Религиозное радио в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:31, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить особенности становления и развития религиозного радио в России.
Объектом исследования является религиозное радио, как один из видов радиовещания.
Предмет исследования – особенности религиозного радио в России.

Работа содержит 1 файл

Религиозное радио в России.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

    В 1917 г. Церковь была не только «отделена  от государства», она не могла претендовать на собственную позицию в светском мире, в том числе на независимую издательскую, вещательную политику. Редкие публикации о религии в основном ограничивались атеистическими, разоблачительными сюжетами. Тенденциозный характер публикаций о религии в советское время позволяет вычеркнуть период с 1918 по 1990 г. из истории религиозной российской журналистики. Достаточно содержательным в творческом плане видится период 1906–1917 гг., но исследования этого этапа развития религиозной журналистики практически отсутствуют. Однако в это время была не только яркая христианская публицистика, представляющая разные уровни и направления православной мысли (Н. Бердяев, Г. Флоровский, С. Булгаков и др.), но и религиозная аналитика.

    В августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе впервые приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». «Основы» выражают общецерковное мнение по насущным проблемам современной жизни, регламентируют поведение священников и мирян во всех актуальных сферах: международных, национальных и семейных отношениях, по проблемам собственности, войны и мира, здоровья, экологии, биоэтики, науки, культуры и т.д. В главе XV «Церковь и светские массовые информации» определяются нормы, принципы взаимодействия Православной Церкви и СМИ: как путем создания в светских изданиях особых форм церковного присутствия (приложения, теле-, радиопрограммы), так и с помощью собственных информационных средств (печатных, радиоэлектронных, компьютерных). При этом подчеркивается, что «информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности». В случае «хуления имени Божия», сознательного искажения информации о церковной жизни, церковная власть (соответствующая уровню издания) может «прекратить взаимоотношения со средством массовой информации или журналистом; призвать верующих бойкотировать данное СМИ и даже «предать каноническим прещениям виновных в греховных деяниях…»9.

    Таким образом, на настоящем этапе развития религиозной журналистики качественный уровень изданий, публикаций предопределяется личностным социально-культурным, эстетическим потенциалом создателей религиозных программ, осознанием ими собственной роли, призвания и ответственности (перед Церковью – или обществом), а также позицией церковных структур, священников епархий и приходов.

    На  настоящем этапе развития религиозного радиовещания журналистские ошибки, огрехи можно суммировать в группы:

  • несоразмерность вещательных объемов передач, воплощающих определенные конфессиональные коды и сюжеты, религиозной традиции страны, национальным интересам;
  • несоответствие приоритетных жанровых форм, фактуры передач, манеры персонификации вещательному потенциалу радио;
  • неточности и «ляпы» в передачах, включающих религиозные темы. Так, например, в выпусках новостей в течение дня неоднократно сообщалось, что «…найден труп мужчины немусульманского происхождения» («Радио России», «Вести», 15.02.2001 г.).

    Вопросы религиозного радиовещания относятся  к различным уровням и сферам, в том числе к нерешенной до сего дня проблеме церковно-государственных отношений, национальной идеи. Конечно, корректный принцип организации религиозного эфира государственного радио – приоритетность светских религиозных передач, т.е. описание, информация, аналитика политических, социальных, экономических процессов и явлений, обусловленных религиозным фактором; выведение конфессиональных передач, воплощающих миссионерскую, апологетическую интенцию, из поля журналистики. В настоящее время конфессии не просто проповедуют на государственном радио – проповедуют «на правах рекламы». Но реалии жизни: коммерциализация эфира, востребованность «спонсорских» денег (в том числе церквей и миссий), говорят о том, что конфессиональное вещание на «Радио России» будет развиваться. Однако и конфессиональные программы должны быть выстроены соразмерно принципам и нормам радиовещания, воплощать журналистские функции и отвечать потенциалу радиоэстетики. К сожалению, в настоящее время медиа мониторинг Независимого института социально-психологических исследований выявляет крайне низкий интерес к религиозным программам: они привлекают лишь 1% слушателей (при интересе к музыкальным и информационным программам в 72 и 67% соответственно)10.

    Религиозное радио в Росси понятие очень молодое, но перспективное. Исходя из исторических предпосылок, и состояния такого радиовещания сегодня можно говорить о том, что это направление будет развиваться и приобретать новые функции и задачи. К сожалению, в нашей стране нет большого опыта и практики работы подобного вещания, но на примере зарубежной практики и своевременном реакции на потребности аудитории, можно говорить о перспективном развитии религиозного радио в нашей стране. В виду влияния глобализации и четко сложившихся религиозных идеологий и направлений возможно в будущем такое радио ждет трансформация в общее международное глобальное религиозное радиовещание. 

    Список  используемых источников и литературы.

  1. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в  преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.
  2. Рейтинги доверия/недоверия институтам общества//Дайджест результатов исследований Фонда «Общественное мнение». 2001. №6. Вып. 9.
  3. Лекции по религиоведению: Учеб. пособие/Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1997.
  4. Католическая церковь и вещание (обзор журнала «The wide world of UNDA»). М., 1981.
  5. Лукина М.М. Четыре модели христианского радиовещания//Журналистика в 1993 г.: Тез. науч. -практ. конф. М., 1994. Ч. 3.
  6. Сайт радио "Радио Мария" http://www.radiomaria.ru
  7. Сайт радио «Радонеж» http://www.radrad.ru
  8. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.
  9. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. 
  10. Аудитория радио: Медиа мониторинг НИСПИ//Вестник ВГТРК (информационный бюллетень). 2000. №8.

Информация о работе Религиозное радио в России