Типы вопросов в интервью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Тема моей курсовой работы-«Типы вопросов в интервью». Она является актуальной для всех журналистов, особенно начинающих. Изучив и освоив её, сразу становится ясно, что: во-первых, интервью - это популярный информационный жанр, без которого не обходится ни одно светское мероприятие; во-вторых, интервью - один из методов сбора информации.

Работа содержит 1 файл

курсовая.теория.doc

— 56.00 Кб (Скачать)


11

 

ВВЕДЕНИЕ.

Тема моей курсовой работы-«Типы вопросов в интервью». Она является актуальной для всех журналистов, особенно начинающих. Изучив и освоив её, сразу становится ясно, что: во-первых, интервью - это популярный информационный жанр, без которого не обходится ни одно светское мероприятие; во-вторых, интервью - один из методов сбора информации.

 

Задачи курсовой работы:

 

 

 

-рассмотреть типы вопросов в интервью, как в теории, так и на практике;

 

-освоить терминологию данной темы;

 

-изучить средства речевого контакта в различных вопросах интервью.

 

 

Для решения поставленных задач были использованы: публикации Татьяны Москвиной, Евгении Ульченко, Павла Яблонского, Александра Славуцкого[1], Ольги Варгановой   в газете «Аргументы недели» за 2008 год; а также работы  Шумилиной Т.В. ,Ким М.Н. ,Ворошилова В.В. и других авторов.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.Жанровые признаки интервью И ТИПЫ ВОПРОСОВ.

 

«Интервью-это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста», пишет В.В.Ворошилов. Который выделяет такие виды интервью, как: интервью - диалог, интервью - монолог, массовое интервью (пресс- конференции, брифинги), интервью-сообщение, анкеты. Причём, каждый вид интервью имеет свои особенности речевого контакта.

 

Любое интервью-это всегда личные впечатления, яркие подробности, конкретные детали. Несмотря на то, что «основные» факты можно извлечь из документов, журналист всегда стремится к личной встрече с героями интервью, к беседе с ними. Порой беседа служит проверкой и для самого журналиста:  правильно ли он понял документальные источники, не исказил ли он содержание, не упустил ли он что-либо интересное, важное. Лишь немногие типы материалов можно написать, не обращаясь к интервью, но  иногда этот немаловажный жанр журналистики выступает в качестве основного, а не вспомогательного.

 

Интервью-это  один из ответственных моментов журналистской деятельности. Таким образом, подготовка  к интервью является обязательным составляющим интервьюирования независимо от типа беседы, её содержания и продолжительности. Удачно провести интервью может только журналист с хорошей подготовкой, который уже овладел искусством проведения обстоятельных, сложных по содержанию и эмоциональной обстановке бесед. По ходу интервью журналист реализует весь свой практический и жизненный опыт.

 

Немаловажна и психологическая подготовка, которая затрачивает много времени. Поэтому, чем раньше она начнётся, тем больше возможностей улучшить, развить и воспитать в себе необходимые психологические качества и способности. Ведь журналистский труд требует наблюдательности, внимания, хорошей памяти и, несомненно, творческой фантазии.

 

Как и при простом общении, в любом интервью происходит момент восприятия и оценки собеседниками друг друга. Этот момент начинается при первом контакте интервьюера с собеседником. В этом процессе есть определённые закономерности, знание которых помогает контролировать его. Одна из них - стереотипизация, в которой говорится, что обязательным компонентом мыслительного процесса является опора на общение.

 

Процесс этот взаимный:

 

1)Поверхностное, искажённое представление может существовать у интервьюируемого о журналисте;

 

2)Сам журналист может предвзято относиться к собеседнику.

Журналисту необходимо освобождаться от предвзятости, которая складывается у него в момент сбора информации, потому что всякая предубеждённость препятствует получению достоверных сведений. Психотерапевты пришли к выводу о том, что ожидание интервьюера формирует его поведение во время интервью, в результате чего он даёт понять собеседнику, какие именно его ответы он одобряет, и одобряет ли он их вообще. Это очень сильно влияет на содержание полученных сведений.

Для того чтобы предвзятость или стереотипы не мешали восприятию, журналисту необходимо настроить себя на то, что реальность может не походить на представление, создавшееся у него во время подготовки.

Одним из компонентов к интервью является «проигрывание психологической ситуации». Журналисту необходимо знать, что в интервью не должно быть тех вопросов, которые вызовут возмущение или раздражение интервьюируемого, а также какие-нибудь другие реакции, неблагоприятные для психологической атмосферы беседы. Надо придумать заранее, как предотвратить или ослабить подобные реакции.

 

Анализ журналисткой практики свидетельствует, что газетные, радио – и телевыступления - итог слабого личностного контакта журналиста. Неумение журналиста формировать контакт влияет крайне отрицательно на конечный результат журналистского действия - журналистское произведение.

 

Личностный контакт является объективно необходимым элементом любого журналистского общения – кратковременного, долговременного.

Что же такое журналистский контакт? Существует достаточное количество определений по поводу межличностного общения. Например, исследователи Ю.Б.Алёшин и Л.А.Петровская определили его так: «Беседа, разговор, диалогическое общение (т.е. общение двоих) «.

Однако, прежде чем общение этих двоих или группы состоится, необходим личностно-психологический контакт, то есть очень непростая система взаимодействия журналиста и тех, с кем он общается, контактирует на предмет получения информации. Любой! Но контакт возможен при:

 

-обязательном доверии информатора к журналисту;

 

-желании обоюдного восприятия информации;

 

-взаимном влиянии и взаимном понимании;

 

-сопереживании;

 

 

Всё-таки в журналистике предполагается и односторонний (официальный), и двусторонний (обоюдный) характер контактов. Журналист и информатор взаимодополняют процесс общения, динамику развития отношений. Лидером контакта при этом остаётся журналист.

 

Журналисты по психофизике – родные братья актёров. Поэтому представляется уместным привести высказывание К.С.Станиславского, по определению которого личностно-психологический контакт- это «приспособление, это внутренние, так и внешние ухищрения, с помощью которых люди примеряются друг к другу при общении». Здесь также необходима бдительность, так как есть свои мели, подводные течения, острые камни. Это, по утверждению Фрейда, « желание быть великим», «желание выдвинуться» как со стороны журналиста, так и со стороны информатора, собеседника, то есть при формировании контакта идёт борьба за психологическую инициативу. Именно ваша заинтересованность ,чуткость и уважение к собеседнику помогут добиться должного равновесия при контакте с ним.

 

Таким образом, высокой профессионализм журналиста является мощной посылкой для формирования личностно-психологического контакта.

 

 

 

 

Классификация вопросов.

Существуют две основные классификации вопросов:

 

 

Классификация П.Мицыча.

 

 

Закрытые вопросы.

 

Эти вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Они ведут к созданию напряжённой атмосферы в беседе, потому что резко сужают «пространство для манёвра» у нашего собеседника. Поэтому такие вопросы можно применять со строго определённой целью. Эти вопросы ведут мысли собеседника в одном, установленном направлении и нацелены непосредственно на принятие решения. Закрытые вопросы оказывают внушительное воздействие и относительно хорошо заменяют все утверждения и констатации. В этом плане наиболее впечатляющими являются так называемые двойные закрытые вопросы, например: «следует ли следующую?». Такая форма вопроса предлагает собеседнику и третью возможность - длительную отсрочку.

 

В постановке подобных вопросов кроется опасность того, что у собеседника складывается впечатление того, что его допрашивают. Центр тяжести беседы смещается в сторону журналиста, поэтому собеседник лишён возможности свободно высказать своё мнение.

 

Закрытые вопросы рекомендуется задавать не тогда, когда необходимо получить информацию, а в тех случаях, когда нужно ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договорённости.

 

 

Открытые вопросы.

 

 

На эти вопросы нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого-то объяснения. Они используют слова «что», « кто», «как», «сколько», «почему».

 

Например: »Почему вы считаете, что…?»

Именно с помощью такого типа вопросов мы вступаем в разновидность диалога с упором на монолог собеседника, и, следовательно, цель передачи информации здесь не так строго реализуется, как в закрытых вопросах, поскольку мы дали нашему собеседнику возможность для маневрирования и подготовили его к более обширному выступлению.

В такой ситуации журналист, конечно, теряет инициативу, а также последовательность развития темы, так как беседа может повернуть в русло интересов и проблем собеседника. Опасность состоит в том, что можно вообще потерять контроль над ходом беседы.

 

Зеркальный вопрос.

 

 

Для того чтобы обеспечить непрерывность открытого диалога и расширить его рамки, можно использовать зеркальный вопрос. Он состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесённого собеседником, чтобы заставить его увидеть своё утверждение с другой точки зрения.

Этот тип вопросов позволяет, не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений, создавать в беседе такие повороты, нюансы, которые придают диагнозу подлинный смысл.

 

 

Риторические вопросы.

 

 

Они служат для рассмотрения проблем, а также во многих случаях для «разбавления». На эти вопросы не даётся прямого ответа, так как их цель - вызвать новые вопросы и указать на нерешённые проблемы или обеспечить поддержку нашей позиции со стороны участников беседы путём молчаливого одобрения.

Важно формировать вопросы таким образом, чтобы они звучали кратко и были понятны присутствующим. А свойственное большой аудитории молчание и будет означать одобрение журналистской точки зрения. Однако,  при этом следует быть очень осторожным, так как легко скатиться до обычной демагогии, а порой попасть в смешное или даже неудобное положение.

 

Переломные вопросы.

 

 

Этот тип вопросов удерживает беседу в строго установленном направлении или же принимает целый комплекс новых проблем. Если собеседник корректно и содержательно отвечает на такие вопросы, то ответы обычно позволяют выявить уязвимые места его позиций.

Подобные вопросы задаются в тех случаях, когда журналист уже получил достаточно информации по одной проблеме  и хочет переключиться на другую или же когда почувствовал сопротивление собеседника и пытается «пробиться». Опасность в этих ситуациях заключается в нарушении равновесия между журналистом и собеседником.

 

Вопросы для обдумывания.

 

 

 

Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было им сказано. Цель этих вопросов -создать атмосферу взаимопонимания, что часто позволяет достигнуть промежуточных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация Н.Энкельмана.

 

 

Вступительные вопросы.

 

Искусно поставленный вопрос является хорошим стартом. У слушателей сразу появляется заинтересованность, возникает состояние ожидания чего-то положительного.

 

 

Информационные вопросы.

 

 

Тот, кто задаёт вопросы, нуждается в знаниях, опыте и советах другого. Речь идёт о сборе сведений, которые необходимы, чтобы составить представление о чём-либо. Информационные вопросы - это всегда открытые вопросы. Это значит, что вопрос касается какого-то конкретного предмета или положения вещей, при этом собеседник, сообщая определённые сведения, отвечает на вопрос.

 

Контрольные вопросы.

 

Такие вопросы следует задавать во время любого разговора, чтобы выяснить, прислушивается ли ещё к вам собеседник, понимает ли он вас или просто поддакивает. По реакции собеседника журналист замечает, следит ли он за его мыслью. Если он при ответе на контрольный вопрос выявит неприятие или непонимание, придётся вернуться неприятие или непонимание, придётся вернуться намного назад.

 

Вопросы для ориентации.

 

 

Они задаются, чтобы установить, продолжает ли собеседник придерживаться высказанного ранее мнения или прежнего намерения.

Разумеется, после того как журналист задал вопрос для ориентации, ему необходимо помолчать и позволить высказаться собеседнику. Не следует его торопить. Он должен сосредоточится, разобраться в своих мыслях и высказать своё мнение.

 

Подтверждающие вопросы.

 

 

Их задают, чтобы найти взаимопонимание. Если собеседник пять раз согласиться с журналистом, то на решающий шестой вопрос он не станет возражать. Таким образом, в любой разговор нужно вставлять подтверждающие вопросы и всегда делать акцент на том, что связывает, а не на том, что разделяет.

 

Ознакомительные вопросы.

 

Такой тип вопросов знакомит журналиста с мнением собеседника. Отсюда следует, что это тоже открытые вопросы, на которые невозможно ответить односложно, только «да» или «нет».

 

Встречные вопросы.

 

Считается невежливым отвечать вопросом на вопрос, однако встречный вопрос является искусным психологическим приёмом. Вопросы подобного рода ведут к постепенному сужению разговора, подводят собеседника всё ближе к тому моменту, когда он скажет окончательное «да».

 

 

Альтернативные вопросы.

 

 

Эти вопросы предоставляют собеседнику возможность выбора. Число возможных вариантов не должно превышать трёх. Альтернативные вопросы предполагают быстрое решение, при этом союз «или» чаще всего является основным компонентом вопроса.

Информация о работе Типы вопросов в интервью