Современные формы и методы воздействия телевидения на аудиторию

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа состоит из четырёх глав. В первой главе мы знакомимся с телевидением как с эффективным инструментом воздействия. Во второй главе уделим внимание основным методам и приёмам воздействия телевидения на зрителя. Третья же приоткроет нам некоторые секреты эффективного влияния, а вот в четвёртой побеседуем немного о белорусском телевидении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Телевидение как эффективный инструмент воздействия ……………5
Глава 2. Методы и приёмы воздействия на аудиторию ……………………….8
2.1. Убеждение …………………………………………………………………...8
2.2. Внушение …………………………………………………………………..11
Глава 3. Секреты эффективного влияния ТВ……………………………….….15
Глава 4. Белорусское телевидение……………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 2011.doc

— 114.50 Кб (Скачать)


Белорусский государственный университет

Институт журналистики

Факультет журналистики

 

 

 

Кафедра телевидения

и радиовещания

 

 

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА АУДИТОРИЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Студентки 4 курса 5 группы

Дневной формы обучения

Белоусовой Виктории Игоревны

 

 

Научный руководитель:

доцент, кандидат философских наук

Яконюк Донат Леонтьевич

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2011

Содержание :

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Телевидение как эффективный инструмент воздействия ……………5

Глава 2. Методы и приёмы воздействия на аудиторию ……………………….8

2.1. Убеждение …………………………………………………………………...8

2.2. Внушение …………………………………………………………………..11

Глава 3. Секреты эффективного влияния ТВ……………………………….….15

Глава 4. Белорусское телевидение……………………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………….22

Список используемой литературы……………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Принципиально важным ориентиром творческой деятельности СМИ является сила общественного влияния, выполнение своей роли «четвертой власти» по отношению, как к социальным институтам, так и ко всему обществу в целом.

     Широкие возможности средств массовой информации вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, технологию и эффективность влияния на аудиторию.

      Представляя журналистику как массово – информационную деятельность, мы особое внимание в нашей курсовой работе уделим вопросу воздействия  СМИ на аудиторию и рассмотрим телевизионные формы и методы воздействия. Телевидение было выбрано нами потому, что оно все чаще использует специальные приемы для «удержания» своей аудитории. Цель нашей курсовой работы - выявить  современные формы и методы воздействия телевидения на аудиторию.

    Актуальность выбранной темы продиктована временем. Ведь мы живем в телевизионную эру. Это означает, что телевидение не только информирует и развлекает, но и формирует систему господствующих ценностей в обществе, его мировоззрение, то есть телевидение играет роль социального педагога. Именно поэтому любой захват власти в последние десятилетия всегда начинался с захвата телевидения.

     Объектом нашего анализа станет телевидение как канал массовой коммуникации, а предметом – современные формы и методы воздействия на аудиторию.

И хотя социологами еще до конца не изучены социопсихологические последствия влияния телевидения, но его значение не поддается сомнению. Телевизионная передача в высшей степени эффективная форма рекламы и пропаганды идей, способная воздействовать на многомиллионную аудиторию и склонять ее к принятию «правильных» решений. Уникальная, не сопоставимая ни с одним из смежных средств воздействия на аудиторию сила телевидения была замечена и изучена исследователями еще в 60-е годы 20 века. Тогда же и началось его освоение пропагандистами-манипуляторами.

     Современный человек не мыслит уже своё существование без телевидения. Из незаметного для общества изобретения, сделанного 104 года назад 25 июля 1907 года[1], оно (телевидение) превратилось в огромного монстра,  захватившего умы и души миллиардов людей на Земле. Нас всегда поражали и пугали различного рода шаманы, заклинатели, гипнотизеры, психотерапевты. Но по сравнению с силой воздействия телевидения на психику людей воздействие всех их вместе взятых в тысячу раз меньше.
      Наша курсовая работа состоит из четырёх глав. В первой главе мы знакомимся с телевидением как с  эффективным инструментом воздействия.  Во второй главе уделим внимание основным методам и приёмам воздействия телевидения на зрителя. Третья же приоткроет нам некоторые секреты эффективного влияния, а вот в четвёртой побеседуем немного о  белорусском телевидении.

Среди основных методов воздействия мы выделим такие как, убеждение и внушение. Каждый из них имеет в своём арсенале приёмы, которые в свою очередь и пытаются заманить зрителя в свои сети. Кроме этого телевидение использует специальный язык СМИ. Составлены целые словари для обозначения тех или иных явлений и действий, которые производили бы на аудиторию нужное впечатление.

      В качестве источников опираться будем на статьи конференций  и конечно же на научную литературу – Кара-Мурза С.Г. «Манипуляция сознанием»; Вартанов А.С «Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках»; Брайант Дж., Томпсон С. «Основы воздействия СМИ» и др.

 

Глава 1. Телевидение как эффективный инструмент воздействия.

 

     Известно, что способность различных средств массовой информации сосредотачивать внимание реципиентов[2] на предлагаемых материалах неодинакова. Соответственно различается и количество усваиваемой информации, и влияние, которое каждое из средств может оказать на аудиторию.

     В этой связи уникальна способность телевидения к сосредоточению внимания реципиентов на зрительно воспринимаемых движущихся образах, сопровождающихся звуковой информацией. Телевидение лидирует среди других СМИ как по привлекательности, так и по силе влияния, поскольку воздействует одновременно на важнейшие каналы восприятия - зрение и слух.

Люди же обычно склонны больше верить увиденному, чем прочитанному или услышанному. Влияние телевидения настолько велико, что существовали случаи, когда человек, видевший то или иное событие собственными глазами, опровергал словами: "Но я же видел по телевизору..."     

       В современном мире, где далеко не каждая семья выписывает печатные СМИ, но почти в каждом доме есть телевизор, телевидение становится самым эффективным инструментом воздействия на общественное сознание.

        В настоящее время телевидение может использоваться для скрытого управления сознанием и поведением людей, причем воздействие можно построить таким образом, чтобы заставить их действовать вопреки собственным интересам.

       Для осуществления любого информационного воздействия необходимо, в первую очередь, привлечь внимание человека к данному сообщению. Чем внимательнее человек отнесется к предлагаемой информации, тем более значительная ее часть проникнет в его сознание и сохранится в памяти. Привлечь внимание человека к какому-либо событию несложно, главное, чтобы представление этого события было неординарным, отличающимся от ряда других представлений.

      Непроизвольное внимание легко привлекается и удерживается с помощью раздражений, которые контрастны по отношению к окружающему фону. Контрастность широко применяется в практике телевидения в виде представления потребителям информации противоположных мнений, мнения известной личности среди мнений рядовых авторов или же в виде контрастной формы в газетных заголовках, в цветной печати, в звуковом оформлении радиопередач и т.д.

Наиболее характерным примером является передача "Ответный ход" (Первый канал), где приглашенные эксперты и гости в студии активно и весьма эмоционально отстаивают свои, абсолютно противоположные, точки зрения. В студии "Ответного хода" каждый человек имеет право высказать свое мнение. Посмотреть на проблему с разных сторон и попытаться найти правильное решение. Порой найти его бывает очень сложно, поэтому и возникают в студии перепалки среди гостей.

     На основе контраста построен известный прием мобилизации[3] ресурсов внимания телезрителей через передачу звука нового тембра или некоторую остановку звучания вообще. Если после паузы снова раздастся голос диктора или музыка, это сильнее привлечет внимание человека, чем, если бы информация передавалась непрерывно. Как замечено психологами, внимание реципиента после подобных пауз, автоматически обостряясь, удерживается в напряженном состоянии в течение 10-20 секунд. Внимание в этот момент из относительного[4] становится абсолютным[5], что увеличивает возможность более полного усвоения информации. Телевидение использует это время либо для передачи краткого, важного сообщения, либо для привлечения внимания к начавшейся передаче. Такой приём часто встречается  в новостях.

     Немаловажным фактором привлечения внимания аудитории к информации является прием повторения. С помощью повторения увеличивается число людей, чье внимание будет привлечено к факту или событию. Таким образом, повторение благодаря феномену внимания становится способом превращения некоторой части потенциальной аудитории в реальную.

     Но это не единственная особенность повторения. Оно достаточно сильно влияет на процесс запоминания. В целях лучшего запоминания аудиторией нужной информации на телевидение практикуется повторение этой информации в различных модификациях[6]. Повторение неизменно вызывает ассоциативное действие психики. Ассоциации расширяют сферу восприятия и запоминания информации, повышают ее субъективную значимость. Чем больше таких ассоциаций, тем вероятнее, что сообщения будут приняты сознанием.

     Значительную роль в формировании установок потребителей информации играет расположение сюжета в блоке информационных сообщений. Выделено два основных эффекта:

1). Эффект очередности информации.

Информация, непосредственно направленная на изменение установок, должна предшествовать любой другой, не связанной с решением этой задачи.

Действие данного феномена основано на существующей психологической закономерности, называемой "краевой эффект памяти". Согласно ей лучше всего запоминается та информация, которая располагалась в начале или конце информационного блока. В соответствии с этим правилом строятся выпуски новостей на телеканале "ВВС-World TV". Первым идет сюжет, направленный на создание определенного общественного мнения, а в конце выпуска основные новости кратко повторяются.

 

2). Эффект первичности коммуникационного воздействия.

Если реципиент получил какое-то важное сообщение, в его сознании возникает готовность к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление. Если в последующем появляются факты, которые противоречат первому впечатлению, то реципиент неохотно отказывается от того, во что уже поверил. В связи с этим в США, например, существует строгая система передачи материалов из районов боевых действий. Все сообщения из зоны боев предварительно проходят проверку в специальных органах военной цензуры. Для представителей СМИ действуют жесткие правила аккредитации.

 

Глава 2. Методы и приёмы воздействия на аудиторию.

      Существует два основных метода формирования и изменения установок в общественном сознании - убеждение и внушение.

2.1. Убеждение.

Убеждение - метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода составляет отбор, логическое упорядочивание фактов и выводов согласно единой мировоззренческой концепции конкретного человека. Установлено, что убеждением, главным образом, достигается усиление ранее созданных установок.

Самый известный в истории пример массовой паники, это же и метод убеждения, - сообщения в СМИ, связанные с радиопостановкой романа "Война миров". В 1939 году радиостанция CBS транслировала постановку Орсона Уэллеса и театра Mercury по оригинальной версии научно-фантастического романа Герберта Уэллса "Война миров". По сюжету романа, марсиане завоевывают нашу планету и умерщвляют миллионы людей отравляющим газом. Многие радиослушатели включили приемники уже после сообщения о том, что все события сюжета являются вымыслом. Трансляция прерывалась четыре раза, чтобы передать это сообщение: «(1) В начале радиопостановки (когда большая часть людей еще не начала слушать эту передачу); (2) перед первой рекламной паузой, около 8 ч. 35 мин. (к этому времени большинство тех, кто поддался панике, уже не слушали, а спасались бегством); (3) сразу после рекламной паузы; (4) в конце трансляции. Более того, следует помнить, что наиболее пугающая часть передачи прозвучала до первой рекламной паузы. Те люди, которые не слышали первого объявления перед началом программы, имели все основания для испуга». По приблизительной оценке около одного миллиона из нескольких миллионов радиослушателей испытали страх, а некоторые из них поддались панике и покинули свои дома, спасаясь бегством от зловещих пришельцев. [7]Этот исторический факт доказывает страшные возможности массового убеждения через СМИ.

Информация о работе Современные формы и методы воздействия телевидения на аудиторию