Специфика работы журналиста-радийщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы я нахожу формирование, прежде всего у меня самой как будущего радиожурналиста, теоретических знаний и представлений о всех сферах жизни и действия радио (имидж, требования к работнику, жанровое разнообразие и т. д).
Задачи: ознакомиться с наколенными занятиями о влиянии радио на широкие массы, сформировать достоверную модель современного радио во всей его многогранности.

Содержание

Введение…………………………………………………………...…....................3


1. Специфика работы журналиста-радийщика…………………...…………6
1.1 Имидж радиоведущего. Формула. Специфика…………………..6
1.2 Радиоречь. Профессиональные требования к «эфирному голосу».. ……………………………………………………………………………………11

2. Радиотекст…………………………………………………………………15
1.1 Жанры радиотекстов……………….……………………………………15
1.2 Студенческое радио. Специфика вещания, аудитории, подачи материала…………………………………………………………………………20

Заключение…………………….…………………………………………………22

Список использованной литературы…………………….……………………..25

Приложения………………………………………..…………………...………26

Работа содержит 1 файл

Курсовая Пономарева .docx

— 57.80 Кб (Скачать)

 

Из оставшихся характеристик  образа идеального радиоведущего могу отметить: профессионализм, который  заключается в знании современных  тенденций в музыке (9%), фактор интереса (6%), фактор искренности и открытости (5%) и фактор оптимизма (5%).

Это что касается стилевых и имиджевых характеристик, а о речевой специфике работы в эфире мы поговорим в следующем пункте…

 

 

1.2. Радиоречь. Профессиональные требования к эфирному голосу.

 

 

     Конечно, одно из главных требований для ведущего – это четкая грамотная речь, приятный тембр голоса. Кому-то это дано от природы, а кто-то лишен этого преимущества. Но эта проблема поправима, если есть возможность компенсировать ее другими преимуществами. Так ныне популярная ведущая Наталья Барабаш, на которую я довольно часто буду ссылаться в своей работе, рассказывает, что, будучи девятнадцатилетней студенткой журфака МГУ, она пришла на профессиональное радио с жгучим желанием работать, но…без навыков и особенностей, которые бы позволил выделить ее из толпы таких же «фанатичных, но «сырых» радийщиков» [4. с 42.]. Однако, на ее чаше весов оказалась креативность и то самое желание работать, которого, как признаются многие редактора, не хватает именитым работникам микрофона.

     Так вот,  рассмотрим ряд речевых черт, которые самым прямым образом  влияют на восприятие говорящего. К таким я могу отнести (естественно, учитывая только речевые характеристики):

 

  • Темп
  • Тембр
  • Наличие/отсутствие дефектов речи
  • Грамотность
  • Уверенность

 И не надо удивляться, что в один с вполне объяснимыми  академическими характеристиками  я поставила субъективную характеристику, не выделяемую большинством исследователей. Дабы избежать противоречий, начну с нее.

     УВЕРЕННОСТЬ. Качество, которое едва ли получится переоценить. Любой коммуникативный акт строится на психологической основе. В коммуникативном акте «ведущий – слушатель», радийщик исполняет роль направляющего, «дергающего» за ниточки подсознания (инстинкты, если хотите). «Глупость, произнесенная уверенно, звучит не так глупо» - говорит все та же Наталья Барабаш. Вот, собственно, и вся суть этого вольнодобавленного пункта.

Теперь по порядку.

     ТЕМП – скорость  произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов. Измеряется либо числом  элементов в единицу времени,  либо средней их длительностью.  Темп речи является одним из  важных компонентов интонации,  так замедление темпа к концу  высказывания служит средством  формирования интонационной целостности  данного высказывания. Темп речи  играет важнейшую роль в противопоставлении  речевых фрагментов по принципу  «более важное – менее важное»,  то есть, наиболее важные отрезки  речи произносятся в медленном  темпе, второстепенные характеризуются  убыстрением. Абсолютный темп  речи зависит от индивидуальных  особенностей говорящего, его эмоционального  состояния, ситуации произнесения (общения) и стиля произношения. [5. с. 144]

     Темп зависит  от 2 факторов:

  • Время суток
  • Формат станции

     Ученые заметили, что утром людям свойственно говорить мало и очень коротко. Вечером же, наоборот, в нас пробуждается тяга поговорить по душам, посекретничать и что-то обсудить. Исходя из такого биологического ритма слушателей, должен выстраиваться и темпоритм вещания станции. Утренние ди-джеи говорят динамичнее, отрывистее, а вечерние и послеобеденные - плавнее и размереннее.

     Как ни странно, но многие программные директора любят брать на новые станции новичков, а не матерых профессионалов. Главная причина - шлейф бывших работ, который есть у опытных ведущих. Если года три поработать в формате молодежных станций, вырабатывается стиль, от которого потом сложно отойти, работая на взрослых форматах. Отвыкаешь от музыки, слушателя, в общем, нужно полностью перестраивать свой мозг под новые реалии.

     Существует любопытная закономерность, которую так же стоит учитывать: чем выше тембр голоса, тем быстрее говорит человек и наоборот.

     ТЕМБР - Качественная оценка звука, издаваемого музыкальным инструментом либо голосовым аппаратом людей (животных), позволяющая различать на слух звуки одинаковой высоты.

     В работе  радиоведущего тембр – не последняя  характеристика.

     Исследователи утверждают, что для слушателя наиболее привлекательным является голос с низким тембром, он вызывает доверие, усиливает эффект «тет-а-тета», не раздражает нервную систему. Однако самый большой враг притягательного голоса – монотонность интонации, тембра. А вот политровая оттеночность наоборот, легко удерживает внимание слушателя.

     ДЕФЕКТЫ РЕЧИ. Порой наличие у собеседника  дефектов речи можно посчитать  милым, забавным. В радиоречи ДЕФЕКТЫ НЕДОПУСТИМЫ! Объяснить такую категоричность помогли все те же психологи.

     Представьте,  вы слушаете радио, а там  диктор рассказывает вам о  крушении самолета, но при этом  кошмарнейшим образом заикается. Да что там заикание, даже один из самых безобидных дефектов – картавость, и тот отвлекает от смысла. Мы привыкли не воспринимать людей с речевыми недостатками всерьез, что ярко отразилось на правилах приема на работу для радиоведущих.

    Существет лишь несколько примеров, когда дефекты речи помогали радийщику в жизни. В частности это знаменитая «гнусавость» Леонида Володарского, который более 10 лет успешно сотрудничал с такими радиостнциями как "Милицейская волна", "Серебряный дождь" и "Русская Служба Новостей" [7]. Но это частный случай, в подавляющем большинстве историй, к сожалению, такого рода недостаток навсегда закроет перед соискателем дверь радиостудии.

     ГРАМОТНОСТЬ.  Как может радио влиять на русский язык? Очень просто. Мы часто «попадаем» на передачи, которые ведет тот или иной диджей.

Да, в устной речи ошибки не так ощутимы… Но если вслушаться в то, как говорят некоторые диджеи, невольно приходится думать: «И как их только туда пустили?» Часто их речь нелогична, переполнена жаргонизмами и просторечными выражениями, в ней присутствуют ошибки в ударении, «слова-паразиты». Цель радиоведущих нам ясна: нужно быть ближе к народу. Времена, когда диктора могли уволить с радио за неправильное слово или нарушение установленных рамок, давно прошли. Но, тем не менее, грамматические правила никто не отменял, и нужно бы их придерживаться.

 

Глава 2. Радиотекст.

 

    1.  Жанры радиотекстов.

 

     Классификация радийных жанров была достаточно четко сформулирована теоретиками журналистики. Это, пожалуй, самая малодикутивная тема медиа. В этой главе я изложу привычную точку зрения, временами поясняя ее, дополняя и комментируя, и лишь в нескольких вопросах  оппонируя профессионалам.

     Жанры в печати, на радио, телевидении родственны. Их объединяет общность основной функции журналистики – отражение и формирование общественного мнения, которую каждая из систем передачи информации решает своими средствами, определенными природой и спецификой коммуникационного канала.

     Система жанров – подвижная, гибкая, меняющаяся структура. Для нее характерно взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение жанров, их модификация, сообразно постоянно меняющимся задачам отражения жизни общества.

Журналистика решает триединую  задачу, выражающуюся:

  • в сообщении фактов;
  • в оценке, анализе, интерпретации фактов, событий, явлений;
  • в изображении фактов, событий, явлений.

 

Эти три основные задачи формируют и три группы жанров:  

 

  • информационные;
    • аналитические;
      • документально-художественные.

 

 

Информационные  жанры:

 

  • радиосообщение;
  • радиообзор печати;
  • радиоотчет;
  • информационная корреспонденция;
  • информационное радиоинтервью;
  • информационный радиорепортаж.

 

 

 

Аналитические жанры:  

 

  • аналитическое радиоинтервью;
  • аналитическая радиокорреспонденция;
  • аналитический радиорепортаж;
  • радиорецензия;
  • письмо;
  • радиобеседа;
  • радиокомментарий;
  • радиообозрение;
  • дискуссия на радио;
  • радиоречь;
  • журналистское расследование на радио.

 

 

Документально-художественные жанры: 

 

  • радиоочерк;
  • радиозарисовка;
  • радиорассказ;
  • радиофельетон;
  • радиокомпозиция.

  

  Эту классификацию приводят такие ученые как Аркадий Аркадьевич Шерель и Сергей Сергеевич Смирнов, два знаменитых практика, не один десяток лет выходившие в эфир.

     Информационные  жанры в современном радиовещании  – дело стандартное. Слушателю  давно приелись радиосообщения, выходящие на каждой без исключения  радиостанции раз в 15 – 30 минут  (а на некоторых радио информации выделяется до 50% эфирного времени).

     Информация в журналистике – это сведения, которые собирает и использует в своей работе журналист и которые может извлечь из его произведения слушатель, зритель, читатель.[9. с. 25] 

Они могут  быть восприняты в любом месте  – дома, на прогулке, в автомобиле, туристском походе и т.п.

Специфические особенности новостей на радио обуславливаются  спецификой самого радио как канала массовой информации:

Они воспринимаются на слух и несут в себе большее  количество дополнительной информации, чем те же новости в газете. Эта  дополнительная или как ее еще  называют «несмысловая информация» передается слушателям с помощью интонаций, ударений, изменения интенсивности голоса, его высоты, тембра. Поэтому звучащие новости влияют на ум и чувства людей активней по сравнению с печатными.

Они более  оперативны, чем газетные, а во многих случаях и телевизионные. Слова  «сегодня», «только что», «час назад», «сейчас, когда вы слушаете выпуск»  особенно характерны для новостей по радио.

Они могут  быть восприняты только в момент их передачи, так как слушатель не имеет возможности возвращаться к передаваемому сообщению. В  большинстве случаев это обстоятельство приводит к тому, что процесс осмысления воспринятой на слух новости как  бы сокращается или задерживается  и главной становится не рациональная, а эмоциональная сторона восприятия.

     Отношения аудитории к сообщению  определяются рядом объективных  и субъективных факторов. К объективным  факторам относятся само содержание  и форма сообщения, особенности  звуковой интерпретации и т.  д. К субъективным – индивидуальный  опыт слушателя, особенности его  восприятия, представления, профессиональное  и общее образование.

    В отличие от информации, аналитическая журналистика предлагает аудитории рассмотрение событий, пропущенных через отношение к ним журналиста. Она может оказывать прямое воздействие на общественное мнение.

    Аналитическая журналистика предлагает аудитории рассмотрение событий, пропущенных через отношение к ним журналиста. Она может оказывать прямое воздействие на общественное мнение. Журналист обобщает, подводит итоги, делает заключение, выводы, т. е. выводит мысль на новый уровень. В основе анализа всегда лежит мысль, высказанная прямо или лежащая в основе подбора фактов, аргументов. Аргумент – это факт или мысль, введенные в систему логических, эмоциональных связей с другими фактами и суждениями, усиленный этим контекстом и в свою очередь повышающий совокупное действие всей этой системы фактов. Аргумент – форма доказательств в споре, дискуссии, столкновении мнений.

Глубина анализа зависит  не только от задач конкретного выступления, профессионализма эксперта, журналиста, но и от объема радиотекста, времени работы в эфире, которые позволяют автору «развернуться». Они помогают лучше увидеть сам сценарий использования аргументации, подходы к осмыслению проблемы.

Приемы и способы аргументации также разнообразны. Среди них можно назвать прямую оценку (мнение, суждение), интерпретацию, аналогию, противопоставление, привязку к опыту той или иной группы аудитории, демонстрацию примеров, обращение к личному опыту, ссылки на статистику, цитирование, обращение к авторитетному мнению известного человека (специалиста, эксперта), использование клише, пропагандистских штампов, введение в полемику новых мыслей, оригинального авторского подхода к объяснению событий, развитие мысли, утверждение, опровержение, полемика с оппонентами, акцентирование внимания на самых значительных, по мнению автора, фактах, пояснение, истолкование, прогноз, обобщение, довод и контрдовод и т. д.

Информация о работе Специфика работы журналиста-радийщика