Свобода слова и свобода самовыражения: основные параметры и признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Все люди имеют право на свободу слова и свободу самовыражения. Свобода слова становится реальностью именно благодаря средствам массовой информации. А это значит, что условия пользования ими должны соответствовать требованиям свободы, с тем, чтобы помимо всего прочего действовали гарантии охраны свободы и независимости журналистов. Свобода самовыражения и информации оказывается в полной мере доступна всем.

Содержание

1. Введение
2. Свобода слова:
а) общее понятие значения «свобода слова»;
б)
3. Свобода самовыражения:
а) основные составляющие части;
б) международные правовые акты, гарантирующие свободу самовыражения
4. Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - 4.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Бакинский государственный  университет 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

«Свобода  слова и свобода  самовыражения: 
основные параметры и признаки»
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: 
Студентка факультета

Журналистики

Группы 1058r

Эфендиева Улькяр. 
 

Кафедра Международной журналистики

Научный руководитель: Сабир  Мамедов

Заведующий  кафедрой: Гамид Велиев 
 
 
 
 
 

Баку 

2008

     Содержание:

     

  1. Введение
  2. Свобода слова:

а) общее понятие  значения  «свобода слова»;

б)

  1. Свобода самовыражения:

а) основные составляющие части; 
б) международные правовые акты, гарантирующие свободу самовыражения

4. Заключение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 Все люди имеют право на свободу слова и свободу самовыражения. Свобода слова становится реальностью именно благодаря средствам массовой информации. А это значит, что условия пользования ими должны соответствовать требованиям свободы, с тем, чтобы помимо всего прочего действовали гарантии охраны свободы и независимости журналистов. Свобода самовыражения и информации оказывается в полной мере доступна всем.

 Свобода слова и свобода самовыражения, включает в себя право поощрения частных мнений, а также право передачи, распространения и получения информации без вмешательства органов власти.

 Свобода слова есть необходимое условие развития демократического общества. Она позволяет мирно сосуществовать различным точкам зрения в обществе, помогает разрешать споры, не прибегая к насилию, позволяет каждому участвовать в управлении государством.  
 
 
 
 
 
 
 

Проблемам основных параметров свободы слова  и самовыражения, а также их основным признакам и посвящена эта работа. 
 

. 2. Свобода слова.

 а) Общее понятие  значения  «свободы слова»

 Общепризнанно, что свобода слова и свобода прессы не имеют абсолютного характера. Во всех правовых системах допускается в той или иной степени регулирование содержания сообщений СМИ с целью соблюдения определенных государственных, коллективных и частных интересов. В основном такое регулирование осуществляется через механизм прямого регулирования содержания, который создается актами законодательной, исполнительной и судебной власти. Мы рассмотрим этот вопрос в самом широком смысле; по нашему представлению регулированием содержания является любая форма внешнего вмешательства в профессиональную деятельность журналистов, то есть в процесс сбора информации, редактирования, освещения деятельности властей, а также в распространение мнений по вопросам общественного значения. В этой связи опять-таки важно подчеркнуть, что в благоприятной для свободы слова среде такого рода регулирование происходит только в соответствии с принципом верховенства права.

   Прежде  чем перейти к рассмотрению  конкретных вопросов, возникающих  в контексте реализации разнообразных  общественных и частных интересов,  учитываемых при установлении  ограничений на деятельность  СМИ, следует выделить следующие основные предпосылки.

 Хотя свобода  слова не носит абсолютного характера, в благоприятной среде политическая культура признает чрезвычайно важное значение для демократического общества соблюдения принципа свободного распространения  информации и идей.

 Признание того факта, что свобода выражения  имеет первостепенное значение для  сохранения базовых ценностей демократического общества, было неоднократно выражено Европейским судом по правам человека, например:

   Свобода слова составляет одну из существенных основ демократического общества и одно из основных условий для его продвижения вперед и для самореализации каждого человека… Принцип свободы слова распространяется не только на “информацию” или “идеи”, считающиеся благоприятными исходя из общепринятых норм или являющиеся безвредными или несущественными, но также и на такую информацию и идеи, которые оскорбляют, шокируют и беспокоят. Таковы требования плюрализма, терпимости и широты взглядов, без чего нет “демократического общества”.

 Особое значение имеет признание Судом той “существенной функции”, которую средства массовой информации — как печатные, так и электронные — выполняют при достижении целей демократического общества.

 Но пресса не должна выходить за определенные рамки, особенно в отношении репутации и прав других людей и предотвращения раскрытия конфиденциальной информации, тем не менее, долг прессы — предоставлять (способами, соответствующими ее обязательствам и обязанностям) информацию и мнения по всем вопросам, представляющим общественный интерес.

 Выражение признания  ценности свободы слова должно пронизывать  всю нормативную структуру, включая  международные, конституционные и  законодательные нормы, а также  практику применения этих норм в виде актов исполнительных и судебных органов. Благоприятная среда для свободы слова предполагает, что признание свободы прессы закреплено в тексте конституции страны и международных документов, подписанных данным государством. Более того, эти нормы должны применяться непосредственно судами и быть выше любых законодательных или административных актов.

 В благоприятной  среде ограничения свободы массовой информации должны иметь четкое определение  и узкие рамки; эти ограничения  могут сводиться только к тем  ограничениям, которые действительно  необходимы в демократическом обществе. Кроме того, бремя доказательства необходимости применения такого рода ограничения ложится на лицо, его предлагающее. Любое ограничение свободы слова или информации должно быть предписано законом. Это означает, что ограничение существует в форме писанного закона, доступного, однозначного, составленного в узком смысле и с достаточной точностью, чтобы каждому гражданину последствия его действий были ясны настолько, насколько это возможно в данных условиях. Вмешиваясь в свободу прессы, власти должны действовать не произвольно, но по закону, на основе объективных критериев. Кроме того, в условиях благоприятной среды такого рода ограничения рассматриваются как исключения из общего принципа свободы прессы; поэтому бремя доказательства необходимости такого вмешательства ложится на лицо, предпринимающее такое вмешательство, а сами исключения должны толковаться только в узком смысле.

  В благоприятной среде сама правовая система обеспечивает достаточную  степень защиты и гарантий против злоупотреблений, включая незамедлительное, полное и эффективное изучение юридической силы данного ограничения независимым судом или иным судебным органом. Как было указано в разделе, посвященном принципу верховенства права, применение правовых норм, составляющих вмешательство в свободу прессы, должно подвергаться независимому судебному контролю.

 Благоприятная среда предусматривает широкий  взгляд на то, какие действия — правительственных  или частных лиц — являются вмешательством в осуществление  свободы печати. Вмешательство в  деятельность прессы само по себе не есть нарушение фундаментальных норм свободы печати. Но без признания того, что определенные действия могут быть потенциальным нарушением прав прессы, тому или иному политическому и правовому режиму легко ввести жесткие ограничения в отношении реализации установленных свобод прессы. Таким образом, если понятие вмешательства имеет узкое применение, то под это понятие подпадает только прямое вмешательство государства с целью предотвращения распространения информации или идей.

  Для развития международных стандартов взаимоотношений между прессой, государством и обществом основное значение имеет то, чтобы именно это узкое определение вмешательства признавалось неприемлемым. Вместо этого определения в качестве вмешательства должны признаваться системы предварительной цензуры, а также широкой круг других действий, предпринимаемых государственными властями с целью воздействия на свободу выражения. Сюда относятся, например, различные санкции в связи с содержанием сообщений, налагаемые после их публикации, а также использование общих правовых норм, имеющих косвенное воздействие на редакционную независимость.

 Это широкое  толкование понятия вмешательства отражает ту точку зрения, что все действия органов государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), имеющие практическое воздействие на деятельность прессы, потенциально затрагивают вопросы свободы слова и поэтому, должны рассматриваться с точки зрения права. Это не значит, что свобода слова всегда превалирует при столкновении с другими фундаментальными правами или общественными интересами. При таком подходе права свободной прессы становились бы абсолютными, тогда как на деле они таковыми не являются. Скорее, это означает, что права свободной прессы надо принимать во внимание при решении вопроса о законности действий государства.

 Благоприятная среда признает, что самоцензура  представляет собой угрозу для демократии. Если над журналистами висит угроза быть привлеченными к ответственности по закону, то это оказывает на их деятельность так сказать “расхолаживающий” эффект. Для развития свободы массовой информации в отношении регулирования содержания принципиальное значение играет признание судами того положения, что роль прессы имеет достаточно важное значение для демократии, чтобы журналисты были в разумных пределах ограждены от опасности самоцензуры.

  При существовании благоприятной  среды признается, что на осуществление прав прессы могут повлиять и действия частных лиц. Важно, чтобы правовая система признавала так называемый “эффект третьего лица”; речь идет о том, что фундаментальные гарантии свобод прессы по объему шире, чем защита от действий со стороны лишь тех, кто находится у кормила государственной власти. Вместо этого, принцип “эффекта третьего лица” предусматривает, например, что орган СМИ не должен автоматически терять свою конституционную защиту лишь на основании того, что судебное дело инициировано по иску частного лица, а не государственного органа 
 
 
 

3. Свобода самовыражения:

 а) основные составляющие части.

 Свобода самовыражения включает возможность  каждой личности:

 - иметь  собственные убеждения и свободно  выражать их;

 -запрашивать и получать необходимую информацию из различных источников;

 - общаться  и обсуждать в свободной дискуссии  различные стороны по тому  или иному вопросу; 

  - свободно обмениваться информацией  по любому предмету.

 Для установления истины в процессе свободного обмена мнений, или, как иногда говорят на «бирже идей», требуется еще одно важное условие: любое, какое бы ни было почитаемое мнение должно подвергаться сомнению без каких-либо ограничений. Именно правовая система страны должна защищать свободный обмен всевозможных мнений и воззрений - свободную, здоровую, открытую гласность. 

 Свобода самовыражения  необходима для:

 - Эффективного  функционирования демократического  самоуправления

 - Наилучшего  выявления истины

 - Более полного  развития человеческой личности  в обществе 

   
 

б) Международные правовые акты, гарантирующие свободу самовыражения

 Норм  права, гарантирующих свободу самовыражения, достаточно много, однако  существуют наиболее значимые международные правовые акты:

 • Всеобщая декларация прав человека - утверждена 10 декабря 1948 года на Генеральной Ассамблеи ООН;

 • Международный  пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) (статья 19);

Информация о работе Свобода слова и свобода самовыражения: основные параметры и признаки