Влияние средств массовой информации на развитие школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Средства массовой информации стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Содержание

Введение

Глава 1. Роль средств массовой информации в процессе воспитания в подростковом возрасте

1.1 Воспитание как педагогическое явление

1.2 Средства массовой информации - как фактор социализации подростка

1.3 Возможности влияния на воспитание подростка средств массовой информации

1.4 Положительное влияние средств массовой информации на процесс воспитания подростков

2. Заключение

3.Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 39.55 Кб (Скачать)

  Введение

Глава 1. Роль средств массовой информации в процессе воспитания в подростковом возрасте

1.1 Воспитание как  педагогическое явление

1.2 Средства массовой  информации - как  фактор социализации  подростка

1.3 Возможности влияния  на воспитание  подростка средств  массовой информации

1.4 Положительное влияние  средств массовой  информации на  процесс воспитания  подростков

2.  Заключение

3.Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Одним из наиболее влиятельных  институтов воспитания в современном  обществе являются средства массовой информации. Это наиболее доступный, распространенный и популярный способ информирования и развлечения. Сегодня  многие исследователи говорят не только об огромном, но и определяющем влиянии средств массовой информации на развитие подростков, их поведение  и сознание. Занимая лидирующее место  в жизни современных подростков, средства массовой информации становятся одним из важнейших агентов воспитания.

Средства массовой информации стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. О возрастающей роли печати, радио и телевидения  в общественной жизни страны свидетельствуют  их бурный рост, распространенность и  доступность массовой информации. Печатное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Широкие возможности  средств массовой информации вызывают необходимость изучать механизмы  их функционирования и развития, эффективность  влияния на подрастающее поколение.

Тема данной работы сформулирована как "Положительное  влияние средств массовой информации на процесс воспитания подростка".

В качестве цели данной работы выступают рассмотрение и анализ возможностей средств массовой информации влиять на воспитание подростка.

В соответствии с  целью были поставлены следующие  задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать  литературу по данной теме.

2. Выявить и обобщить  позитивные и негативные тенденции  воспитательного воздействия средств  массовой информации на подростков.

3. Исследовать положительное  воздействие средств массовой  информации на процесс воспитания  подростков.

Гипотезой исследования является предположение о том, что  воздействие средств массовой информации на процесс воспитания подростка  может быть положительным.

Объектом данного  исследования является процесс воспитания подростков.

Предметом исследования являются особенности воспитательного воздействия средств массовой информации на подростков.Методологической основой исследования являются положения о целостности и взаимообусловленности социальных и культурно-педагогических явлений в процессе воспитания личности; теории влияния средств визуальной коммуникации на личность; теории нравственного воспитания подростков. Использовался системный подход для анализа проблемы. Для раскрытия избранной темы мы использовали совокупность методов исследования: теоретические методы - анализ психолого-педагогической и другой научной литературы, анализ результатов проведенных опросов, методы статистического и сравнительного анализа, методы сбора и обработки информации; метод научного прогнозирования; и эмпирические методы - беседа, анкетирование.

Практическая значимость исследования. Использование данной работы поможет педагогам и родителям  в воспитании подростков, их интеллектуальном и эмоциональном развитии, в формировании адекватного отношения и оценки используемой теле и видео продукции. В работе предоставлен практический материал для руководителей подростковых групп, учителей, консультантов, родителей.

Глава 1. Роль средств массовой информации в процессе воспитания в подростковом возрасте

1.1 Воспитание как  педагогическое явление

Воспитание растущего  человека составляет одну из главных  задач современного общества. Воспитание - процесс систематического целенаправленного  воздействия на духовное и физическое развитие личности. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны  людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так  и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования  человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью  материальных и духовных ресурсов обществ [1].

Однако наличие  объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация  систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей  развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и  всеобщей формой этого развития. Важно  учитывать все факторы влияния  на развития личности, в том числе  и факторы влияния средств  массовой информации. Подросток постоянно  включен в те или иные формы  общественной практики; и если отсутствует  ее специальная организация, если отсутствует  планомерное положительное влияние  со стороны факторов воздействия, то воспитательное воздействие на ребенка  оказывают наличные, традиционно  сложившиеся ее формы, результат  действия которых может оказаться  в противоречии с целями воспитания. Исторически сформировавшаяся система  воспитания обеспечивает присвоение детьми и подростками из окружающих их факторов воздействия, из средств массовой информации определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного  общества, но постепенно средства и  способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у подростков нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых  форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания, роль воспитательного воздействия  средств массовой информации при  этом выступает, открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и  целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого  совершенствования системы общественного  воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся  форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима  без опоры на научно-теоретическое  психологическое знание закономерностей  развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Под воспитанием  понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как  неповторимой индивидуальности, обеспечения  роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в  зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.

Только в социальной среде в процессе целенаправленного  воспитания происходит действенная  выработка программ социального  поведения человека, формируется  человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и  результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно  преобразуя и окружающую среду, и  саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Здесь приобретает  особое значение повышение интерактивности  средств массовой информации (от печатных средств массовой информации, от радио, телевидения, до Интернета).

Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке личность.

Особую роль в  воспитании играет искусство, которое  в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творчески  преобразовывать мир и самого себя.

Целенаправленное  формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в  соответствии с индивидуальным для  каждого человека проектом, учитывающим  его конкретные физиологические  и психологические особенности [2].

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска. И на воспитание всех этих сторон личности, так или иначе, могут воздействовать не только семья, окружающие ребенка люди, педагоги, но и средства массовой информации [2].

Названный ряд качеств  не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится  найти социально приемлемую и  лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

Одна из центральных  задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего  человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно - потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке. И здесь опять - таки огромную роль имеют средства массовой информации. Именно они, чаще всего в художественной, наглядной форме, способны порой донести до ребенка те идеалы гуманизма, которые очень сложно объяснить не только семье, но и опытному педагогу.

Другая важнейшая  задача воспитания растущих людей - это  формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных  предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать  события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы, разнородных  явлений. Эта радость познания, радость  собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов - естественнонаучному, гуманитарному и т.д.). И здесь  большую значимость имеют средства массовой информации, обладающие высоким  и до сих пор полностью не раскрытым  потенциалом наглядности, имеющие  возможности сделать изучение того или иного, даже, на первый взгляд, "сухого" теоретического вопроса, занимательным  и увлекательным. [2]

Человек входит в  жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его  развития как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личности формируется  совокупностью всех социальных влияний  на человека, и, прежде всего системой общественного воспитания, составляющей частью которой сегодня, несомненно, являются и средства массовой информации.

Личность есть системное  и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными  и приобретенными свойствами. Они, эти  свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и  обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида.

Информация о работе Влияние средств массовой информации на развитие школьников