Шпаргалка по "Журналистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Журналистика".

Работа содержит 1 файл

1-й блок.doc

— 217.00 Кб (Скачать)


1. Ж-ка в системе социальных институтов общества

Ж-я деят-ть осущ-ся в опред-х общественно-полит-х условиях (гос-х, эконом-х, культурно-истор-х, религ-х, нац-х) при опред. хар-ре и взаимоотношениях различных соцсил (классов, партий, профсоюзов, ассоциаций предпринимателей). При этом жизнедеят-ть общества протекает в значительной мере как функционирование большого кол-ва разнообразных социнститутов. В обществе действует множество СИ. Они возникают как совокупность функционально-нормативных основ жизнедеят-ти людей в той или иной сфере (семья, собственность, воспитание), кот. затем обретают законодательные рамки и организационные формы. Ж-а яв-ся одним из важнейших СИ, без кот. немыслимо нормальное функционирование общества, независимо от того, на каких основах оно создано и действует. Тенденции развития чел. общества направлены на создание гуманистически ориентированного общества. Современная ж-ка в обществе, находящемся в переходной стадии развития, очень разнообразна, в разных соотношениях несет черты «старого» и «нового».  Ж-ку, как СИ демократического общества (состоящего из трех подструктур – гражданской, экономической, гос-ной), образуют три соцтипа СМИ. СМИ гражданского  общества. ГО – область «самостояния» человека как гражданина (а не подданного), активно добивающегося и реализующего свои гражданские права. Сюда входят СМИ организаций, открыто отстаивающие их позиции и выходящие на их средства (полит.партии, ассоциации предпринимателей, объединения ветеранов). СМИ коммерческого хар-ра, выпускаемые ради прибыли. СМИ различных неполитических организаций. Гос-ные СМИ – создаваемые различными структурами власти, как общефедеральной, так и региональной. Гос-но-общественные СМИ – наиболее полно могут реализовать общие интересы. Ж-ке принадлежит огромная роль в инф-м обеспечении демократии через достижение максимальной информированности граждан.  Необходим политич., идеологич., культурн. плюрализм («множественный»). А также толерантность, настроенность на конструктивное взаимод-е, ведение соцдиалога в СМИ по поводу проблем, кот. по-разному решают различные силы, открытый диалог, компромисс, консенсус. Сферы СМИ, регулируемые законодательно: - Внутриж-е отношения; - отношения м/ду СМИ и источниками инфы; - права ж-в на распр. инфы; - отношения между СМИ и аудиторией. Гос-во определяет объем и характер непосредственного участия гос-ных органов в массово-информационной деят-ти и контролирует деят-ть СМИ (цензура). СМИ как 4 власть. Власть – это проявление способности какого-то субъекта доминировать в отношениях с другими социальными субъектами, возможность проводить свою волю, воздействуя на «контрагентов» в своих интересах теми или иными способами. Различают типы власти – гос-ное политическое регулирование, экономическое стимулирование, идеологическое воздействие. СМИ ГО и СМИ гос-но-общественные – СМИ «четвертой власти». Их сила в духовно-идеологическом воздействии, в формировании массового сознания. Ж-ка ведет мониторинг всех сфер жизни, яв-ся трибуной разнообразных мнений по широкому кругу вопросов, яв-ся общественным экспертом, участвует в создании духовной атмосферы в обществе, дает возможность гражданам высказываться и быть услышанными, выступает двигателем демократического прогресса, обеспечивает инф-ю безопасность, реализует часть общенациональной политики. Медиадемократия – взаимод-е на равных началах бизнеса, власти, некоммерческих организаций и СМИ.

 

2. Концептуальные подходы к свободе печати

Как всякая деят-сть, ж-ка не может не подчиняться определенным правилам и нормам. Ключевым понятием для решения вопроса о том. что дозволено прессе и что не допускается, яв-ся свобода печати. Сущ. Неск-ко концептуальных подходов к свободе печати, порожденных разными социально-историческими обстоятельствами и факторами. I)Революционно-демократический взгляд на СП зародился в период борьбы буржуазии с изжившим себя феодализмом. Образцом выражения идей данной концепции явл-ся статья К.Маркса «Дебаты шестого Рейнского ландтага о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания». В ней Маркс излагает своё понимание свободы печати: 1.Печать революционна по настроению и целям, свободная печать исторична, революционность и историчность объединяется понятием народность, свобода печати д.б. абсолютно независимой от власти. Маркс призывает устранить главное препятствие на пути к этому – цензуру. II)В противовес революционно-демократическим взглядам сформулирован предпринимательский подход к свободе ж-й деят-ти: ж-ка должна приносить прибыль. Именно способность газеты приносить доход ее владельцу рассматривается как свобода печати. III)Классово-политический подход к СП базируется на антагонизме двух противоположных классов в борьбе за обладание СМИ. Пока идет борьба классов, печать остается оружием, которым опасно было бы делиться с врагом. Согласно этой доктрине, политические интересы формируют и критерии оценки свободы: ее расширения для своей партии рассматривается как благо, особенно если оно достигается за счет оппонентов. IV)Нормативно-правовой подход к СП предполагает точное определение взаимных обязательств, возможностей и ответственности прессы, гос-ва, юрид. лиц, граждан в процессе массово-информационной деят-ти. Эти положения закрепляются в международных договорах, национальном зак-ве, административных решениях, этических кодексах и других документах. Такой подход принят в кач-ве главного в большинстве развитых стран, в том числе и в России. Первый в нашей стране закон о СМИ был принят в 1990 году «О печати и других СМИ».В основе его концепции лежали свобода МИ, отмена цензуры и правовое регулирование ж-кой деят-ти во всех ее видах.С 1992 года действует с дополнениями и изменениями Закон«О СМИ».Слово «свобода» в русс. яз. - «отсутствие стеснений – внешних и внутренних, физических и психологических, «знаньевых» и языковых, других ограничений, т.е. всего того, что мешает проявлению жизнедеят-ти личности, группы, общества в целом. Таковы основные концептуальные подходы к СП.


3. Исторические типы Ж-ки

Ж-ка выступала в виде различных исторических типов (феодально-монархическая печать, буржуазная, религиозно-клерикальная, ж-ка социалистической и коммунистической ориентации), кот. отличались социально-классовыми и идеологическими позициями. Концепция абсолютизма, божественной избранности монарха и верховенства феодально-крепостнических отношений была присуща феодально-монархической печати. Возникнув в недрах феодального общества, как оппозиционная сила, буржуазная ж-ка идеологически обеспечивала борьбу против монархии под лозунгами СП, идей свободы, равенства и братства. Эта пресса вытекала из идеологии Просвещения по конечным устремлениям носила буржуазно-демократ. хар-р. Заявившая о себе при феодализме, будучи оппозиционной к режиму власти, она имела заострённую антифеодальную и антиклерикальную направленность., выступ. Против монархич.власти, за утв-е бессословного равенства и гражданских свобод. Выступает печать как критик действий правительства, наполняется фактами повседневного бытия. С эк.т.зр. снановится областью выгодного помещения капитала. Особый тип - религиозно-клерикальная ж-ка возн. еще при феодальном строе, но активно действует и в современном мире. Еще в XVI веке нарождающаяся буржуазия стремится избавить политическую структуру власти (феодальную монархию) от подчинения канонам католицизма. Церковь фактически осущ-т политич.власть. Это одно из напр-й специализации по интересам части аудитории. Деят-ть подобных СМИ отвечает гуманистич. принципам свободы совести. Попытка взять под свой контроль распр-е новостей. Происх. замещение главных фигур: вместо монарха в центре внимания оказ-ся религиоз-й лидер, вместо национально-гос-го патриотизма—ценность единоверия. Отчётливо догматизирована по содержанию и способам преподнесения мат-ла. Ж-ка социалистической и коммунистической ориентации возн. в буржуазном обществе как защитница интересов рабочего класса. В начале XX века социалистическая и ком-ая печать решительно разошлись, ибо первая выступает за реформистский путь реализации социалистических ценностей, в то время как вторая — за революционный. Марксистская теория ж-ки, возникшая в условиях нарастания соц-но-классовых противоречий, поддерживала тезис о непримиримой классовой борьбе с участием печати и в самой печати, о защите интересов трудящихся с помощью различных, в том числе, и радикальных средств. Авторитарная теория оформилась в XVI —XVII веках, но и сегодня практикуется в отдельных странах. Она возн. из философии абсолютной власти монархии. Согласно этой теории печать находится в руках гос-ва или частных лиц, получивших королевский патент, обязана поддерживать правительство и служить властям. В связи с этим введена цензура, в печати запрещена критика лиц, находящихся у власти. Либертарианская, или теория, основанная на признании свободы воли, принятая в Англии (после 1688 г.) и в США, распространенная и в других странах, развивалась на трудах Мильтона, Локка, Милля, на философии рационализма и естественных прав человека. По этой теории печать яв-ся инструментом контроля за правительством и удовлетворения других нужд общества, призвана информировать, развлекать, продавать инфу, но главным образом «открывать правду», бесспорно, с определенных позиций. Газету может учреждать любой гражданин с экономическими возможностями и средствами. Она контролируется самопроизвольным процессом установления правды на «свободном рынке идей», а также судами. В прессе запрещены клевета, непристойности, измена в военное время. Теория социальной ответственности возн. в XX веке в США на основе практики ж-ки, ее этического кодекса, а также трудов Комиссии по свободе печати, созванной в 1942 г. Особенности этой теории: цель печати — информировать, развлекать, продавать инфу, но главным образом переводить конфликт в дискуссию: с этой целью новости следует отделять от мнений и редакционных статей, должно предоставляться место различным точкам зрения, даваться полная картина различных социальных групп общества, разъясняться его цели и ценности. Пресса принадлежит частным лицам, ее использовать может всякий, у кого есть что сказать, она контролируется мнением общества, действиями потребителей, профессиональной этикой. СМИ берут на себя обязательства по соцответственности. Согласно советской концепции пресса находилась в руках господствующей партии и государства, была органом пропаганды марксистско-ленинского учения. Западные концепции ж-ки: массово-коммуникационная, возникшая в период первой мировой войны, когда нужно было объединить людей на основе патриотических чувств и неприязни к врагу; теория индивидуальных различий (инф-ция стала направляться дифференцированно, с учетом разных типов читателей, слушателей, зрителей); теория соцкатегорий, инф-я политика строится уже на знании и учете соц-но-демографических характеристик; теория культурных и соцнорм поведения, принятых в массовом обществе (так, под влиянием прессы может меняться отношение людей к тем ими иным ценностям и историческим реалиям).

 

4. Массово-коммуникативные средства Ж-ки. СМИ и Интернет

СМИ — система, самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного сознания с использованием организационно-технических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. СМИ делятся на печать (газеты, журналы, дайджесты, бюллетени), телевидение (эфирное и кабельное), радио, инф-е агентства (рекламное бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью), технические службы (типографии, издательства). Газеты различаются: по периодичности выхода — ежедневные, еженедельные, ежемесячные; по остальным издательским характеристикам—тираж, формат, объем издания; по масштабам аудитории, или региону распространения—общенациональные, региональные, местные: городские, районные, муниципальные, многотиражные; по целевому назначению общеполитические, ведомственные, корпоративные, проф-е; по хар-ру аудитории—развлекательные, рекламные, коммерческие; по типу учредителя—частное лицо, редакция, коммерческая или властная структуры, политическая партия. Абсолютное большинство изданий проходят регистрацию в соответствующих гос-х инстанциях и вполне законны, но отдельные газеты считаются не легитимными потому что имеют тираж менее тысячи экземпляров или отказываются от регистрации по иным причинам, предпочитая выходить полулегально. Радио. Петербургский профессор А. С. Попов 7 мая 1895 г. продемонстрировал созданный им прибор — первую в мире радиостанцию. В конце января 1920 г. радиотелефонный передатчик мощностью 300 Ватт, сконструированный в нижегородской лаборатории, впервые передал, а Москва приняла по радио человеческую речь. В 1921 г. из Казани были доставлены в столицу изготовленные радиоспециалистами усилительные установки, громкоговоритель с рупором установили на балконе здания Моссовета, и первая речь, произнесенная у микрофона внутри здания, была слышна на улице. В середине 1922 г. в Москву из Нижнего Новгорода была привезена в то время самая мощная в мире 12-киловаттная станция, которая 12 сентября того же года передала в эфир первый большой радиоконцерт. В 1924 г. радиовещательные станции были построены в Ленинграде, Киеве, Нижнем Новгороде. В 1929 г. в СССР было уже 23 станции, в 1937 г. — 90. ТВ: реализует концепцию социальной информации, интегрирующую в себе три основных направления: просветительское (распространяет сообщения, являющиеся основой полезной информации, знания), познавательное (формирует представление о совокупности знаний на основе полученной логической и прагматической информации), прогностическое (распространяет сведения, формирующие представления о будущем, вероятностную оценку будущего); объединяет общество вокруг острых проблем, национальных интересов; создает фон нашего быта, досуга. Коммуникация нуждается в средствах, наиболее адекватно отображающих действительность, наибольший эффект в этом плане можно получить с помощью телевидения, синтеза устного слова и изображения. В соt условиях перехода к рыночным отношениям и развития демократии система телевидения в РФ основывается на взаимодействии телевизионных программ, подготовленных компаниями различных форм собственности, государственной, общественной, муниципальной, акционерной, кооперативной, частной. Инф-е агентства. Крупнейшие ИА появились в середине 19 в. Автором идеи был француз Шарль Гавас. Он создал 1-ую сеть своих представительств. Добытые факты стал продавать редакциям газет. А.Франции - ГАВАС (1825 г.) А.США – Интерпрайс (1848 г.). А.Англии – Рейтер (1849). Телеграфное А.России – РОСТО (1894 г.) Редакции не несут ответственности за инфу из ИА. Виды ИА: универсальные (событийные, обобщения), гос-е (частные, кооперативные), мировые (Франс Пресс, Рейтер), национальные, региональные, информационные службы, спец.агентства по оперинфе («Публицист»-аналитические материалы),  независимые ж-ты (эксклюзивные материалы). Интернет. Конец ХХв ознаменован возникновением уникального СК — гл.к.сети Инет. Его история начинается с комп-х сетей, финансируемых правительством США, в рамках Минбороны этой страны, которое стремилось предотвратить или свести к минимуму потерю нац-х инф-ых ресурсов в случае ядерного конфликта, рассредоточив их на тысячи связанных между собой компьютеров, каждый из которых мог работать самост. Достоинства Инета: глобальный коммуникативный канал обеспечивает передачу мультимедийных сообщений в пространстве; общедоступное хранилище инфы; вспомогательное средство общения. Недостатки: хранилище ложной инфы; снижение зрения + излучение; потеря времени на нереальную (виртуальную) жизнь. Задача радио – оперативно сообщить что произошло, ТВ – что и как произошло, газета – анализирует, почему и зачем произошло.


5. Функции Ж-ки.

Функциями ж-ки называет совокупность ее социальных ролей. Петербургская школа ж-ки выделяет следующие функции: - Производственно-экономическую, -Регулирующую, - Информационно-коммуникативную, - духовно-идеологическую. Московская школа ж-ки выделяет следующие функции: - Коммуникативная (устанавливает контакт между ж-стом и аудиторией, после чего возможна реализация любых других функций), - Идеологическая, и - Культурно-образовательная (ответственны за формирование мировоззрения аудитории СМИ на научном уровне миропонимания), - рекламно-справочная (формируют миросозерцание, то есть картину мира на чувственном уровне – ж-ка помогает человеку организовать свой быт), – рекреативная (эмоциональную сферу человека); - организаторская (подводит итог ж-кой деят-ти, представляя собой достигнутые ею результаты). I) Е.П. Прохоров, считая ж-ку полифункциональной системой, различает следующие шесть функций ж-ки: коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет “исходной функцией ж-ки”; непосредственно-организаторскую, в которой “наиболее наглядно проявл-ся роль ж-ки как “4й власти” в обществе”; идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением “оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов”; культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, “чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека”; рекламно-справочную, связанную с “удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)”; рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получения удовольствия).II). Корконосенко в качестве системообразующего признака предложил использовать субъектный подход к группировке функций ж-ки. С позиции генерального субъекта – общества ж-ка выполняет функции: интеграции, познания (самопознания). С точки зрения отдельных социнститутов и групп: пропаганда, агитация (результатом исполнения становится специфическое содержание общественного мнения), организация, функции ориентации (социализации индивида), психологической разрядки, психогигиены. Для самих работников печати, радио и телевидения ж-ка выполняет служебно-профессиональную ф. (исполнение профессионального и общественного долга, заработок) и творческую (личностная самореализация и саморазвитие)..III) Л.Н. Федотова выделяет такие функции СМИ как информирование, воспитание, организация поведения, снятие напряжения, коммуникация. IV)И.Д. Фомичева к числу функций СМИ относит коммуникативную, познавательную, ценностно-ориентирующую, и социально-организаторскую. V) С точки зрения Третьякова, ж-ка выполняет 4 основные функции: информационную, воздействие на власть, социализация личности, управление сознанием и поведением людей.

 

6. Ж-ка как область творческой деятельности. Виды ж-стской деятельности.

Литературная работа весьма разнообразна. Различается и по тематике, и по жанрам, благодаря чему редакция наполнена различными специалистами—ж-стами – политологами, экономистами, аграрниками, военкорами, спортивными обозревателями, репортерами, рецензентами, комментаторами. Каждый из них создает лит-рные тексты в рамках своей специализации. В небольших редакциях, где число сотрудников ограничено, многие из этих ж-ких специальностей приходится совмещать. Поэтому ж-там здесь приходится быть более универсальными. То же самое можно сказать и о собкорах, которые трудятся вдали от редакции, и в силу этого обязаны обладать широкой эрудицией, большим опытом в освещении различных тем, владении всей палитрой газетных жанров. Редакторская работа. Этот вид ж-кой деят-ти тоже весьма разнообразен. Каждый ж-ст, выполняя литературную работу, параллельно занимается и редактированием собственных текстов. Для доведения материала до того вида, в котором ему предстоит появиться на полосе, автор неоднократно его правит, дорабатывает. Возможно, что после сдачи завотделом или ответственному секретарю материал вновь вернется к ж-ту на доработку. Кроме собственных материалов сотрудники отделов правят материалы своих коллег, которые приходят с телетайпных лент ИА, собкорров с мест. Много времени уходит на подготовку к печати авторских публикаций, которые в советские времена должны были заполнять не менее 60% площади газетного номера. Такое соотношение было введено для того, чтобы со страниц газет больше звучал голос народа, а не штатных сотрудников редакции. Сегодня уже мало кто придерживается этих норм, но практика показывает, что газета для аудитории более привлекательна тогда, когда читатели могут найти в ней публикации специалистов, экспертов, хорошо знающих свое дело, представителей различных социальных, проф-х, возрастных групп. Организаторская деят-ть пронизывает всю работу ж-в. В звене управления — это организационно-управленческая деят-сть, кот. осуществляют редактор, его замы, ответственный секретарь, завотделами. Они занимаются подбором и расстановкой кадров, созданием условий для полноценной работы каждого сотрудника, планированием, нормированием, учетом и контролем, стимулированием их труда. Главный редактор и редакционная коллегия вы­полняют эти функции в рамках всего коллектива, а заведующие отделами — в рамках вверенных им подразделений.Оформительская работа приобрела существенное значение в последние годы с внедрением новых издательских технологий. В доперестроечные годы большинство советских газет выглядело практически одинаково — черно-белый цвет, стандартный набор шрифтов, линеек, других оформительских элементов. Слабая полиграфическая база местных изданий, скромные госдотации не позволяли создавать красочные, привлекательные издания. Поэтому оформительством газеты занимались сами ж-ты в меру своих сил и способностей. Работники секретариата, которых никто не готовил в спецучзаведениях, а уделял из своих рядов сам редколлектив, макетировали полосы, создавали графическое лицо газеты, исходя из того набора оформительских средств, которыми располагала местная типография. Отсутствие конкуренции между изданиями, из-за их малого числа (одна газета на район, город, две — на область, край) тоже не стимулировало желание выглядеть красивее остальных).

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"