Свобода и ответственность журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мне бы хотелось рассказать о свободе слова в нашей стране, о тех, документах, которые регулируют её и решают вопросы, связанные с ней. И выяснить, а существует ли вообще свобода слова в нашей стране? А также, какая ответственность возлагается на журналиста, как носителя информации, и непосредственно определить, что же такое свобода слова.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Источники законодательства о СМИ…………………………………..5
Международные договоры……………………………………………..5
Конституция РФ………………………………………………………...8
Законодательство субъектов РФ……………………………………...10
Закон о СМИ…………………………………………………………...13
Глава II. 1) Обязанности и права журналиста……..…………………….….....15
2) Позиция журналиста и ответственность за нее………..…………17
Глава III. 1) Независимая журналистика в России: проблемы существования…………………………………………………………………...19
2)Костромская пресса………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………....28
Приложения………………………………………………………………….…..29

Работа содержит 1 файл

Курсовая Стариков Тема №21 «Свобода и ответственность журналиста».doc

— 197.00 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Источники законодательства о СМИ…………………………………..5

  1. Международные договоры……………………………………………..5
  2. Конституция РФ………………………………………………………...8
  3. Законодательство субъектов РФ……………………………………...10
  4. Закон о СМИ…………………………………………………………...13

Глава II. 1) Обязанности и права журналиста……..…………………….….....15

      2) Позиция журналиста и ответственность за нее………..…………17

Глава III. 1) Независимая журналистика в России: проблемы существования…………………………………………………………………...19

       2)Костромская пресса………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы……………………………………………………………....28

Приложения………………………………………………………………….…..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В связи с расширением  масштабов журналистики и журналистской деятельности, а также в силу повышения роли нашей профессии в мире, сейчас предъявляются жесткие требования к уровню подготовки работников СМИ. Следовательно, необходимы не только практические навыки, но и теоретические знания. Именно с этой целью – дать наиболее полный объем теоретических знаний – и создаются сейчас факультеты и отделения журналистики. И именно с этой целью пишется данный проект.

В данной работе мне бы хотелось рассказать о свободе слова  в нашей стране, о тех, документах, которые регулируют её и решают вопросы, связанные с ней. И выяснить, а существует ли вообще свобода слова в нашей стране? А также, какая ответственность возлагается на журналиста, как носителя информации, и непосредственно определить, что же такое свобода слова.

И так что же такое  свобода слова? В русском и других языках слово «свобода» имеет множество значений. Так, например, «Толковый словарь русского языка» В.И.Даля дает следующее определения «свободы»: «это своя воля, простор, возможность действовать по своему; отсутствие стеснения, неволи рабства, подчинения чужой воле». В обыденной жизни оно также может употребляться как «раздолье», «отсутствие затруднений и стеснений», «незанятое время», «непринужденность», «независимость», «отсутствие обязательств». В общественной жизни – «это пребывание вне заключения», «отсутствие крепостной зависимости», «отсутствие какого-либо гнета». В науке — «возможность высказывать личную точку зрения», «владение знаниями и навыками, позволяющими решать задачи» и т.д.  Как видно, все эти значения содержат общее «ядро» — «отсутствие стеснений» — внешних и внутренних, физических и психологических, «знаньевых» и языковых, других ограничений. Если же сказать короче — это отсутствие всего того,  что мешает проявлению жизнедеятельности личности, группы,  общества в целом.

Если же говорить о понятии «свободы»  применительно к журналистской  деятельности, то следует сказать  следующее. Определенно, это не возможность журналиста делать то, что ему хочется, и так, как ему этого хочется. Именно такое-то понимание свободы, как вседозволенности, и приводит к хаосу, творящемуся в современном мире. Проблема свободы стыкуется и с социальной позицией журналиста: мера свободы зависит от верности социальной позиции, так как свобода только внешне кажется возможностью принимать любые решения, давать первые пришедшие в голову оценки, выдвигать кажущиеся субъективно-привлекательными решения.

Подлинно свободное поведение  определяется как творческое использование  знания необходимости, умение действовать  в рамках необходимости, добиваясь при этом таких результатов, которые прямо не запрограммированы ею. Ведь все изобретения человека, например, в среде информационной техники (от письменности до компьютера, от телеграфа до спутников связи) — это результат творческого использования  знания закономерностей, творческой деятельности «внутри» необходимости.

Нужно сказать еще  и о том, что свобода слова  — это скорее возможность журналиста поднимать острые социальные, политические, экономические и другие вопросы, касающиеся современности, безбоязненно. Однако не следует забывать и о нравственной стороне вопроса — допускать в эфир или в печать аморальные материалы, способствующие разложению морально этического состояния общества, а не его повышению, абсолютно невозможно!

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

Источники законодательства о СМИ

  1. Международные договоры

 Как гласит статья 15 Конституции РФ (см. приложение 1), основным источником права в нашей стране являются общепризнанные нормы и принципы международного права, международные, соглашения, договоры, заключенные РФ. В случае возникновения конфликта между законами, принятыми в РФ, и нормами международного права, действуют последние.

А.Г.Рихтер в своей  книге «Правовые основы журналистики» говорит о том, что журналист обязательно должен, не только знать, но и понимать нормы, как минимум, трех документов, касающихся, так или иначе, его профессиональной деятельности. Это «Всеобщая декларация прав человека», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод». Эти документы содержат нормы о свободе информации, распространяющиеся на «акул пера». Следует отметить, что и сами журналисты играют особую роль в обеспечении и реализации прав каждого на свободу слова и доступ к информации.

Ведущую роль в обеспечении общества информацией играют международные договоры. На это существует две причины. Первая — необходимость объединений государств на основе тех принципов и правил, которые они разделяют. Вторая причина состоит в том, что все эти документы гласят о праве распространения информации не зависимо от государственных границ. В идеале, государства не должны ограничивать информационные потоки кроме случаев, когда речь заходит о сохранении государственной тайны. Что же такое государственная тайна? Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации [9].

Итак, теперь остановимся  на каждом из выше упомянутых документов немного подробнее, чтобы дать представления о них.

«Всеобщая декларация прав человека» была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948. Она содержит перечень прав и свобод человека, состоящий из тридцати статей. Статья 19 данного документа говорит о том, что «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

Следующий документ («Международный пакт о гражданских и политических правах») также был принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1996 г., но вступил в силу только в 1976г. «Пакт» предусматривает права каждого человека на свободу мысли, совести и религии. Статья 19 содержит положения о свободе информации, но в расширенном виде. Появление дополнительных положений связано с тем, что одни государства начали обвинять другие в непредставлении их гражданам информации и препятствии ее распространения. Именно для определения ограничения на свободу информации статья 19 и была сформулирована более подробно (см. приложение 2). Данная статья накладывает ограничения на использование информации. Но, однако, это ограничение должно быть зафиксировано в национальном законе и быть необходимым:

а) для охраны государственной  безопасности, общественного порядка, закона, здоровья или нравственности населения;

б) для уважения прав и репутации других лиц.

А если посмотреть статью 20 того же «Пакта», то видно, что государству  позволяется запретить в своих  законах пропаганду войны, разжигание расовой, религиозной, национальной ненависти, пропаганду войны и насилия (см. приложение 2).

Однако следует отметить, что статья 19 позволяет ограничить свободу слова и мнения только в двух случаях:

  1. защита прав и репутации человека;
  2. охрана конфиденциальной информации, государственной безопасности, а также общественного порядка, здоровья и  нравственности населения.

Наконец, третий документ, который необходимо знать журналисту, — Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. В России она вступила в силу 5 мая 1998 г.. С ее ратификацией Россия приняла обязательства защищать права, установленные конвенцией. Также РФ признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека (основание — статья 2 Конвенции) «обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения РФ положений этих договорных актов» [10;15].

10 статья Конвенции,  содержащая положения о свободе  выражения мнения, накладывает еще  большее ограничения на свободу  слова, чем Международный пакт  о гражданских и политических  правах (см. приложение 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Конституция РФ

Как известно, Конституция  РФ была принята 12 декабря 1993. Она возглавляет  всю систему российских источников права и в связи с этим остальные  подзаконные акты не могут противоречить  нормам, описанным в ней. Статья 29 Конституции РФ является основой для законодательства о СМИ в нашей стране (см. приложение 1).

Часть первая данной статьи говорит о том, что «каждому гарантируется  свобода мысли и слова». Как  известно, все права делятся на две категории:

1) предоставляемые каждому  (право на свободу мысли и слова, право на свободу получения, распространения информации и т.д.);

2) права, предоставляемые только гражданам РФ (право избирать и быть избранным, право на предоставление жилища и т.д.).

Как видно, государство  не имеет права вмешиваться в свободу слова и мысли без особой на то причины, так как свобода слова и мысли — естественна для человека. Однако следует отметить, что под свободой мысли и слова понимается невмешательство в процесс формирования собственных убеждений и мнений человека, запрет пропаганды ограничения свобод других людей и призывов к этому самому ограничению. Также свобода слова является признаком демократического государства, члены которого заинтересованы в равном участии всех граждан в обсуждении и принятии решений по тем или иным вопросам, касающихся данного государства.

Так же упомянутая статья Конституции говорит, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Право человека на свободу поиска и получения информации предполагает общедоступность и открытость источников информации. Одним из таких источников являются СМИ. Получение и распространение информации должно осуществляться и с соблюдением законодательства о СМИ, о политической и иной общественной деятельности и  т.д. Говоря о «свободе массовой информации» и запрете цензуры, следует отметить тот факт, что речь идет о возможности свободно распространять информацию через СМИ, а не о праве СМИ заниматься чем угодно.

Конституция РФ вносит запрет на цензуру. Статья 3 Закона о СМИ гласит: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается» (см. приложение 5). Исходя из такой формулировки, к цензуре можно отнести также наложение запрета на распространение сообщений и материалов или их отдельных частей.

Однако следует сказать  о том, что цензура со стороны  редактора или частного владельца  СМИ, церкви, политических партий и  т.д. имеет место быть, так как с юридической точки зрения цензура может быть только предварительной. В смысле закона, а не в обыденном понимании, под цензурой понимается именно государственное вмешательство в деятельность СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Законодательство субъектов РФ

Согласно Конституции  РФ 1993 года вся наша страна делится  на 89 субъектов, в число которых входят все области, края, республики, автономная область, автономные округа и т.д. Как субъекты РФ  эти образования имеют полное право на издание правовых актов, которые будут регулировать различные сферы, находящиеся под их наблюдением. Получается, что и СМИ попадают под сферу интересов местных законодательных органов.

В статьях 71, 72, 73 Конституции  РФ (см. приложение 1) перечислены вопросы, которые находятся в ведении региональных и федеральных властей, а также в совместном ведении РФ и ее субъектов. Но СМИ ни в одной из этих статей не упоминаются, что дает возможность региональным и федеральным законодательным органам толковать данные статьи по-разному при решении вопросов, касающихся СМИ.

Однако некоторые положения  указанных выше статей Конституции вплотную касаются СМИ. Так статья 71 только к федеральному ведению относит такое положение, как защита прав и свобод человека (в том числе право на поиск, получение, производство и распространение информации).

В свою очередь статья 72 говорит о том, что вопросы  воспитания и культуры находятся  как в ведении региональных, так  и федеральных властей. В их числе и административный контроль за СМИ, за их отношениями с госвластями субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Совместное ведение  говорит о том, что органы региональной власти в праве принимать законодательные  и иные акты, регламентирующие указанные  выше сферы, но вместе с тем не противоречащие актам федерального законодательства. До принятия Президентом РФ Владимиром Путиным курса «диктатуры закона» на приведение регионального законодательства в соответствии с Конституцией РФ и законодательством на уровне федераций местные власти игнорировали такие законы [1; 21].

Информация о работе Свобода и ответственность журналиста