Защита журналистов во время вооруженных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:10, реферат

Описание работы

Политики и военачальники прекрасно понимают, какой силой обладают средства массовой информации, поэтому стремятся использовать их в своих целях, поставить под свой контроль в ходе вооруженных конфликтов. И уже в течение длительного времени защите журналистов, находящихся в опасных командировках, уделяется внимание в документах права вооруженных конфликтов. Защита журналиста непосредственно связана с содержанием его прав и обязанностей, т.е. правовым статусом, который регулируется правом как в мирное, так и в военное время.

Содержание

Введение………………..………………………………………………………….2
Глава1.Международно-правовая защита журналистов во время вооруженных конфликтов……………………………………………………………………….3
Глава2. Пределы защиты журналистов во время вооруженных конфликтов………………………………………………………………………..7
Заключение………………………………………………………………………11
Список используемых источников……………………………………………. 12

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Содержание………………………………………………………………………1

Введение………………..………………………………………………………….2

Глава1.Международно-правовая защита журналистов во время вооруженных конфликтов……………………………………………………………………….3

Глава2. Пределы защиты журналистов во время вооруженных конфликтов………………………………………………………………………..7

Заключение………………………………………………………………………11

Список используемых источников……………………………………………. 12

 

Введение 

В современном мире журналиста можно по праву считать одним из главных действующих лиц на современной войне. Информационная составляющая играет огромную роль в современных вооруженных конфликтах. Причем, воздействие это может быть как позитивным, так и негативным, как способствующим эскалации насилия, так и способствующим прекращению войны. Именно под воздействием общественного мнения, направляемого СМИ, американское правительство вынуждено было вывести войска из Вьетнама… И именно СМИ сыграло решающую роль в развязывании страшного геноцида в Руанде, унесшего жизни восьмисот тысяч человек.

Политики и военачальники  прекрасно понимают, какой силой обладают средства массовой информации, поэтому стремятся использовать их в своих целях, поставить под свой контроль в ходе вооруженных конфликтов. И уже в течение длительного времени защите журналистов, находящихся в опасных командировках, уделяется внимание в документах права вооруженных конфликтов.

Защита журналиста непосредственно  связана с содержанием его  прав и обязанностей, т.е. правовым статусом, который регулируется правом как  в мирное, так и в военное  время. Однако следует отметить, что в рамках МП не установлен полный объем прав и обязанностей, а также ответственность журналистов за их деятельность в мирное время. Целью реферата является изучение международно-правового регулирования защиты журналистов. Задачи работы

 

Глава 1. Международно-правовая защита журналистов во время вооруженных конфликтов

Можно определить правовой статус журналиста в мирное время посредством анализа  норм международных документов и  конкретизации некоторых этих норм применительно к специфике журналистской деятельности и выявить соответствующие особенности правового регулирования.

Международные акты, касающиеся профессиональной журналистской деятельности можно  условно разделить на две группы:

1.Международные акты о защите прав и свобод человека и гражданина, которые закрепляют право человека на получение информации и свободу слова. Примерами здесь могут быть Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., а также региональные договоры о защите прав и свобод человека и гражданина (например, европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.[15]);

2.международные конвенции, регулирующие  некоторые вопросы деятельности  СМИ на территориях отдельных  государств, например, Конвенция о статусе корреспондента, представляющего СМИ государства-участника СНГ в других государствах содружества от 16.04.2004 г.[13], Соглашение о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности межгосударственной телерадиокомпании “Мир” от 24.12.1993 г. [12], Соглашение об основных принципах взаимодействия с информационным агентством “Интерфакс” от 17.10.1996 г. [14] и др.

В отношении первой группы актов  можно отметить следующее: они носят  универсальный характер, поскольку защищают права человека, и действуют как в мирное, так и в военное время. Однако их применимость может ограничиваться в условиях чрезвычайной ситуации, что прямо устанавливается в текстах данных документов. [8]

Вторая группа международных договоров заключается только для решения определенных задач, связанных с упрощением правового регулирования деятельности отдельных СМИ либо, например, регламентацией содействования деятельности СМИ. Представляется, что в военное время такие договоры перестают действовать, поскольку существенно изменяются условия, при которых предполагалось их действие. Поэтому данные акты не могут рассматриваться как источник регулирования правового статуса журналиста и СМИ в военное время.

Государства обязаны обеспечить и  не препятствовать реализации права человека на информацию и свободу слова в объеме, определенном в международных документах. [9]

Ограничения этих прав могут быть установлены только законом и  могут являться необходимыми для  уважения прав и репутации других лиц; для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Целесообразно отметить, что ограничения данного права непосредственным образом влияют на деятельность журналистов и заключают ее в определенные правовые рамки.

Особо следует рассмотреть позицию  о международном праве массовой информации как самостоятельной  отрасли МП. МП массовой информации – это совокупность специальных  международных принципов и норм, регулирующих права и обязанности  субъектов МП в процессе использования (или санкционирования использования) средств массовой информации. [13] Нормы данной отрасли права регламентируют как технические аспекты распространения массовой информации, так и вопросы ее содержания. Кроме того, выделяются отраслевые принципы международного права массовой информации. [14] А, как известно, наличие таких принципов – это основное свидетельство целесообразности выделения той или иной группы норм в отрасль международного права.

Что касается МГП, то в его основе лежат положения, призванные обеспечить защиту и гуманное обращение с лицами, которые либо выведены из строя, либо не принимают участие в вооруженных конфликтах (ВК). К последним, в частности, относятся журналисты, перед которыми, помимо преодоления общих угроз безопасности и необходимости остаться живыми и здоровыми, стоит и другая задача: невзирая на все препятствия, выполнить свою работу.

Международно-правовые акты в сфере  МГП не содержат положений, касающихся деятельности журналистов во время  войны. Иначе говоря, МГП защищает не деятельность журналистов, а людей, занимающихся этой деятельностью. [15]

 

 В результате анализа норм  МГП можно прийти к выводу  о том, что в зоне ВК могут  работать 2 категории журналистов:

-военные корреспонденты (ст. 4.A (4) ЖК III ) и

-журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах ВК (ст. 79 ДП I ).

 

 Согласно ст. 4 ЖК III военные  корреспонденты – это 1) представители  СМИ, 2) имеющие аккредитацию в  вооруженных силах и 3) сопровождающие  военные формирования, при этом, 4) не являясь их членами. Эта же статья говорит, что военные корреспонденты при попадании в плен пользуются такой же защитой, что и военнопленные.

Защита журналистов подразумевает  не только необходимость предпринимать  те или иные действия, но и обязательство не прибегать к определенного рода действиям. [2] Так, гражданские лица в соответствии со ст. 51 (2) ДП I (в т.ч. журналисты) не должны являться объектом нападения (воздержание от действий), в соответствии со ст. 52 ДП I гражданские лица имеют право на то, чтобы к их собственности относились с уважением, если она не имеет военного характера (действие).

Анализ статуса журналиста в условиях ВК будет неполным, если не затронуть ситуацию, когда происходит задержание журналиста. Вооруженные  силы имеют право задержать любого, кто находится в зоне военных действий [1] (например, во время комендантского часа). Как видится, при задержании журналист не теряет фактическую защиту, а также право на нее (кроме случаев, когда он уже лишился права на специальную защиту ранее), хотя и не может реализовывать свое право на получение информации. Более того, задержание в некотором смысле может обеспечить безопасность журналиста, так как во всех случаях удерживающая сторона обязана следовать нормам МГП, которые требуют от нее гуманного обращения во время содержания к журналисту и все юридические гарантии в случае судебного процесса (ст. 75 ДП I).

Помимо прав для определения  статуса журналиста важными являются обязанности, возлагаемые на него как  нормами МГП, так и национальным законодательством. Примером может служить обязанность воздерживаться от определенных действий во время комендантского часа. Поэтому целесообразно отметить, что в военное время реализация как прав, так и обязанностей журналистов, обусловленных их правовым статусом, будет служить конечной цели, т.е. защите их как покровительствуемых лиц.

 

 

 

Глава2. Пределы защиты журналистов во время вооруженных конфликтов

Нормы МГП на универсальном  уровне, гарантируя журналистам защиту, тем не менее, предусматривают возможность ограничения последней путем установления пределов защиты.

Следует различать пределы  защиты и пределы права на защиту (прекращение права на защиту). Пределы  защиты означают прекращение состояния  фактической защищенности, но они  не всегда связаны с утратой права на защиту; последнее у журналиста остается, хотя и не реализуется. Прекращение права на защиту автоматически за лишением собственно права влечет потерю и фактической защиты. Кроме того, если осталось право, то при изменении обстановки может вернуться фактическая защита.

Следует оговорить то, что перечень пределов защиты журналистов должен быть закрытым (numerus clausus).

Пределы защиты журналистов  можно классифицировать по различным  основаниям. Так можно выделить объективные  пределы и субъективные. Кроме того, можно выделить такую классификацию, в которой отпадает либо только фактическая защита (нахождение журналиста рядом с военным объектом или внутри него, использование журналистом форменной одежды), либо и фактическая защита, и право на нее (шпионаж, использование оружия с целью участия в ВК, распространение паники)[4].

Объективные пределы устанавливаются  самими нормами МГП, воля журналиста здесь не имеет юридического значения. Как представляется, на сегодняшний  день нормами МГП объективные  пределы не установлены, однако возможно обусловить получение специальной  защиты наличием удостоверения журналиста, отличительного знака, аккредитации или определенного гражданства.

Если в соответствии с нормами  Женевской  конвенции об обращении  с военнопленными от 27.07.1929 г. журналист  должен был обязательно иметь  удостоверение личности, выданное компетентными властями, чтобы получить право на статус военнопленного, то согласно ЖК 49 г. журналист должен получить удостоверение, которое будет являться официальным разрешением на право следования за вооруженными силами, а, кроме того, служить доказательством, которое противник может потребовать, чтобы определить его статус в случае захвата в плен. Удостоверение военного корреспондента играет приблизительно ту же роль, что и форма солдата: оно создает презумпцию (в соответствии с которой достаточно предъявления корреспондентом удостоверения для того, чтобы сторона, держащая его в плену, рассматривала корреспондента в качестве военнопленного – М. Ш.). [5]

Здесь же необходимо указать, что удостоверение  личности, о котором идет речь в  ст. 79 (3), не придает определенного статуса – оно лишь «удостоверяет статус его предъявителя, как журналиста». [5]

Аналогично требованию наличия  или отсутствия удостоверения является условие, при котором обязательна  аккредитация журналиста для получения  специальной защиты.

Для установления субъективных пределов наличия только норм МГП не достаточно, эти нормы должны идти в совокупности с определенными действиями как  юридическими фактами, в которых  выражается воля журналиста[7].

Нахождение в ВК

Журналист, движимый профессиональной целью, совершает действия, которые направлены на получение информации о ВК. Безусловно, при нахождении рядом с военным объектом (ВО) можно получить больше сведений о фактах ВК. Таким образом, совершая подобные действия, журналист, подвергая себя большей опасности,  прекращает собственное состояние фактической защищенности.

 Так происходило в Чечне.  Военное командование Российской  армии тоже предлагало помощь  журналистам, предоставляло бронетранспортер. Но если бронетранспортер попадал  в засаду, вряд ли ситуация способствовала безопасности журналиста, так как нападению подвергался каждый, кто находился в этом бронетранспортере. Скорее всего, журналист будет уничтожен вместе с другими комбатантами. [8] Как представляется, журналист осознанно (хотя и не имея такой цели) отказывается от фактической защиты.

Форменная одежда

В ст. 79 ДП I установлено положение  о том, что журналистам, работающим в зоне ВК, предоставляется защита. Однако специально оговариваются случаи, при которых журналист утрачивает защиту как гражданское лицо, это происходит, если он становится комбатантом. Представляется, что журналист перестает пользоваться защитой, установленной нормами МГП и необходимой для выполнения профессиональных обязанностей, если он использует форменную одежду; наличие соответствующей экипировки является достаточным для того, чтобы противная сторона рассматривала его в качестве комбатанта.

Использование форменной одежды может  лишить журналиста лишь фактической  защиты, но не права на нее. Следует  заметить, что само по себе использование форменной одежды не является правонарушением (если национальным законодательством не установлено обратное). Но в случае, если журналист берет в руки оружие, то в соответствии со ст. 4 ЖК III он теряет и защиту, и право на нее и должен рассматриваться в качестве комбатанта.

Шпионаж

 Журналист должен во время  боевых действий заниматься своей  профессиональной работой: фотографировать,  снимать фильмы, делать магнитофонные  записи или рукописные заметки. [3] В связи с этим актуальность приобретает возможность обвинения журналистов в шпионаже. Для установления пределов защиты журналиста важно выяснить, что входит в объективную сторону деяний журналиста и что – шпиона.

Информация о работе Защита журналистов во время вооруженных конфликтов