Анализ современной государственной земельной политики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – провести анализ современной государственной земельной политики в РФ,
Оъект исследования – земельные ресурсы РФ.
Предмет исследования – изучение и анализ земельной политики государства в РФ.
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановки и решения следующих задач;
раскрыть задачи и функции государственного управления землепользованием
рассмотреть правовые основы землепользования
провести анализ государственной земельной политики в 2000- 2010 годах
дать рекомендации посовершенствованию государственной земельной политики

Работа содержит 1 файл

Земельная политика.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Введение

      С момента вступления в действие Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) в октябре 2001 г. прошло десять лет. Углубляется понимание и толкование многих его положений, совершенствуется практика его применения. За это время были приняты и вступили в действие немало актов земельного законодательства, предусмотренных положениями ЗК РФ и значительно развивших его нормы и предписания.

     В России активно развивается частная  форма собственности на землю, однако свободный рынок не в состоянии  решить все проблемы функционирования земельного рынка, поскольку его потенциал ограничен. Для государственного регулирования рынка земли нужна комплексная земельная политика,  нужно внедрение экономических инструментов земельной политики.

     В  данной работе  анализируются изменения  в структуре земельного фонда России,  произошедшие с 1990  по 2010  г. Особое внимание уделено вопросам   оценки земли как одному из наиболее применяемых в европейских странах  экономических инструментов земельной политики.

     В России сегодня  созданы условия  для развития многообразия форм собственности на землю,  однако для государственного регулирования рынка земли нужна комплексная земельная политика,  нужны более совершенные  земельные инструменты,  способствующие созданию стимулов для инвестиций и новых рабочих мест, обеспечивающие надежное основание для принятия решений,  для достижения    реального партнерства между государственным и частным сектором экономики,  для улучшения качества жизни,  в том числе в части гарантий прав собственности и предоставления услуг.

     Актуальность  работы обуславливается  тем, что свободный рынок не в состоянии решить все проблемы функционирования земельного рынка,  поскольку его потенциал ограничен.  Экономически максимально прибыльное    использование земли не всегда повышает благосостояние общества, поэтому развитие частной земельной собственности в России невозможно без регулирования земельных отношений со стороны государства, а значит и эффективной  земельной политики.

     Цель  исследования – провести анализ современной государственной земельной политики в РФ,

     Оъект исследования – земельные ресурсы РФ.

     Предмет исследования – изучение и анализ земельной политики государства в РФ.

     Цель, объект и предмет исследования обусловили постановки и решения следующих задач;

  • раскрыть задачи и функции государственного управления землепользованием
  • рассмотреть правовые основы землепользования
  • провести анализ государственной земельной политики в 2000- 2010 годах
  • дать рекомендации посовершенствованию государственной земельной политики

     Теоретической базой исследования послужили работы зарубежных и российских авторов  в области земельного права, связанные с тематикой работы.

     Исходная  экономико-статистическая база основа исследования представлена статистическими  данными, аналитическими отчетами государственных структур; аналитическими материалами, опубликованными в периодической литературе

     В качестве методов исследования были использованы сравнительный и системный  анализ, качественное и количественное изучение реальности, экономико-статистические методы, и метод экспертных оценок. 
 

1.Государственное  управление землепользованием

1.1 Задачи и функции государственного управления землепользованием

     Государственное управление землепользованием представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных прав на земельные участки, независимо от форм собственности.

     Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление. Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенной территории (РФ в целом, области, административные районы, города) независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок. Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляемое министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли. Этот вид управления не зависит от территориального размещения ведомственных земель. Особенность ведомственного управления — некомпактное расположение земельных ресурсов конкретного министерства, госкомитета или федеральной службы (например, Министерство природных ресурсов РФ). Местное управление возложено на органы самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным. Местное (муниципальное) управление предусматривают на территории муниципальных образований (административные районы, города и иные поселения, сельские округа) в пределах законодательных норм. Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельными участками.[10,c.78]

     К основным задачам государственного управления земельными ресурсами можно отнести:[11,c59.]

     -наделение  органов управления политическими  и организационно-регламентирующими  функциями, обеспечивающими эффективное развитие общества;

     -обеспечение  взаимосогласованности решений  органов государственного управления;

     -регулирование  государственными актами финансовой  и природоохранной деятельности  субъектов земельных отношений; 

     -обеспечение  социально-правовой защиты субъектов земельных отношений;

     -формирование  благоприятных условий для предпринимательства  и прогрессивного развития общества;

     -улучшение  использования и охраны земельных  ресурсов;

     -создание  правовых, экономических и организационных  предпосылок для различных форм хозяйствования на земле и др.

     Систему прямого управления земельными ресурсами  подразделяют на следующие виды функций: на общие функции, включающие планирование, организацию, координацию, регулирование, распоряжение, учет и контроль. При осуществлении этих функций происходят распоряжение трудовыми, материальными и денежными ресурсами, оперативное управление землеустроительным и земельно-кадастровым производством; специальные, обеспечивающие организационное воздействие на специальные стороны деятельности предприятий (технологическая подготовка и т. д.); вспомогательные, включающие обслуживающие процессы общего и специального управления (делопроизводство, хозяйственное обслуживание, охрана).[9,c.97]

     Государственные органы, осуществляющие управление и контроль в области землепользования, осуществляют свои функции определенными методами: экономическими, административными и организационно-правовыми, которые отвечают природе земельных отношений.

     Экономический метод предполагает платность использования земли, экономическое стимулирование эффективной деятельности в области управления землепользованием, право собственности на землю, совершение сделок с землей при сохранении ответственности собственников за их рациональное использование, нормирование и лимитирование в области управления землепользованием.

     К административным методам правового  управления землепользованием относятся: выдача разрешений на использование  земли (земельного участка); лицензирование использования земли; проведение государственной экологической экспертизы.

     К организационно-правовым методам управления землепользованием следует относить: обеспечение безопасного использования  земли; рациональную организацию государственного земельного кадастра, создание государственного реестра собственно земель; организацию ведения мониторинга земель.

     Одна  из важнейших составных частей механизма  экономического регулирования земельных  отношений — платность пользования землей. Законодательство РФ предусматривает такие формы платы за землю, как земельный налог и арендная плата.[12,c.45]

1.2Правовые  основы землепользования

     Все права на земельные участки приобретаются  в конечном счете для того, чтобы использовать землю для удовлетворения хозяйственных и иных потребностей. Поэтому важнейшим институтом земельного права является право землепользования как система правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию земель. В субъективном смысле право землепользования - это совокупность прав и обязанностей субъекта в отношении приобретенного им земельного участка.[7,c.74]

     Субъектами  права землепользования являются граждане и юридические лица, а его объектами - земельные участки, обособленные в  результате отвода земель в натуре и его юридического оформления.

     Праву землепользования присущ целевой и платный характер.

     Целевое назначение земельного участка (для  крестьянского хозяйства, садоводства, предпринимательской деятельности, жилищного строительства и т. д.) фиксируется в документах, удостоверяющих права на землю, и должно соблюдаться  землепользователем. Законодательство устанавливает санкции за нарушение принципа целевого использования земель вплоть до изъятия земель.

     Требования, связанные с соблюдением целевого назначения земель, предусмотрены законом  и при совершении сделок с земельными участками. Так, не допускается изменение целевого назначения земель при их купле-продаже, а продажа земель, используемых в сельском хозяйстве, с изменением их целевого назначения, производится только по решению органов исполнительной власти субъектов РФ.

     Принцип платности природопользования применительно к землям реализуется в нескольких основных формах. Закон РФ «О плате за землю» устанавливает три формы платы за землю: земельный налог, арендная плата, и нормативная цена земли.

     Собственники  земель, землевладельцы и землепользователи облагаются земельным налогом. Право устанавливать его минимальные ставки предоставлено органам власти субъектов РФ. Ставки определяются в рублях за единицу земельной площади и зависят от категории земель и их местоположения.

     Арендаторы  земель должны платить арендную плату. Размер, условия и сроки ее внесения предусматриваются договором между  арендатором и арендодателем. При  сдаче в аренду государственных  и муниципальных земель органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы.

     Нормативная цена земли характеризует стоимость  земельных участков и устанавливается  для обеспечения экономического регулирования земельных отношений, участия земель в гражданском обороте: при предоставлении земель в собственность, совершении гражданско-правовых сделок с землей, при переходе земель по наследству, получении банковского кредита под залог земельного участка, в качестве начальной цены при продаже земель с торгов и др.

     Нормативная цена земли определяется ежегодно по оценочным зонам, административным районам, поселениям и их группам в кратных размерах к ставкам земельного налога на единицу земельной площади. При этом органы исполнительной власти могут устанавливать повышающие коэффициенты к размеру нормативной цены земли (не более 75% уровня рыночных цен), а также изменять (повышать или понижать) нормативную цену, но не более, чем на 25%[16,c.25-26]

     Содержание  права землепользования субъектов  рассмотренных выше земельных прав (собственности, постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды) составляют их конкретные права и обязанности по использованию земельного участка.

     В зависимости от целевого назначения участка собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право:[8,c.54]

  • самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;
  • возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;
  • собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;
  • в установленном порядке производить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;
  • на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Информация о работе Анализ современной государственной земельной политики в РФ