Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:54, реферат

Описание работы

Меры административного принуждения разнообразны по своим характеристикам, их достаточно большое количество, и главное, отсутствует единообразное правовое регулирование этих мер. В связи с этим представляется весьма полезной классификация мер принуждения, которая может осуществляться по самым различным основаниям.

Работа содержит 1 файл

Виды мер административного принуждения.docx

— 28.74 Кб (Скачать)

Виды мер административного  принуждения 

Меры административного  принуждения разнообразны по своим  характеристикам, их достаточно большое  количество, и главное, отсутствует  единообразное правовое регулирование  этих мер. В связи с этим представляется весьма полезной классификация мер  принуждения, которая может осуществляться по самым различным основаниям.

Государственное принуждение  в зависимости от непосредственного объекта воздействия подразделяют на физическое или психическое принуждение (Козлов. Ю.М., Попов Л.Л.). Бахрах Д.Н. полагает, что этот критерий позволяет подразделить принуждение на психическое, материальное, организационное и физическое воздействие.

История развития. До 50-х годов все меры административного принуждения делились на две большие группы: административные взыскания и иные меры административного принуждения (иногда их еще называли мерами социальной защиты или мерами административного воздействия).

В 1956 г. была предложена новая, трехчленная классификация  мер принуждения. М.И. Еропкин, основываясь  на исследованиях С.С. Студеникина  и И.И. Евтихиева, исходил из того, что каждый раз характер конкретной меры принуждения определяется в  зависимости от специфики обеспечиваемых правовых отношений в сфере государственного управления. Таким образом, в качестве критерия классификации был взят способ административно-правового обеспечения правопорядка.

В соответствии с  этим критерием были выделены три  вида мер административного принуждения:

- административные  взыскания,

- меры  административного пресечения,

- административно-предупредительные  меры.

Эта классификация  была далее использована Г.Т. Агеенковой, которая для отграничения мер  административного пресечения от мер  уголовно-процессуальных предложила учитывать  характер юридических фактов, вызывающих к жизни охранительное правоотношение. В частности, на практике не всегда сразу можно определить, какое  правонарушение пресекается той  или иной мерой административного  принуждения. Например, при задержании в электропоезде лица, совершающего мелкое хулиганство, в ходе проверки документов выясняется, что это лицо разыскивается за совершение преступления. Мера административного принуждения  превращается в уголовно-процессуальную меру.

Таким образом, необходимо учитывать весь комплекс факторов, влияющих на применение той или иной меры:

- во-первых, это характер юридических фактов, вызывающих к жизни охранительное правоотношение,

- во-вторых, непосредственная цель применения меры принуждения,

- в-третьих, способ защиты правопорядка.

Пример: ст. 85 Воздушного Кодекса РФ (ВК РФ) предусматривает в целях обеспечения безопасности полета, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа предполетный досмотр, закрепляя право уполномоченных должностных лиц на его проведение и обязанность пассажиров пройти данный досмотр.

Это типичная профилактическая мера (или мера предупредительного характера), цель которой - предупредить возможное  наступление вредных последствий. Если же есть основания предполагать, что в багаже пассажиров находятся  запрещенные к перевозке предметы или вещества, то досмотр осуществляется на основании ст. 27.7 КоАП РФ как мера административного пресечения с  составлением протокола. Цель данной меры - пресечь совершающееся правонарушение, факт, вызвавший необходимость применения данной меры - административное правонарушение, условия и порядок применения регулируются административным законодательством.

За совершение данного правонарушения, а именно, за нарушение правил перевозки  опасных веществ и предметов  на воздушном транспорте ст. 11.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность  в виде штрафа. Это мера административной ответственности, цель которой - наказать правонарушителя, основание - факт административного правонарушения, способ охраны - административно-правовой, правовое регулирование - нормы КоАП РФ.

Таким образом, меры административного  принуждения весьма многообразны, различаются  по целям, основаниям применения, порядку  и условиям применения, правовому  регулированию и правовым последствиям.

Значение  для практики. Классификация, построенная на прочной научной основе, позволяет определить место и роль той или иной меры административного принуждения в системе средств охраны общественных отношений, правильно осуществлять правовое регулирование и применение.

Пример. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. В Мордовии был принят закон «О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью», в котором было предусмотрено право органов внутренних дел осуществлять задержание в административном порядке по согласованию с прокурором членов организованных преступных групп сроком до 30 суток. Несмотря на название, фактически данная мера является «по своей сути, основаниям, режиму исполнения и наличию в ней элементов наказания» мерой, имеющей уголовно-правовую и уголовно-процессуальную природу. Административное задержание как мера административного принуждения должно иметь целью пресечение административного правонарушения, но не преступления. Из этого вытекают весьма серьезные выводы о том, что данный субъект РФ своим законом вторгся в предметы ведения Российской Федерации, поскольку административное право находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, уголовное же и уголовно-процессуальное право относится к предметам ведения Российской Федерации.

Виды  мер административного принуждения в современных условиях.

К классической триаде мер административного принуждения: меры предупреждения, меры пресечения и меры ответственности, в последнее время выделяется в качестве самостоятельного еще один вид мер - меры административно-процессуального обеспечения (гл. 27 КоАП РФ).

Бахрах Д.Н. – 3 вида: меры пресечения (меры обеспечения), меры ответственности, восстановительные  меры.

Характеристика  видов мер по традиционной классификации

1. Меры административного предупреждения или административно-предупредительные меры.

Они применяются  в целях охраны государственных  и общественных интересов, безопасности граждан как средство предотвращения возможных вредных последствий  либо правонарушений. Поскольку угроза общественным и личным интересам  и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушений, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т.п., постольку государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права. К таким мерам относятся административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, карантин при эпидемиях, принудительное медицинское лечение, закрытие участков границы, участков дороги или улицы для движения транспорта и т.д. Общим для всех административно-предупредительных мер является то, что им присуща ярко выраженная профилактическая направленность

Юридическим фактом (основанием), вызывающим к жизни применение этой меры принуждения является не правонарушение, а наступление особых условий, предусмотренных гипотезой нормы права.

Цель их применения - защитить общественные отношения от потенциальной угрозы, от причинения им вреда, от возможного правонарушения.

Способ охраны правопорядка - применение государственно-властных полномочий, например, право сотрудников милиции беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан и организаций, осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, оцеплять участки местности, производить досмотр транспортных средств и т.д.

Правовое  регулирование – Закон о милиции, законодательство о чрезвычайном и военном положении и т.п.

Виды:

а) меры, направленные на предупреждение правонарушений (административный надзор милиции, таможенный досмотр  и т.д.), меры, препятствующие уклонению  соответствующих субъектов от исполнения их обязанностей (реквизиция, принудительное освидетельствование и пр.), меры лечебно-предупредительного характера (лечение опасных душевнобольных, инфекционных больных и т.д.);

б) другие ученые предлагают выделить четыре группы мер, добавляя к уже указанным еще одну группу - меры, применяемые в целях предотвращения наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, карантин.

в) другая классификация  – административные ограничения и административные действия. Ограничения – карантин при эпидемиях, закрытие участков границы, дороги или улицы для движения транспорта. Действия – вхождение сотрудников милиции в жилые и служебные помещения, истребование необходимых документов, предполетный досмотр, медицинское освидетельствование и т.д.

Как уже говорилось, этот вопрос до сих пор остается дискуссионным. Д.Н. Бахрах, возражая против отнесения данной меры к принудительным средствам, отмечал, что «речь идет о запретах совершать определенные действия. Все эти запреты есть не что иное, как нормы права, регулирующие поведение граждан путем запрещения определенного поведения».

В современных условиях количество этих мер еще больше возросло, при наличии чрезвычайных обстоятельств  или иных случаев государственные  и муниципальные органы для обеспечения  общественного порядка вынуждены  устанавливать дополнительные обязанности (карантин, запрещение движения автотранспорта, комендантский час и т.п.). Если признавать эти обязанности мерами принуждения, то сюда же нужно отнести  налоговые, паспортные обязанности, воинскую обязанность и иные не всегда приятные требования законов.

Административно-предупредительные  меры:

1. Требовать от  граждан и должностных лиц  прекращения административного  правонарушения, удалять граждан  с места совершения правонарушения  или происшествия;

2. Проверять документы,  удостоверяющие личность, у граждан,  если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;

3. Проверять у  физических и юридических лиц  разрешения (лицензии) на совершение  определенных действий или занятие  определенной деятельностью, контроль  за которыми возложен на милицию  в соответствии с законодательством  Российской Федерации; 

4. Вызывать граждан  и должностных лиц по делам  и материалам, находящимся в производстве  милиции; подвергать приводу в  случаях и в порядке, предусмотренном  законодательством об административных  правонарушениях, граждан и должностных  лиц, уклоняющихся без уважительных  причин от явки по вызову;

6. Задерживать и  доставлять в специальные учреждения  лиц, уклоняющихся от прохождения  назначенных им в установленном  законом порядке принудительных  мер медицинского и воспитательного  характера;

7. Задерживать и  доставлять в приемники-распределители, центры временного содержания  для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНПы), а также центры социальной  реабилитации лиц в случаях  и порядке, предусмотренных законом;

8. Доставлять в  медицинские учреждения либо  в дежурные части органов внутренних  дел и содержать в них до  вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества;

9. Применять предусмотренные  законом меры по контролю за  лицами, освобожденными из мест  лишения свободы; 

10. Входить беспрепятственно  в жилые и иные помещения  граждан, на принадлежащие им  земельные участки, на территорию  и в помещения, занимаемые организациями,  и осматривать их при преследовании  лиц, подозреваемых в совершении  преступлений, либо при наличии  достаточных данных полагать, что  там совершено или совершается  преступление, произошел несчастный  случай, а также для обеспечения  личной безопасности граждан  и общественной безопасности  при стихийных бедствиях, катастрофах,  авариях, эпидемиях, эпизоотиях  и массовых беспорядках.

Обо всех случаях  проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан  милиция уведомляет прокурора незамедлительно, но не позднее 24 часов.

Ст. 15 Закона о милиции  регулирует порядок и пределы  применения и использования специальных  средств и оружия.

Меры административного  пресечения (меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении по терминологии КоАП РФ– гл. 27 КоАП РФ).

Несколько непосредственных целей  применения: а) для принудительного  прекращения (пресечения) административного  правонарушения; б) для пресечения преступного  посягательства (иногда); в) для обеспечения дальнейшего производства по делу об административном правонарушении и применения административной ответственности.

Примеры: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр  вещей и документов, осмотр помещений  и территорий (юридических лиц), досмотр  транспортного средства, оценка стоимости  вещей, задержание транспортного средства, отстранение от управления, медицинское  освидетельствование, арест товаров, привод.

Информация о работе Административная ответственность