Роль пропаганды в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Черный PR, «спец технологии», «грязные технологии», «информационные войны», «спец пропаганда», «контрпропаганда» – эти понятия все чаще попадаются нам в средствах mass media, обсуждаются на встречах специалистов по избирательным компаниям, с настороженностью поднимаются во время встреч с клиентами и потенциальными кандидатами. Что же стоит за этими понятиями?

Работа содержит 1 файл

propaganda.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     Посмотрим, какие методы были использованы в  «Ролике с маргариткой» и ролике «В, Хартон». Прежде всего хотелось бы отметить, что как в первом, так и во втором случае кандидат, против которого направлена «контрпропаганда», в общем-то, имеет очень небольшое отношение к идеям роликов: связь Голдуотера с «погружением мира в темноту» и М. Дукакиса с преступлениями В. Хартона очень «относительная».

     В «Ролике с маргариткой» мы видим  комбинацию сразу нескольких методов «контрпропаганды». Основой ролика выступает метод «Использование играющих тем и сообщений». Как мы видим, наличествует угроза («мир погрузится в темноту»), подразумевается способ, как избежать этой угрозы (проголосовать против Б. Голдуотера), имеется уверенность аудитории в простоте и возможности избежать этих последствий (простота действия – голосование против Б. Голдуотера). Также очевидно использование метода «Утвердительные заявления». Итоговое утверждение приводится в качестве факта, не требующего доказательств. Также мы видим использование метода «Неопределенных выражений и намеков, несущих негативную окраску», когда фраза «Ставка такова: либо создать мир, в котором смогут жить все дети, или погрузиться в темноту» предлагает аудитории возможность самой находить собственные интерпретации, одновременно эксплуатируя общественный стереотип Б. Голдуотера как «ястреба».

     В ролике «В. Хартон» мы также встречаемся  с комплексным использованием различных  методов контрпропаганды. Прежде всего, построение ролика также объясняется применением метода «Использование пугающих тем и сообщений». В нем также наличествует угроза (преступники, «находящиеся на свободе», «либеральный эксперимент» М. Дукакиса), подразумевает способ, как избежать этой угрозы (проголосовать против  М. Дукакиса), имеется уверенность аудитории в простоте и возможности избежать этих последствий (простота действия – голосование против М. Дукакиса). Широко используются методы «Выборочный подбор информации» и «Псевдологические выводы». Например, этот ролик заставляет зрителей думать, что все 286 сбежавших в ходе программы «Отпуск из тюрьмы на выходные» заключенных являются особо опасными убийцами. На самом деле только четверо из них являются убийцами, остальные были осуждены за менее тяжелые преступления. Ролик также создает ощущение, что в результате программы «Отпуск из тюрьмы на выходные» в Массачусетсе возникает большое количество совершивших побег заключенных. На самом деле таких заключенных менее 1%, из них еще меньше тех, кто совершает на воле преступления, связанные с насилием. Достаточно интересным является реализация метода «Перенос неодобрения и негативного образа», с помощью которого эксплуатируются определенные стереотипы по отношению к неграм. Появления жертв преступления В. Хартона также от части связано с реализацией метода «Общественное неодобрение».

Заключение.

     Подводя итог вышесказанному, можно сделать  следующие выводы.

  1. Идеологические взгляды, формируемые в результате целенаправленных пропагандистских усилий государства или каких-либо оппозиционных структур, представляют довольно отчетливый срез идеологического сознания. Идеологические установки на этом уровне в отличии от массового повседневного сознания отличаются устойчивостью.
  2. Пропаганда и общественная психология тесно связаны между собой. Пропагандистское воздействие всегда направлено на конкретный объект-аудиторию, который имеет социально-психологические особенности. Без учета этих особенностей невозможно влиять на людей, на их разум и чувства.
  3. Можно выделить следующие аспекты использования пропаганды:

      По  критерию законности – незаконности: использование методов, направленных на разрушение положительного и создание отрицательного имиджа, является законным методом агитации во время предвыборных компаний.

      По  критерию эффективности: спецтехнологии могут быть эффективными и вносить существенный вклад в победу в избирательной компании.

      По  критерию этичности  – не этичности: использование различных форм спецтехнологий  нередко может являться неэтичным, а сторона, приобретаемая такой имидж, нередко обрекает себя на поражение в избирательной компании.

     Одновременно  необходимо учитывать, что спецтехнология является одним универсальным приемом, не сводятся к нескольким волшебным  методам, которые позволяют достичь  запланированного результата. Спецтехнологии, воздействующие на общественное мнение, требуют правильного владения ими, привлечения квалифицированных специалистов. Более того, неправильное их использование может повлечь результаты, обратные запланированным.

     Таким образом изучение пропаганды осуществляется в различных аспектах.

  1. Исследование больших и малых социальных групп, коллективов и групп межличностного общения, которые являются объектом пропагандистского воздействия. Чем лучше мы будем знать психологию этих групп и коллективов, тем успешнее будет воздействие на них.
  2. Изучение психологических законов восприятия пропаганды, раскрытие механизма формирования интересов к политическим и научным знаниям и активизация на этой основе всего процесса пропаганды.
  3. Поиски наиболее оптимальных методов воздействия на психику человека, способствующих превращению получаемых знаний, пропагандируемых идей и ценностей в личную убежденность человека.

 

Литература:

  1. Поченцов  Г. Г.  Коммуникативные аспекты  семантики, – Киев: Вищалик, -  1987г.
  2. Васильев В. П.  Конкретное социальное исследование идеологической работы, - М.: Мысль, - 1984г.
  3. О современном – по-современному: об эффективности средств массовой информации и пропаганды (сб. статей / Сост. Л. Н. Плющиков), - Л.: Лениздат, - 1978г.
  4. Андрунас Е. Ч.  Информационная элита: корпорации и рынок новостей, - М.: МТУ, - 1991г.
  5. Беглов С. И.  Внешнеполитическая пропаганда: Очерки теории и практики (учеб. Пособие для вузов по спец. «Журналистика»)  2-е изд., испр. и доп., - М.: Высш. шк., - 1984г.
  6. Буданцев Ю. П.  В контексте жизни: Системный подход и массовая коммуникация, - М.: Мысль, - 1979г.
  7. Буданцев Ю. П.  Системность в изучении массовых информационных продуктов, - М.: Издат. Ун.-та дружбы народов, - 1986г.
  8. Кондрашов П. В.  Методика определения эффективности выступлений печати, телевидения, радиовещания, - Хабаровск, - 1978г.
  9. Кондрашов П. В.  Эффективность средств массовой информации и пропаганды, пути ее дальнейшего повышения: Методологические и методические аспекты исследования, - Хабаровск, - 1979г.
  10. КПСС.  КПСС о средствах массовой информации  и пропаганды (документы и материалы), - М.: Политиздат, - 1979г.
  11. Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации (СБ. ст.) / отв. Ред. Михалкович В. И., Стигнеев В. Т.
  12. Научная методология изучения массовых информационных продуктов: Сб. научных трудов / Министерство высш. и ср. образования, - М.: 1984г.
  13. Средства массовой информации и пропаганды / (Морозов Б. М., Егоров В. В., Новиков В. И), - М.: Политиздат, - 1984г.
  14. Язык и стиль средств mass media и пропаганды: печать, радио, TV, док. Кино / под ред. Д. Э. Розенталя, - М.: МТУ, - 1980г.
  15. Наглядная агитация. Методическое и практическое пособие, - Минск: «Беларусь», - 1971г.
  16. Пормейстер В. А.  Наглядная агитация, - Таллин: «Ээсти раамат», -1968г.
  17. О некоторых путях повышения эффективности лекционной пропаганды, - М.: 1974г.
  18. Соломоник А. Г.  Методы устной массовой пропаганды, - М.: 1972г.
  19. О пропаганде бесценного наследия, - Курган: 1970г.
  20. Адамов Е. А.  О характере речи пропагандиста, - М.: «Московский рабочий», - 1970г.
  21. Активные помощники лектора и пропагандиста: Учеб.-метод. пособие по использованию технических средств пропаганды / В. Н. Попов и др., - Киев: Политиздат Украины, - 1985г.
  22. Афонин Н. С.  Лекционная пропаганда: Вопросы теории и практики / Н. С. Афонин, Ф. Л. Бурдаков, - Саранск: Мордов. книжное изд-во, - 1976г.
  23. Бокарев Н. Н.  Социальные исследования эффективной лекционной пропаганды, - М.: Знание, - 1980г.
  24. Волович Л. А., Тимофеев А. Н.  Лекционная пропаганда: методика, опыт, мнения, - Казань: Татар. кн. Изд-во, - 1984г.
  25. Дзяшковская Л. И., Харченко Ю. А.  За эффективность пропаганды, - М.: Знание, - 1987г.
  26. Иванова Ж. Е.  Социальные исследования и совершенствование лекционной пропаганды, - М.: Знание, - 1987г.
  27. Крысыко В.  Секреты психологической войны (цели, задачи, …), -М.: 1984г.
  28. Поченцов Г. Г.  Информационные войны, - М.-Киев: 2000г.
  29. Поченцов Г. Г. Как ведутся тайные войны. Психологические операции в современном мире, - Ровно, - 1999г.
  30. Поченцов Г. Г.  Теория и практика информационных войн, - Ровно, - 1999г.
  31. Прокофьев В. Ф.  Тайное оружие информационной войны, - М.: 1999г.
  32. Расторгуев С. П.  Информационная война, - М.: 1998г.
  33. Уеганков В. Д., Лопатин В. Н.  Психотропное оружие и безопасность России, - М.: 1999г.
  34. Любимов М.  Декомерон шпионов, - М.: 1998г.
  35. Васильев В. П.  Методология и методика конкретных социологических исследований средств массовой информации и пропаганды, - М.: 1986г.
  36. Москвичев Л. Н.  Манипулирование сознанием людей и проблема войны и мира // Социологические аспекты проблем мира и социального прогресса, - М.: 1986г.
  37. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы / ред. Осипов, - М.: 1972г.
  38. Американская социологическая мысль (тексты) / Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц, - МГУ, - 1994г.
  39. Поченцов Г. Г.  P.R. или как усиленно управлять общественным мнением, - М.: 1998г.
  40. Москвичев Л. Н.  Теория «деидеологизация»: ………..  и действительность (критические очерки об одной модной буржуазной конкуренции), - М.: 1971г.
  41. Циганков П. А.  Политическая социология международных отношений, - М.: 1994г.
  42. РФ Президент (1991г. – Б. Н. Ельцин)   Вопросы Совета Безопасности РФ: [Указ Президента РФ от 15 нояб. 1999г. № 1528] // Рос. газета, - 1999г., - 17 нояб., - с.4.
  43. РФ Правительство   Вопросы Мин. РФ  по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации: Постановление Правительства РФ от 10 сент. 1999г. № 1022 // Росс. газета, 1999г., - 15 сент., - с.4.  Прил.: Пол-е о Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещании и средств массовых коммуникаций.
  44. Положение о Министерстве печати и информации РФ; Утвержден пост. Сов. Министров Правительства РФ от 18 мая 1993г. № 472, - Кн. обозрение, - 1993г., - 4 июня, - с. 7-8.
  45. Марилов М. В.  И. о. свободы слова; [Беседа с бывшим руководителем Российского информационного центра М. В. Марчеловым / Записала Милашина] // Новая газета, - 2000г., - 7-13 февр., - с. 10.
  46. Семина Л.  Наша пресса продается. Только в киоске?: [По поводу независимости прессы ] // Росс. Газета, - 2000г., - 15 марта, - с. 3.
  47. Марчелов М. В.  Росинформ сообщает…:  [Беседа с руководителем Росинформцентра М. В. Марчеловым / Записал Б. Борисов] // Красная звезда, - 1999г., - 2 нояб.
  48. Строев Е. С.  Егор Строев: «К сожалению, наша пресса не является полностью независимой и свободной…»: Интервью Пред. Совета Федерации Ванисом И. Горбунов. // Жэурналист, - 1999г., - № 11, - с. 8-9.
  49. Верховская А. И.  Средства массовой информации в системе партийно-политических отношений // Вестник Московского университета Сер. 10, - Журналистика, - 1999 г., - № 6, - с. 19-29.
  50. Прохоров Е. П.  Демократические пути формирования единого информационного пространства // Вестник Московского университета Сер. 10, - Журналистика, - 1999 г., - № 6, - с. 3-18.
  51. Грабельников А. А.  О российско-государственной идеологии и информационной политики // Вестник Московского университета Сер. 10, - Журналистика, - 1998 г., - № 6, - с.3-15.
  52. Ефимова Л.  Право на информацию: власть и СМИ // РФ сегодня, - 1998г., - №20, - с. 49-53.
  53. Пристанская О., Клочкова А.  Призрак и страх бродит по России; [О средствах массовой информации; По материалам социологического исследования] // Юридическая газета, - 1995г., - № 35, - с. 3-4.
  54. Иванов Ю.  О четвертой власти; [О средствах массовой информации] // Правда, - 1995г., - 22 июня, - (Правда России; №13).
  55. Полторанин М. Н.  Масс-медиа и их экономическая независимость: [О проблемах средств массовой информации: Беседа с пред. Ком. Гос. Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике и связи М. Н. Полтораниным / Записал М. Бужкевич] // Деловой мир, - 1994г., - 11 июня, - с. 1,4.
  56. Борев В. Ю., Коваленко А. В.  …. И массовая коммуникация / отв. ред. А. И. Арнольдов; АН СССР, Ин-т философии, - М: Наука, - 1986г., - 301, [2] с.; 17см.
  57. Поклад А. Б., Юдина Н. И.  Массовая информация: международное общение или подрывная пропаганда? – М.: Международные отношения, - 1987г., - 91, [2] с.; 20 см.
  58. Методика изучения общественного мнения; Сб научных трудов / МГУ им. М. В. Ломоносова, Центр изучения общественного мнения / редкол.: С. В. Туманов и др., - М.: Из-во МГУ, 1992г., - 90 [1] с.; 22 см.
  59. Медведев Р.  Война в Чечне и война на страницах печати / Рой Медведев // Росс. газета, - 2000г., - 17 фев., с. 3.
  60. Беренбаум И. Е.  Информационно-коммуникативные науки в свете эволюции средств информации и коммуникации // Книга: исследования и материалы / «Всесоюзная книжная палата», - 1990г., - Сб. 6Р., - с. 31-47.
  61. Григорьев М.  Как рождаются слухи, или тонкости превентивной пропаганды в СМИ // Открытая политика, - 1999г., - № 9-10, - с. 80-88.
  62. Лесин М. Ю.   Михаил Лесин: «Мы информационные войны уже проходили»: (беседа с министром РФ по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций) // Московские новости, - 1999г., - 20-26 июня, - № 27, - с. 6-7.
  63. Городовой А. Г.  Цензуры нет, но тайны остаются: (беседа с начальником Службы информационной безопасности в средствах массовой информации Министерства обороны РФ полковником А. Г. Городовым / Записал Н. Просков) // Красная звезда, - 1999г., - 26 марта.
  64. Грабельников А. А.  О российской государственной идеологии и информационной политике // Вест. МГУ Сер. 10 Журналистика, - 1998г., -№6, - с. 3-15.
  65. Бондаренко А.  Проигранная информационная война: Пропаганда объединенной группировки федеральных сил в Чечне потерпела фиаско // Нд. газета, - 1996г., - Независимый военный обозреватель, - 10 окт., - с. 4.
  66. Говорухин С. С.  Не стреляйте в спину солдатам (по поводу освещения средствами массовой информации событий в Чечне: рассказ депутата Гос. Думы Федерального Собрания РФ) / записала Т. Седых // Гудок, - 1995г., - 30 июня, - Советская Россия, - 27 июня.

Информация о работе Роль пропаганды в жизни общества