Роль СМИ в политической жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 11:46, реферат

Описание работы

Во второй половине XX в. в политической жизни общества значительно возросло влияние газет и журналов, радио и телевидения, объединяемых понятием средства массовой информации (СМИ). В последние годы политическая информация широко распространяется не только по каналам традиционных СМИ, но и через Интернет.

Работа содержит 1 файл

rolsmi (1).doc

— 85.00 Кб (Скачать)

виях  избиратель может противостоять  политическим мани-

пуляциям  с использованием СМИ?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Подумайте  о следующих фактах, имевших место  в на-

чале XX в. На затерявшемся в океане острове  жили две об-

щины  колонистов — немцев и англичан, предки которых

давно поселились здесь. Они мирно общались между собой,

сотрудничали, причин для ссоры не было. Сношения с

внешним миром осуществляли корабли, изредка  заходив-

шие сюда. В августе 1914 г. началась мировая  война, но на

острове об этом ничего не знали, поскольку  радиосвязи тог-

да не было. Жизнь протекала в привычном  порядке. Лишь

в 1915 г. пришел корабль, экипаж которого принес весть о

том, что  Великобритания и Германия столкнулись  в крова-

вой битве. Обстановка на острове сразу обострилась, отно-

шения между общинами стали враждебными. Какие выво-

ды о  значении политической информации можно  сделать из

этой  истории?

2. Оцените  следующие факты. В середине XX в. для то-

го, чтобы  переслать 30 страниц текста на расстояние

5 тыс.  км, потребовалось бы примерно 10 дней и около

30 долларов. В 1980 г. ту же задачу можно было выполнить

по факсу  за один час. Это стоило бы примерно 50 долларов.

В начале XXI в., используя лучшие сети передачи данных,

тот же объем информации можно перебросить  за 3 секунды,

затратив 3 цента. Стоимость операции упала в тысячу раз,

а скорость возросла в 300 тысяч раз. Сделайте выводы из

этих  фактов.

3. Американский  журналист Ч. Дейна как-то сказал:

«Если собака кусает человека, это не новость; новость — если человек кусает собаку.» Отражает ли это высказывание сущность СМИ? Какое положение учебного текста перекли-кается с этими словами?

4. Проследите, как освещается какое-либо значительное событие, происходящее одновременно с изучением данной темы, в одной из центральных газет, в одной из информационных программ радио и в одной из информационных программ телевидения. Сопоставьте это с характеристикой особенностей каждого вида СМИ. Сделайте выводы.

5. Проведите  небольшое социологическое исследование — анкетный опрос ваших одноклассников на тему «Мой главный источник политической информации». Результаты исследования обсудите в классе.

6. Составьте  для молодого человека, проявляющего  интерес к массовой информации, памятку под названием Как ориентироваться в материалах СМИ (вариант названия: Лоцман в море политической информации).  

Прочтите  фрагмент из работы современного политолога.

«Процесс формирования демократического общественного мнения включает два элемента: во-первых, доступ к информации, во-вторых, способность ее анализировать и принимать решение. Очевидно, что Интернет обеспечивает неслыханный прежде доступ к информации и расширяет возможности коммуникации. Возникает идея виртуального общества, которое благодаря Интернету способно преодолеть иерархизм реальной власти. Электронная коммуникация осуществляет полное равенство ее участников и участниц.

Наибольшие  перспективы имеет процесс использования Интернет-технологий для дальнейшего расширения возможностей существующей системы представительной демократии и развития процессов так называемой электронной

демократизации. Ее основной смысл заключается в использовании Интернет-технологий для следующих целей:

•расширения доступа избирателей и СМИ к законотворческой деятельности;

•снижения издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей;

•повышения  эффективности обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных органах власти. Развитие компьютерной сети изменило во многом характер политических коммуникаций, позволив устанавливать одновременный контакт между миллионами людей.»

Вершинин С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб., 2001. — С. 87. 

Вопросы и задания к  источнику.

1) В чем состоит смысл электронной демократизации?

2) Каким  образом может быть расширен доступ избирателей к законотворческой деятельности?

3) Как  Интернет может способствовать снижению издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей?

4) В  чем состоит перспектива осуществления через Интернет обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных органах власти?

5) В  чем заключается преимущество  Интернет-технологий перед возможностями традиционных СМИ?

6) На  основе документа и текста параграфа сделайте вывод о новых возможностях, которые открывает Интернет для развития демократии.

Об  этом спорят

Споры, как отмечает автор приведенного выше фрагмента, вызывает вопрос о характере влияния Интернета на демократические институты и процессы. Этот общий вопрос включает в себя ряд более конкретных:

- Что происходит с прежними политическими институтами, когда и как рождаются новые институциональные структуры?

- Как изменить общественное устройство, чтобы максимально использовать преимущества новых возможностей в информационных взаимодействиях, но при этом сохранить устойчивость общественных институтов?

- Каковы механизмы трансформации взаимоотношений гражданского общества и государства, демократии и публичной сферы, прямой и представительной демократии в информационном обществе?

- В чем заключается влияние Интернета как средства массовой политической коммуникации на электоральное поведение граждан?

- Какой тип демократии формируется в информационном обществе?

Информация о работе Роль СМИ в политической жизни