Журналистское расследование на выборах

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Жанр журналистского расследования предполагает всестороннее и подробное исследование некой мало изученной, закрытой или тщательно скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую нас информацию. Понятно, что зачастую это просто невозможно сделать. Тогда метод поиска материала становится не менее захватывающим,

Содержание

Содержание:
Введение
1 Глава 1. Журналистское расследование на выборах.
1.1 Значение и особенности журналистского расследования на выборах
1.2 Потребности в журналистских расследованиях на выборах
1.3 Журналистское расследование на выборах: особенности жанра
2 Глава 2. Некоторые рекомендации по проведению журналистского расследования на выборах
2.1 Предварительная подготовка к проведению расследования
2.2 Планирование журналистского расследования
2.3 Рекомендации по проведению интервью в ходе расследования
2.4 Как не допустить ошибок в ходе расследования
3 Глава 3. Выборы и журналистский контроль
3.1 Предмет расследования
3.2 Где достать информацию?
3.3 Схема расследования
3.4 Предварительная оценка круга потенциальных источников информации
3.5 Принятие решения
3.6 Реализация плановых мероприятий
Заключение
Приложения

Работа содержит 1 файл

666.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Читайте прессу

Хорошим поводом может быть информация, опубликованная в других СМИ. Иначе говоря, информация, опубликованная в открытых источниках.

Ищите документы

Сомневайтесь

Не принимайте на веру слова чиновников, политиков и бизнесменов. Официальные лица часто думают одно, делают другое, а говорят третье. Подвергайте сомнению их заявления. Поводом для расследования может стать информация, обнародованная на пресс-конференции.

Слушайте

Толчком к расследованию часто служит информация, полученная от вашего конфиденциального источника или случайного информатора. Мы рекомендуем разделять сведения, полученные по вашей инициативе, и то, что становится известно по инициативе самого источника. Обычная история: в редакцию приходит человек и спрашивает: «Кто у вас здесь главный борец с коррупцией?» Такое явление у нас в агентстве принято называть «визит инициатора». Кстати говоря, инициатором может быть не случайный человек, а ваш постоянный источник, с которым вы давно имеете тесный контакт. Многим из вас наверняка приходилось сталкиваться с подобными примерами. Попытайтесь найти ответ на вопрос - зачем вам сообщают эту информацию, какие цели преследует источник. Возможно, он добивается восстановления справедливости, а может быть, представляет конкурирующую группу, пытающуюся использовать СМИ для расправы с соперниками. Своевременно определить, что движет информатором, - значит не стать объектом манипуляции. Впрочем, понять мотив, которым руководствуется информатор, не значит, что полученные сведения следует оставить без внимания. Надо признать, что подавляющее число расследований в области экономики или попыток расследований в этой сфере, появляющихся в СМИ, имели в своей основе так называемый «слив». От добросовестности журналиста зависит, как он распорядится полученной информацией- опубликует без элементарной проверки или попробует разобраться в ситуации. И, наконец, общее правило для поиска темы вашего расследования.

Стройте версии

Оценивая некий факт или событие, попытайтесь понять, что за ними стоит, и смело ищите подтверждение своим догадкам. Попробуйте представить «скелет» возможного материала. Не отчаивайтесь, если в процессе работы вы придете совсем не к тем результатам, которые предполагали, - жизнь гораздо сложнее самых изощренных схем. Зачастую толчком к расследованию во время избирательных кампаний для нас служила растиражированная в листовках биография того или иного кандидата в депутаты. Вот лишь один пример. Журналистское расследование, фрагмент которого публикуется ниже, проводилось во время кампании по выборам губернатора Ленинградской области и было опубликовано в одной из питерских газет. По этическим причинам мы не будем упоминать сейчас фамилию героя.

«Имя почти каждого кандидата на пост губернатора Ленинградской области оказалось уже в центре какого-нибудь скандала, но есть среди двадцати претендентов на этот замечательный пост человек, которому удалось переплюнуть всех. В официальной биографии N нет вообще ни одного слова правды, за исключением, конечно, таких бесспорных моментов, как, например, дата рождения. Во-первых, бывший командир атомной подводной лодки «К-147» капитан первого ранга N никогда этой субмариной не командовал и никогда не был капитаном первого ранга! Во-вторых, претендент на пост губернатора крупнейшего субъекта Российской Федерации судим сразу по четырем статьям Уголовного кодекса: «Хищение государственного или общественного имущества», «Должностной подлог», «Мошенничество» и «Злоупотребление властью или служебным положением»! 24 августа 1981 года прокуратура Ленинграда возбудила в отношении N уголовное дело. К тому времени он был освобожден от обязанностей проректора Ленинградского горного института по статье 254-1 КЗоТ: «За грубое нарушение трудовых обязанностей работником, несущим дисциплинарную ответственность в порядке подчиненности». Вот что установило расследование по уголовному делу N48403. В мае 1980 года четверо подвыпивших студентов Горного института угнали и разбили в ДТП институтский автомобиль «УАЗ». По ходатайству администрации института уголовное дело в отношении виновных возбуждать не стали с условием, что они оплатят стоимость ремонта машины. Затраты оценили в 4176 рублей, студенты собрали эту сумму и передали N как проректору по административно-хозяйственной работе. N договорился с Сосновским отделением «Сельхозтехники» о проведении восстановительного ремонта «уазика» и привлек дополнительно двух рабочих, заключив с ними трудовое соглашение. В конечном итоге ремонт обошелся в 1900 рублей, а 2276 рублей остались в кармане N. Хищение денег он скрыл, представив в бухгалтерию две фиктивные расписки. В ходе следствия совершенно неожиданно всплыл и подростковый клуб «Спартак», которым N руководил до работы в Горном институте. Оказалось, что в декабре 1976 - январе 1977 года он обзавелся цветным телевизором «Радуга-704», приобретенным для клуба шефской организацией НИИ «Гранит». N от имени бухгалтера расписался в документе о передаче «Радуги» на баланс «Спартака», после чего отвез телевизор к себе домой. Цветные телевизоры, судя по всему, были тайной страстью N. В июне 1980 года он вновь не упустил возможности прибрать к рукам «Рубин-702» - один из 22 телевизоров, переданных Горному институту накануне Олимпийских игр. Для этого он использовал простой прием: через завхоза получил «Рубин» (якобы для служебного пользования) и заменил его своей более дешевой и устаревшей «Радугой». По мнению следствия, N похитил государственного имущества на общую сумму около 4 тысяч рублей. Сюда вошла и разная мелкая институтская аппаратура (стереопроигрыватель «Электроника», автомобильный магнитофон «Протон», кинокамера «Кварц», диапроектор «Свитязь»), которой проректор N пользовался как собственной. 9 марта 1982 года N был осужден по четырем статьям Уголовного кодекса и приговорен к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии общего режима. В январе 1983 года, проведя в заключении (учитывая пребывание в следственном изоляторе) около одного года и двух месяцев, N был амнистирован и вышел на свободу. В июне 1999 года N обратился в Петербургский клуб моряков-подводников Военно-морского флота с просьбой о содействии в присвоении ему звания Героя России. В июле 1999 года он официально зарегистрировался в качестве кандидата на пост губернатора Ленинградской области».

Александр Горшков,
заместитель директора
Агентства журналистских расследований,
Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На сегодняшний день влияние СМИ на выборную кампанию очень велико. С каждым годом всё меньше и меньше людей ходят на выборы и отдают свои голоса за понравившегося им кандидата. Будучи маленьким ребёнком я цеплялась в мамину руку и торопила её пойти в школу, чтобы поставить галочку в полутёмной кабинке для голосования, а на обратном пути домой оббегала все прилавки со сладостями и клянчила вкусные пирожные с кремом. Достигнув совершеннолетия, я впервые пошла туда одна, полу вынужденно чиркнула галочку в бланке, оглядела всех присутствующих обречённым взглядом и подумала о том, куда катится наш убогий и испорченный деньгами мир. Раньше народ манили пойти на выборы, чтобы получить от них голоса. Им давали это право. А сейчас? Всё происходит настолько пафосно и открыто. Даже маленький ёжик догадался бы о том, что выбор народа ничего не изменит. Голоса подсчитывают в пользу того или иного кандидата. И это ни для кого уже не секрет. Зачем тогда выборы только нужны, совершенно не понятно. Мало того, что страну превратили в один большой цирк? Единственное, что еще хоть как-то может спасти разум людей в данном случае, так это правдивый и честный журналист, который проведёт своё расследование и если уж власть ни чем не тронет, то хотя бы людям расскажет всю правду о том, кого они выбирают. В наше время выборы стали частичкой какого-то концерта. Всем уже задолго до них известно кто победит. Главным остается узнать истинные намерения, а не красивую ложь, считанную с листка бумаги, который за пять минут до выступления принёс спичрайтер. Пожалуй, раскрытие правды и есть главная цель журналистского расследования на выборах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Права и обязанности журналистов

Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. N124-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
(с изменениями от 30 марта 1999 г.)

Статья 26. Гласность в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума

1. На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, а также при осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией, комиссией референдума работы со списками избирателей, участников референдума, с избирательными бюллетенями, бюллетенями для голосования на референдуме, открепительными удостоверениями для голосования на выборах, референдуме, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, список кандидатов от которого зарегистрирован данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и при осуществлении работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На заседаниях и при осуществлении работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, также вправе присутствовать представители средств массовой информации.

3. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии, участковой комиссии референдума и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели.

4. В помещение участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума должен быть обеспечен доступ всем членам избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

5. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях, комиссиях референдума при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

11. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов, референдума, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации избирательная комиссия, комиссия референдума обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов, референдума.

Статья 47. Избирательные фонды, фонды для участия в референдуме, порядок их создания и расходования средств этих фондов

14. Соответствующая избирательная комиссия до дня голосования периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, обязаны за счет средств их текущего финансирования публиковать указанные сведения, передаваемые им избирательными комиссиями для опубликования, в течение трех дней с момента получения.

Статья 56. Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями, комиссиями референдума

1. Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

3. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, лиц, указанных в пункте 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, наименований избирательных объединений, избирательных блоков и от строки «Против всех кандидатов» или «Против всех списков кандидатов», квадратов, размещенных под словами «да» и «нет»), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования.

5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей, участников референдума подписывается членом избирательной комиссии, комиссии референдума, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии, комиссии референдума и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей, участников референдума председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии, комиссии референдума вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой избирательной комиссии, комиссии референдума. После этого со списком избирателей, участников референдума вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 3 статьи 26 настоящего Федерального закона.

11. При непосредственном подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии, комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, перечисленные в пункте 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

28. По требованию члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, участковая избирательная комиссия, комиссия референдума немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.

Информация о работе Журналистское расследование на выборах