Взаимоотношения первой и четвертой властей (на примере Березовской общественно-политической газеты «Золотая горка»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 07:40, реферат

Описание работы

Цель реферата: изучить процесс взаимоотношения первой и четвертой властей как взаимное влияние друг на друга.
Для этого автор поставил задачи:
1. Определить, каким бывает влияние СМИ на политику правительства
2. Определить, какие субъекты правительства могут влиять на СМИ
3. Определить, с какими сталкиваются проблемами пресса, при давлении на нее со стороны правительства
4. Определить, какие нормативные акты регулируют данные отношения.
5. рассмотреть случай взаимоотношений СМИ и власти на примере газеты «Золотая горка»

Содержание

Введение
Теоретическая часть……………………………………………………….……4
1. Влияние СМИ на власть…………………………………………………...…..4
2. Влияние власти на СМИ…………………………………………………….....5
2.1. Субъекты воздействия на СМИ…………………………………………......5
2. 2. Проблемы, связанные с воздействием на СМИ власти…………………...5
3. Писаные правила взаимоотношений………………………………………….7
II. Практическая часть…………………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………….....13
Список литературы………………………………………………………………14
Приложение………………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Федеральный закон “О государственной поддержке  СМИ и книгоиздания РФ”

  • устанавливает налоговые, таможенные и другие льготы для СМИ на федеральном уровне.

Федеральный закон “Об экономической поддержке районных (городских) газет”

  • устанавливает порядок выделения дотаций газетам, включенным в соответствующий Федеральный реестр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Практическая часть

Как пример, я хочу рассмотреть  случай, который произошел в моем родном городе Березовском год назад, но сначала предыстория.

Когда я училась в 11 классе, примерно 3 урока экономики  вел у нас не обычный учитель, а сам мэр – Вячеслав Пиусович Брозовский. Целью его уроков было научить нас предпринимательству, так как он считал, что малый бизнес – самый лучший вариант как для самого бизнесмена, так и для города, и для государства в целом. Итогом нашей совместных занятий была разработка плана бизнес-проекта, который можно  было бы реализовать у нас в городе. Я предложила создать молодежную газету, что вызвало бурное отрицание у мэра, как он мне сказал «Денег ты не получишь не копейки, а вот потратишься изрядно». Но суть даже не в этом. Мы с ним разговорились о наших городских газетах «Березовский рабочий» и «Золотая горка». И тогда он произнес главные слова: «Березовский рабочий» пишет то, что я скажу, потому что город за нее платит, а «Золотая горка» локти грызет, что у них таких денег нет, вот и огрызается на меня. А мне все ровно, пусть хоть БРОЗОВСКИЙ ДУРАК на первой полосе напишет, даже в суд за клевету подавать не буду». С того момента до часа Х прошло около восьми месяцев.

25 февраля 2010 года главный  редактор оппозиционной газеты  «Золотая горка» Павел Шабельников  опубликовал в свой редакторской  колонке материал «Думе больше нравится защищать милиционеров, а не граждан». В ней Павел говорит о реальной возможность коррупции администрации города, на которую ранее указывал заместитель руководителя отдела СКП Юрий Еланцев. Следственный отдел и мэрия "воюют" друг с другом с середины 2009 года: первый целенаправленно пытается уличить сотрудников администрации в коррупции, вторая – отбить атаку. Публичное мнение редактора «ЗГ» местной элитой было расценено как предательство интересов города и его руководства.

После выхода этой и еще ряда других публикаций Березовским заинтересовались федеральные СМИ, в частности о коррупции в муниципалитете вышел сюжет в программе «Вести недели» телеканала «Россия». «Сам Брозовский мне сказал, что не простит мне того, что я привез сюда журналистов «Вестей». Хотя никто к этому отношения не имеет, они все снимали сами, я лишь один раз с ними переговорил» – рассказал Павел Шабельников. Не прошло и двух недель, как в первых числах марта от реализации газеты одновременно отказались крупные магазины самообслуживания:

  • три «Кировских» (принадлежит семье депутатов Ковпаков). Лев Ковпак, участвовал в выборах в Облдуму и шел в одном списке с мэром Берёзовского.
  • «Звёздный» (генеральный директор сети Александр Райсих) неофициально попросила приостановить поставки газеты, сообщив о возможности возобновления продаж после выборов. Свое обещание «Звёздный» сдержал – через какое-то время газета вернулась на стойку в магазине, но уже на следующий день ее вновь убрали под прилавок без объяснения причин.
  • Крупнейшая местная сеть продовольственных магазинов «Флагманъ», принадлежащая зампредседателя березовской думы Александру Патрушеву Формальный предлог – перезаключение договора в связи с выходом нового закона о торговле. Переговоры тянутся и по сей день. Вслед за сетевиками от сотрудничества с газетой начали отказываться и частные предприниматели, владельцы специализированных киосков.

Представители торговых организаций в общении с журналистами других изданий свое сотрудничество с «Золотой горкой» обсуждали крайне неохотно. В частности, депутат Патрушев попытался убедить в том, что у договора с редакцией газеты просто закончился срок действия. «Пусть заключают новый и выполняют все наши условия», – заявил Александр Патрушев, однако какие именно условия должны выполнять журналисты, он не уточнил, а просто бросил трубку. Представители сети супермаркетов «Кировский» причины расторжения договора с «Золотой горкой» прояснить не смогли, а один из владельцев сети – депутат облдумы Лев Ковпак – заявил, что вообще не в курсе этой ситуации: «Я вообще не знаю, о чем идет речь. Но могу сказать, что наша компания создана для того, чтобы зарабатывать деньги и качественно обслуживать жителей Свердловской области. Если действительно есть какое-то предвзятое отношение, то пусть редакция выходит прямо на меня», – заявил Ковпак.

Следующим ударом для  газеты был отказ от реализации частных  предпринимателей, владельцев специализированных киосков. На вопрос о причинах отказа один из предпринимателей ответил: «пока не беру», другой: «ну вот настал и наш час». А один из владелецев нескольких киосков «Пресса» Владимир Ожегин в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» осторожно признался, что сотрудничество с «Золотой горкой» не завершено, а лишь приостановлено: «Это связано с нашими проблемами, ремонт и все такое... Мы не отказываемся от сотрудничества, но пока возможности продавать газету у нас нет», – заявил предприниматель.

Руководство «Золотой горки» предполагает, что подобная позиция связана с тем, что торговые площади предпринимателей находятся на муниципальной земле, в продлении аренды которой власти города могут отказать за сотрудничество с изданием.

Эксперты в сфере СМИ утверждают, что факт политического и в первую очередь экономического давления на издание в Березовском налицо: «С такими методами мы уже сталкивались в разных территориях. Я считаю, что в Березовском, безусловно, есть факт экономического давления на редакцию, поскольку одновременное прекращение продажи газеты сразу в нескольких независимых торговых сетях говорит о том, что это носит организованный характер. Так просто не бывает, что у газеты в один день резко упали тиражи, что они такого должны были написать, чтобы читатели так резко отвернулись от них», – отметил в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» секретарь регионального отделения Союза журналистов Дмитрий Полянин. Главный редактор газеты «МК-Урал» Денис Токарский отметил, что такая ситуация вокруг известной березовской газеты может ударить и по имиджу местного градоначальника: «Отказ торговых сетей сотрудничать с этим изданием может привести к сокращению доходов и читательской аудитории; а это, в свою очередь, негативно отразится на финансовом состоянии газеты. Будет очень печально наблюдать эту картину в Березовском. Я думаю, что это повредит не только самому изданию, но и имиджу мэра Брозовского, если он действительно имеет к этому отношение. Если же он не причастен к такому давлению на издание, но видит происходящее и остается в стороне, это тем более прискорбно», – заявил Токарский.

Сам же Вячеслав Брозовский любое давление со своей стороны  отрицает: «У меня к ним никаких претензий нет. Они (редакция) о себе слишком высокого мнения, если считают, что я буду их делами заниматься».

Но на самый удивительный шаг в этой ситуации пошли даже не предприниматели, а депутаты местной  думы, которые приняли официальное  обращение к губернатору Свердловской области Александру Мишарину и заместителю генерального прокурора Юрию Золотову, выступив против освещения в местных СМИ следственных действий.  

В своем обращении народные избранники утверждают, что местные СМИ не должны освещать антикоррупционную деятельность правоохранительных органов до вынесения каких-либо решений судов. «Наше решение обратиться в вышестоящие органы власти вызвано не желанием противодействовать борьбе с коррупцией, а желанием исключить ненужную браваду в проводимой работе, а именно широкое освещение в прессе дел, по которым решения судебными органами не приняты и виновность лиц не доказана, а также желанием предотвратить негативное влияние на решение вопросов местного значения, не допустить дискредитацию органов местного самоуправления в глазах населения», – заявили депутаты. «Это вообще на уровне абсурда! Это идет вразрез не только с законом «О СМИ», но и с политикой президента Дмитрия Медведева. Только максимальная открытость позволяет бороться с этим злом. Если эту работу проводить кулуарно, то я сомневаюсь, что у нее будет результат», – считает Дмитрий Полянин.

Оставив редакционную политику без изменений, «Золотая горка» стала налаживать собственное распространение. Раньше в городе не было ручной торговли газетами, и теперь часть тиража «Золотой горки» - около 500 экземпляров  пошла через уличных продавцов. Стали заниматься собственной подпиской. Газета по-прежнему выходила дважды в неделю общим тиражом 6, 5 тыс. экз. Но все же продажи упали на 40 %.

Утром 9 сентября газету «Золотая горка» приняли к реализации предприниматели Берёзовского, которые пять месяцев назад отказались исполнять договорные отношения с изданием. Причины возобновления продаж редакции никто не сообщал, переговоры об этом в последние месяцы не велись. Просто позвонили и спросили: «Будем продавать газету?», на что редакция ответила: «Да!». Сам главный редактор газеты Павел Шабельников связывает эту осеннюю «оттепель» с окончанием войны мэрии с сотрудником Следственного комитета при прокуратуре Юрием Еланцевым, деятельность которого грозила уголовной ответственностью чиновникам Берёзовского. Противостояние следователь проиграл и с 16 августа был переведен в Екатеринбург, где 3 сентября неизвестные сожгли его автомобиль. Вероятно, с уходом Еланцева «бизнес-элита» решила, что публикации «Золотой горки» вновь станут для нее неопасными.

В связи с этим Павел отмечает, что редакционная политика «Золотой горки» не меняется. Издание было и остается независимым – самоокупаемым и неподконтрольным властям. Газета предоставляет возможность высказываться по актуальным вопросам всем желающим. Работа журналистов «Золотой горки» строится исключительно в интересах жителей, а не власти и коммерсантов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении хотелось бы отметить, как на одном примере  можно рассмотреть все виды взаимоотношений  СМИ и власти.

1. Своим материалом  о возможной коррупции в городе  газета будоражила не только  мэрию, но городскую думу.

2. После выхода материала,  марающего «лицо» администрации  города, у газеты начались экономические  проблемы, к которому непосредственное  отношение имело городское правительство.

Таким образом, для будущего развития взаимоотношений органов власти и СМИ в нашей стране, на мой взгляд, необходимы:

    1. Информационная открытость власти, «Чтобы взаимоотношения журналистов и руководства города носили нормальный характер, способствовали совместному решению задач.Необходимо, чтобы сотрудники администрации, руководители предприятий и организаций предоставляли журналистам доступ к информации, кроме случаев, предусмотренных законодательством» .
    2. Компетентность и профессионализм журналиста «Журналист должен хорошо знать специфику деятельности, структуру администрации города, функции должностных лиц и степень их компетентности в тех или иных вопросах. Он должен проверять полученную от должностного лица информацию, получать согласие на ее публикацию или ставить в известность о ее публикации».
    3. Независимость местных СМИ от администрации города. Финансовая поддержка не должна осуществляться городом по принципу лояльности редакции.
    4. Минимизация оценочных суждений журналиста, приемлемых в аналитических статьях, но не в подаче информационного материала, предоставляемого органами власти.

Тема, рассмотренная в  моем реферате остается для меня интересной, и возможно я буду продолжать ее разробатывать на следующем курсе  уже в качестве курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Авраамов, Дмитрий Сергеевич. Профессиональная этика журналиста : Учебное пособие / Д. С. Авраамов. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1999. — 224 с.
  2. Профессиональная этика журналиста : [учеб. пособие для вузов по специальности "Журналистика"] / Г. В. Лазутина. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : Аспект-Пресс, 2006. — 239
  3. Русская журналистика в документах. История надзора / сост. О. Д. Минаева ; под ред. Я. Н. Засурского. — М. : Аспект Пресс, 2003. — 398 с.
  4. Конституция РФ
  5. ФЗ «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ»
  6. ФЗ «Об общих принципах организации МС в РФ»
  7. ФЗ «О СМИ»
  8. ФЗ «Об экономической поддержке районных (городских) газет»
  9. Сайт газеты «Золотая горка» http://zg66.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 


Информация о работе Взаимоотношения первой и четвертой властей (на примере Березовской общественно-политической газеты «Золотая горка»)