Караганды, Кузбасса, на восстановлении Сталинградского тракторного завода. Журналист К. Деветьяров, оказавшийся  в выездной редакции «Комсомолки», вспоминает: «Ни одного целого здания вокруг. Одни в пробоинах с пустыми  окнами, обгорелые, еще стоят, у других только остовы с провисшими лестницами, третьи лежат на мостовой глыбами  обломков... Привлекает внимание на остатках стены крупная надпись: «Отстоим родной Сталинград!». Сделана, видно, в  разгар боев. Теперь в середине первого  слова кто-то вписал еще одну букву, и лозунг уже звучит по-новому: «Отстроим родной Сталинград!». В возрождение города-героя внесла свой вклад и выездная редакция «Комсомолки», возглавлявшаяся известным фельетонистом С. Нариньяни, в состав которой входил также известный поэт Семен Гудзенко. Потрясают приведенные К. Деветьяровым стихи поэта, напечатанные в Сталинградской «Комсомолке», навеянные одним из многочисленных эпизодов захоронения останков бойцов: 

  

Ни крестов, ни цветов, 

Не полощутся флаги. 

Серебрится кусок 

Алюминьевой фляги. 

И подсумок пустой, 

И осколок гранаты  – 

Неразлучны они 

Даже с мертвым  солдатом[18]. 

  

Достойно в годы Великой Отечественной войны  была продолжена традиция издания красочных  сатирических «Окон РОСТА», по примеру  которых советские художники  и поэты незамедлительно приступили к выпуску «Окон ТАСС». Когда  враг лез к самым московским заставам, стены Москвы провожали идущих на фронт призывами: «Ребята, не Москва ль за нами?», «Ни шагу назад!», «Огнем истреби врага!». Это были первые «Окна ТАСС», появившиеся в столице  уже 26 июня 1941 г., а всего за годы войны  их издано около 1,5 тысяч. Вслед за московскими  «Окна ТАСС» появились в Ленинграде и других городах. Неизменными авторами «Окон ТАСС» были художники Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), П. Соколов-Скаля, В. Дени, М. Черемных, М. Савицкий, Г. Нисский, поэты Д. Бедный, С. Маршак, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров, С. Михалков, С. Кирсанов. Всего в издании «Окон ТАСС» принимало участие примерно 80 поэтов и 130 художников. Выходившие тиражом до нескольких тысяч экземпляров «Окна ТАСС» распространялись в основном по подписке, а также рассылались в действующие армии, вывешивались в витринах на улице. Уже в годы войны осуществлялись выставки лучших «Окон ТАСС» в Англии, Швеции, Китае, странах Южной Америки[19]. 

Информация о работе Развитие журналистики в военные годы