Семиотическая структура интернет-версии печатного СМИ (на примере журнала «Русский репортер»)

Автор: b********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение особенностей семиотической структуры интернет-версий периодических изданий и изучение ее взаимосвязи с моделью печатного издания.
Объектом исследования является интернет-версия периодического издания в совокупности окружающих ее и взаимосвязанных с нею явлений.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Исследование феномена интернет-версии………………………..5
2. Интернет-версия издания как разновидность креолизованного текста……………………………………………………………………………..9
3. Дизайн интернет-версии как результат интеграции компонентов графической модели периодического издания в среду веб-дизайна…………13
4. Выразительные средства в оформлении интернет-версии и взаимосвязь с графической моделью печатного издания……………………..19
5. Семиотический анализ интернет-версии журнала «Русский репортер» ………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 
 
 

Никулина  Мария Владимировна 
 
 

Семиотическая структура интернет-версии печатного СМИ 

(на  примере журнала  «Русский репортер»).  
 
 
 

Курсовая работа студентки

4 курса очного отделения

филологического факультета 

Научный руководитель:

Есин  В.И. 
 
 
 
 
 
 
 

Орёл  – 2011

         Содержание

         Введение……………………………………………………………….3

         1. Исследование феномена  интернет-версии………………………..5

         2. Интернет-версия  издания как разновидность креолизованного текста……………………………………………………………………………..9

         3. Дизайн интернет-версии как результат интеграции компонентов графической модели периодического издания в среду веб-дизайна…………13

         4. Выразительные средства в оформлении интернет-версии и взаимосвязь с графической моделью печатного издания……………………..19

         5. Семиотический  анализ интернет-версии журнала  «Русский репортер» ………………………………………………………………………..26

         Заключение…………………………………………………………….32

         Список литературы……………………………………………………33

         Приложения……………………………………………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение

         Освоение печатными  СМИ Интернета проходило очень  интенсивно с момента создания Всемирной  паутины, и создание ими интернет-версий стало обычной практикой. В условиях стремительного роста аудитории  сети и продолжительного падения  доходов периодики, форсированного перетеканием читателей, а вслед за ними и рекламы во Всемирную паутину, ставится вопрос о дальнейших перспективах прессы, вытеснении ее новыми электронными масс-медиа.

         Многие полагают, что иначе как интегрировавшись в новую цифровую медийную парадигму, печатным СМИ не выжить [Вартанова, Лукина, Фомичева]. Поэтому проблематика интернет-версий, вызванная к жизни трансформацией масс-медиа в современных условиях и связанная с выявлением различных аспектов взаимодействия сайтов газет и журналов с периодическим изданием, является как никогда актуальной – она затрагивает будущее прессы.

         Одной из важнейших  проблем здесь представляется изучение особенностей семиотической структуры  интернет-версии периодического издания. Дизайн интернет-версий развивается как часть еще находящейся в процессе становления дисциплины веб-дизайна, которая, в свою очередь, опирается на целый ряд областей знания, а также на инновационную технологическую платформу Интернета. При этом дизайну интернет-версии присущи уникальные качества, которые отражают специфику комплексных характеристик самого феномена интернет-версии, также переживающего этап бурного развития. Семиотическая модель интернет-версии находится в эпицентре трансформации масс-медиа в сети и уже поэтому представляет повышенный научный интерес.

         Цель исследования – определение особенностей семиотической  структуры интернет-версий периодических  изданий и изучение ее взаимосвязи  с моделью печатного издания.

         Объектом исследования является интернет-версия периодического издания в совокупности окружающих ее и взаимосвязанных с нею явлений.

         Предмет исследования – семиотическая структура интернет-версии периодического издания, а также  сам феномен интернет-версии. В  качестве основного материала для  анализа используется интернет-версия журнала «Русский репортер».

         Задачи исследования:

         1) определить понятие  интернет-версии;

         2) обозначить общую  специфику явления интернет-версии;

         3) рассмотреть интернет-страницу как тип креализованного текста;

         4) понять взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов в составе интернет-публикации;

         5) определить функции  веб-дизайна и прояснить особенности  их выполнения в дизайне интернет-версий;

         6) рассмотреть композицию интернет-версии периодического издания и установить способ классификации применяемых в дизайне интернет-версии оформительских элементов.

         Решение этих задач  позволит лучше понять структуру  интернет-версии издания и интергрировать эти знания на практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1. Исследование феномена интернет-версии

         Интернет-версия - это явление, образующееся на стыке двух сред: традиционной медиа-среды и Интернета. Интернет-версия является прежде всего веб-сайтом, «т.е. информационным узлом (ресурсом) в сети Интернет; в то же время, согласно действующему и проектному законодательству Российской Федерации и многих развитых стран, интернет-версии подходят под определение СМИ (будучи в том числе незарегистрированными как средство массовой информации)» [Кастельс 2004: 76]. Однако интернет-версии и интернет-издания, не имеющие печатного аналога, функционируют по-разному. Набор их задач разнится в силу, прежде всего, отсутствия у «самостоятельных» интернет-СМИ каких-либо связей с периодическим изданием, которое делегирует интернет-версии, например, часть своих задач. Таким образом, интернет-версию периодического издания - это «представительство периодического издания в Интернете (его веб-сайт), выступающее в роли СМИ» [Лукина, Фомичева 2005: 19]. По мнению Засурского Я.С. [Засурский 1999: 73], основные признаки интернет-версии: существование в форме веб-сайта, средства массовой информации и наличие устойчивых и комплексных связей (организационных и иных) с периодическим изданием.

         Это определение  является в значительной степени  рабочим, однако позволяет существенно  конкретизировать круг рассматриваемых явлений. Таким образом в понятие «интернет-версии» не входят: электронные копии газет и журналов, распространяемые цифровым путем (поскольку они не являются веб-сайтами и могут распространяться на «твердых» носителях, например компакт-дисках); сайты-визитки, содержащие только самую базовую информацию о печатном издании, скажем, сведения о редакции и рекламные расценки – они не являются средствами массовой информации; самостоятельные интернет-СМИ – по причине отсутствия каких-либо связей с периодическим изданием.

         Исходя из названных  признаков интернет-версий определяется их место в основных классификациях веб-ресурсов. В ключевой для исследования классификации по функциям они относятся  к информационным. В классификации  самих интернет-версий прежде всего интересен характер видоизменения их уникальных свойств, формирующих их специфику, например, связи с периодическим изданием. Исходя из наиболее распространенного в отечественной литературе способа разделения интернет-версий по характеру переноса контента из периодического издания в сеть на «клоны» и перерабатывающие или самостоятельно производящие информационный продукт сайты газет и журналов [Лукина, Фомичева 2005] логично предложить комплексную классификацию по стратегиям развития.

         Она имеет в виду такие характеристики интернет-версии, «как степень интеграции в информационную инфраструктуру Интернета, самостоятельности в производстве контента и экономической свободы» [Лукина, Фомичева 2005: 45] . Наиболее сложной формой интернет-версии по этой классификации является интернет-версия-«портал». В основу ее положены расширение функций интернет-версии как веб-ресурса и переработка контента периодического издания в противовес прямому копированию; ей свойственны сложная структура и обогащение мультимедийной и других составляющих содержания по сравнению с тем, что предлагает «оффлайновая» версия. «Находясь в русле конвергентных процессов, протекающих в Интернете, интернет-версии портального типа не просто адаптируют печатное издание в ряде аспектов к новой медиаплатформе, а трансформируют его» [Лукина, Фомичева 2005: 50]. Рост популярности этой стратегии, ее универсальность, предполагающая максимально широкую, жизнеспособную бизнес-модель и поэтому привлекательная для издателей, позволяют утверждать, что за ней будущее интернет-версий.

         Сделав эти выводы, необходимо проанализировать, какого рода отношения связывают периодическое  издание и интернет-версию. Эти  отношения могут развиваться  в нескольких направлениях, которые  в разной степени пересекаются. Сотрудничество «онлайновой» и «оффлайновой» версий периодического издания основано на организационных связях, однако ими не ограничивается – можно насчитать восемь различных аспектов их взаимодействия, а именно [Беляев 2008: 23-24]:

         - организационный (работа в качестве связной организационной единицы);

         - содержательный (обмен контентом в «сыром» или «готовом» виде);

         - репутационный (интернет-версия пользуется авторитетом «материнского» издания для привлечения аудитории);

         - оформительский (взаимовлияние графических моделей печатного издания и его веб-сайта)

         - структурный (структура интернет-версии зачастую основана на системе разделов и рубрик печатного издания);

         - кадровый (обмен журналистами, объединенная работа редакций);

         - маркетинговый (взаимное продвижение родственного издания на страницах газеты и интернет-версии);

         - экономический (газета или журнал и интернет-версия выступают в качестве единого экономического субъекта, разделяя убытки и доходы);

         - рекламный (совместное предоставление рекламных площадей).

         Рассматривая спектр этих отношений, необходимо отметить те, которые наиболее существенны при изучении семиотической структуры интернет-версии: это содержательный аспект взаимодействия, структурный и, безусловно, оформительский - важнейший для данной работы. Здесь издание и его интернет-версия пересекаются во многих направлениях, прежде всего это проявляется в обмене компонентами графической модели. Тем не менее последние почти всегда переосмысливаются с учетом специфики нового носителя, которым для газетно-журнального дизайна является Интернет, его возможностей и ограничений.

         Специфика информационного  поля, в котором функционирует  интернет-версия, влияет на форму и  содержание интернет-версии в трех выделенных ранее нами направлениях: контента, структуры и оформлениях [Лукина, Фомичева 2005: 67]. В случае с контентом речь идет прежде всего об обогащении (мультимедийными возможностями, производящей силой для которых является дигитализация, и интерактивными, добавляющими к профессиональному, журналистскому контенту целый сектор «любительской журналистики», выступающей на страницах интернет-версий в роли комментария по отношению к авторским материалам), переработке и реорганизации (в том числе и с учетом индивидуальных потребностей пользователя, что является проявлением процесса персонализации).

         Ключевым фактором трансформации, меняющим структуру  интернет-версии по сравнению с печатным изданием, является гипертекстовость, «которая дает возможность сгруппировать разноуровневые объединения медиагруппы вместе, в результате имеет место структурная интеграция различных изданий и веб-проектов» [Урина 1996: 113]. Множественность источников контента – из издания, собственные или от партнеров – и их видовое разнообразие (материалы, сервисы) также приводит к усложнению структуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2. Интернет-версия издания как разновидность креолизованного текста

         Под креолизованными  текстами понимаются тексты, «фактура которых состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной, принадлежащей к  другим знаковым системам, нежели естественный язык» [Сорокин, Тарасов 1990: 180]. Страницы интернет-версий печатных изданий можно отнести к креолизованным текстам на основании того, что они представляют из себя целостное единство кодов различных семиотических систем.

Информация о работе Семиотическая структура интернет-версии печатного СМИ (на примере журнала «Русский репортер»)