Состояние речевой культуры общества на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Русский язык является одним из восточнославянских языков, принадлежащих наряду с германскими, романскими, балтийскими, индийскими и другими к индоевропейской языковой семье.
Современный русский язык - это прежде всего язык русского народа, составляющего 80,85% населения Российской Федерации. Более 300 миллионов человек на нашей планете говорит по-русски и около 180 миллионов его изучает. Это язык народа, имеющего более чем тысячелетнюю историю, культуру и письменность, многовековой опыт государственного и культурного строительства, освоения новых земель и хозяйствования, огромные достижения в области науки и техники. Непременная составляющая национального самосознания человека - чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….4
2.СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………………………………………..6
3. ПРИЧИНЫ МАССОВЫХ ОШИБОК………………………………………………12
4. НЕОБХОДИМОСТЬ ЗАЩИТЫ ЯЗЫКА…………………………………………..13
5.МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………………..…15
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....17
7. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………....18

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 43.44 Кб (Скачать)
Федеральное агентство по образованию  (Рособразование)
Архангельский государственный технический университет
 
   
  (наименование  кафедры)
   
   
  (фамилия,  имя, отчество студента)
   
  Факультет   курс   группа    
   
   
   
  КУРСОВАЯ  РАБОТА
         
  По дисциплине            
               
  На тему            
             (наименование темы)
               
               
               
  Работа  допущена к защите      
      (подпись  руководителя)   (дата)
               
               
               
  Признать, что работа    
  выполнена и защищена с оценкой    
       
       
  Руководитель           
      (должность)   (подпись)   (и.,о., фамилия)
             
      (дата)        
               
               
               
  Архангельск
  200__
 
 
 
 
 
 

ЛИСТ  ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ     

1.Введение…………………………………………………………………………….4 2.состояние речевой культуры общества на современном этапе…………………………………………………………………………………..6

3. причины массовых  ошибок………………………………………………12

4. необходимость защиты  языка…………………………………………..13

5.МЕТОДЫ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………………..…15

6. заключение……………………………………………………………………....17

7. библиографический  список……………………………………………....18 
 

 
 
 
 
 
 
 
Введение

     Русский язык является одним из восточнославянских языков, принадлежащих наряду с германскими, романскими, балтийскими, индийскими и  другими к индоевропейской языковой семье.

     Современный русский язык - это прежде всего  язык русского народа, составляющего 80,85% населения Российской Федерации. Более 300 миллионов человек на нашей  планете говорит по-русски и около 180 миллионов его изучает. Это  язык народа, имеющего более чем  тысячелетнюю историю, культуру и письменность, многовековой опыт государственного и  культурного строительства, освоения новых земель и хозяйствования, огромные достижения в области науки и  техники. Непременная составляющая национального самосознания человека - чувство гордости за родной язык, который  воплощает в себе культурные и  исторические традиции народа. 

     Данная  работа посвящена "состоянию речевой  культуры современного общества", тема работы особенно актуальна в наши дни, так как состояние современного русского языка (расшатывание традиционных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация  бытовой сферы общения) давно  вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. В научных исследованиях анализируются процессы обновления, протекающие в языке на всех уровнях. В процессах обновления филологи отмечают много положительного и полезного: демократизацию языка, усиление «разговорной струи», освобождение от официозности, канцелярита, оживление языка новыми выразительными средствами. Однако в научных кругах все чаще обращается внимание на снижение уровня речевой культуры в российском обществе. Анализируя факты реального использования языка в разных сферах нашей деятельности, лингвисты пишут о стирании границ между литературным и нелитературным, между печатным и непечатным, о разрушении русских культурно-речевых традиций, насаждении безнравственности и вседозволенности. Объектом исследования служит культура речи современного общества,21 века.  Предметом исследования является речь современных людей в ее соотношении с критериями хорошей речи и маркерами типов речевой культуры. Цель работы - получение целостного представления о культуре речи современного общества.

     Сформулированная  выше цель исследования обусловила

     постановку  следующих задач:

     1. рассмотрение примеров современной речевой культуры

     2. выявление наиболее типичных нарушений языковых норм в современном обществе

     3. поиск путей повышения речевой  культуры современного общества 

     Методы  предопределены целью и задачами исследования. В качестве ведущего использован описательный метод с его основными компонентами: наблюдением, интерпретацией, сопоставлением и обобщением.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
2.состояние  речевой культуры  на современном  этапе развития

     Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы  общения) давно вызывает беспокойство специалистов-филологов. Одним из показателей  снижения речевой культуры современного общества является повсеместное нарушение  грамматических, лексических, орфоэпических  и этических норм.

     Наиболее  часты случаи нарушения грамматических норм - правил использования морфологических  форм разных частей речи и синтаксических конструкций.

     Можно услышать ошибки, связанные с неверным употреблением рода имен существительных: железнодорожная рельса, французская  шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, лакированный туфель.

     Но  ведь существительные рельс, шампунь - мужского рода, а мозоль, бандероль - женского, поэтому следует говорить: железнодорожный рельс, французский  шампунь, большая мозоль, заказная бандероль. Слово туфель в такой форме  считается неправильным. Следует  говорить: туфля; нет одной туфли; купила красивые туфли; зимних туфель много в магазине; рада новым туфлям.

     Не  всегда правильно используются в  речи и глаголы, например, возвратные и невозвратные. Так, в предложениях «Дума должна определиться с датой  проведения заседания», «Депутатам необходимо определиться по предложенному законопроекту» возвратный глагол определиться носит разговорный характер. В приведенных примерах глагол следует употреблять без -ся: «Дума должна определить дату проведения заседания», «Депутатам необходимо определить отношение к предложенному законопроекту».

     Нарушение грамматических норм нередко связано  с употреблением в речи предлогов. Так, не всегда учитывается то, что  предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным нормам литературного языка употребляются только с дательным падежом: «благодаря деятельности», «вопреки правилам», «согласно расписанию», «навстречу юбилею».

     Также в современном обществе часто  нарушаются лексические нормы - правила применения слов в речи. Это приводит к искажению смысла высказывания. Так, наречие где-то имеет одно значение «в каком-то месте», «неизвестно где» (где-то заиграла музыка). Однако в последнее время это слово стали употреблять в значении «около, приблизительно, когда-то»: «Где-то в 70-х годах ХIХ века», «Занятия планировали провести где-то в июне», «План выполнен где-то на 102 процента».

     Ошибкой является и неправильное употребление глагола ложить вместо класть. Глаголы ложить и класть имеют одно и тоже значение, но класть - общеупотребительное литературное слово, а ложить - просторечное. Нелитературно звучат выражения: «Я ложу книгу на место», «Он ложит папку на стол» и т.д. В этих предложениях следует употребить глагол класть: «Я кладу книгу на место», «Он кладет папку на стол».

     Нарушение лексических норм порой связано  с тем, что говорящие путают слова, близкие по звучанию, но различные  по значению. Например, не всегда правильно  употребляются глаголы предоставить и представить. Иногда мы слышим неверные выражения типа: «Слово представляется Петрову», «Разрешите предоставить вам доктора Петрова». Глагол предоставить означает «дать возможность воспользоваться чем-либо» (предоставить квартиру, отпуск, должность, кредит, заем, права, независимость, слово и т.д.), а глагол представить имеет значение «передать, дать предъявить что-либо, кому-либо» (представить отчет, справку, факты, доказательства; представить к награде, к ордену, к званию, на соискание премии и т.д.). Приведенные выше предложения с этими глаголами правильно звучат так: «Слово предоставляется Петрову», «Разрешите представить вам доктора Петрова».

     Для уточнения лексических норм современного литературного языка рекомендуется  использовать толковые словари русского языка, специальную справочную литературу.

     Так же в современной речевой культуре имеет место и нарушение орфоэпических  норм.

     Орфоэпические нормы - это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания - орфоэпия.

     Один  из крупнейших исследователей произносительных норм Р.И. Аванесов определяет орфоэпию как совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового  оформления в соответствии с нормами  национального языка, исторически  выработавшимися и закрепившимися в литературном языке. Одно из основных нарушений орфоэпических норм - это неправильное произношение согласных. Например, можно часто услышать «Ильини[чн]а», «Лукини[чн]а», в то время как по нормам современного языка в женских отчествах на -ична требуется произносить [шн] вместо [чн]: «Ильини[шн]а», «Лукини[шн]а».

     Данное  произношение также сохраняется  в некоторых отдельных словах: горчи[шн]ый, коне[шн]о, пере[шн]ица, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]ица.

     Снижает культуру устной речи не только неправильное произношение, но и неправильное ударение в словах.

     В публичных выступлениях, деловом  общении, обиходной речи довольно часто  наблюдается отклонение от норм литературного  языка. Неверное ударение мешает восприятию смысла. Например, нередко нарушается норма ударения в таких словах, как валовой, начал, начала, понял, поняла, принял, принять, призыв, созыв.

     Затруднение вызывает постановка ударения в именительном падеже множественного числа существительных: договоры (договор), лекторы (лектор), инструкторы (инструктор), инспектора (инспектор).

     Некоторые ошибаются, считая, что надо говорить средства производства, но денежные средства; прошли три квартала, но третий квартал этого года. Слова средства и квартал независимо от значения имеют только одно ударение.

     Соблюдение  единообразия в произношении имеет  важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается  различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте и  с достаточным вниманием не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим  нормам, облегчает и ускоряет процесс  общения.

     Кроме уже названных норм языка, существуют также этические нормы, или так называемый речевой этикет. Он предусматривает соблюдение разработанных правил речевого поведения и речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих. Но в современной речевой культуре допускается множество нарушений, а порой и игнорирование этических норм.

Информация о работе Состояние речевой культуры общества на современном этапе