Формы собственности на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучение понятия, содержания формы собственности.
В соответствии с указанной целью в работе была поставлена задача рассмотреть понятие форм собственности и последовательно описать каждую из них.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Виды и формы земельной собственности 4
2. Частная собственность. 5
2.1 Частная собственность граждан (физических лиц) 5
2.2 Частная собственность юридических лиц 6
2.3 Общая собственность 8
3. Государственная собственность 10
3.1 Федеральная собственность (федеральные земли). 10
3.2 Собственность субъектов РФ. 12
4. Право муниципальной собственности на землю. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

Работа содержит 1 файл

земельное право.docx

— 46.12 Кб (Скачать)

     Иностранные юридические лица, международные  организации с участием иностранных  и российских юридических лиц, иностранные  государства могут иметь земельные  участки только на правах аренды.

     Наряду  с некоторыми общими чертами, право  частной собственности на землю  юридических лиц имеет специфические  особенности — обязанность использовать землю в соответствии с основным целевым назначением, бережно, рационально, повышать ее плодородие и т. д.

     Земельные участки других категорий (кроме  земель сельскохозяйственного назначения) передаются в частную собственность  юридическому лицу за плату в порядке, определенном законодательством РФ.

  1. Общая собственность

     Право общей собственности на земельный  участок. Общая собственность на землю является одним из видов  частной собственности. Для общей  собственности характерна множественность  субъектов права собственности, которые именуются участниками  общей собственности. Общая собственность  возникает, прежде всего, на имущество, которое не может быть разделено  без изменения ее назначения. Недопустимость раздела вещи может быть установлена  непосредственно законом. Делимое  имущество поступает в общую собственность. Общая собственность на имущество является долевой за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Так, собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства на землю и средства производства является совместной. Члены крестьянского хозяйства своим соглашением могут перейти на режим общей долевой собственности лишь тогда, когда это допустимо законом (п. 5 ст. 244 ГК РФ).

     В общую совместную собственность  могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных и иных хозяйственных обществ и товариществ, в том числе созданных на базе государственных обществ и товариществ, сельскохозяйственных предприятий, а  также земли общего пользования  садоводческих товариществ, животноводческих, жилищных, дачных и гаражных кооперативов.

     В общую совместную собственность  граждан, являющихся членами указанных  сельскохозяйственных предприятий, передаются сельскохозяйственные угодья в пределах среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, умноженной на число членов (работников) данного  конкретного хозяйства. Остающиеся сельскохозяйственные угодья включаются в фонд перераспределения на конкурсной основе членами данного сельскохозяйственного  предприятия, другими гражданами и  юридическими лицами для сельскохозяйственных целей.

     В отличие от долевой собственности, где замена выдела доли в натуре (на местности) денежной компенсацией без согласия выделяющегося собственника имеет место лишь как исключение, член крестьянского хозяйства может  при выходе из него получить только денежную компенсацию стоимости  части земельного участка и средств  производства (ст. 258 ГК РФ).

 

  1. Государственная собственность

     Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности  относятся земли, не находящиеся  в частной собственности граждан  и юридических лиц, а также  в муниципальной собственности (ст. 214 ПС РФ). Земли и другие природные  ресурсы, не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц либо муниципальных  образований, являются государственной  собственностью (ч.2 ст. 214 ГК РФ). От имени  РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной  власти в рамках их компетенции.

     Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности  Российской Федерации (федеральная  собственность), и земель, находящихся  в собственности субъектов РФ: республик в составе РФ, краев  областей, автономных округов  и одной автономной области.

  1. Федеральная собственность (федеральные земли).

     К ним относятся прежде всего земли, занятые объектами, отнесенными  исключительно к федеральной собственности, а также иные земли, необходимые для осуществления задач федерального значения. В состав федеральных земель входят: земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ РФ; 2

     земельные участки, занятые федеральными энергетическими  и космическими системами, объектами  ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, метеорологической службы, добывающей промышленности, топливно-энергетического  комплекса, водного и лесного  фонда, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерального значения, федеральных  автомобильных дорог, объектами  федеральных органов власти, земли  закрытых административно-территориальных образований, земли лесного и водного фондов федерального значения, земли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;

     земельные участки федеральных государственных  природных заповедников, национальных природных парков, государственных  природных заказников, памятников природы, объектов историко-культурного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебно-оздоровительных  зон, других особо охраняемых природных  территорий федерального значения, включая  прибрежные зоны морей и океанов; .

     земельные участки Российской Академии наук, отраслевых академий наук федерального значения, научно-исследовательских  учреждений, высших учебных заведений  федерального значения, федеральных  опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных  и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств, государственных  мелиоративных систем, конкретный перечень которых утверждает Правительство  РФ;

     иные  земельные участки, предусмотренные  федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными органами РФ и органами государственной  власти субъектов Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными  принятыми нормами права, международными договорами за РФ признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном  шельфе3 и в исключительной экономической зоне РФ.4

     Перечень  земельных участков, отнесенных к  федеральным землям, определяется субъектами Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, принятыми соответствии с Конституцией Российской Федерации.

  1. Собственность субъектов РФ.

     К ней относятся земли в пределах их административно-территориальных  границ за исключением федеральных, муниципальных и частных земель.

     Владение, пользование и распоряжение государственными землями находится в совместном ведении органов государственной  власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  РФ в соответствии с ЗК РФ, другими  федеральными законами, законами и  другими нормативными правовыми  актами субъектов РФ, а также в  соответствии с договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий между федеральными органами РФ и  органами государственной власти субъектов  РФ.

     В некоторых субъектах Федерации: Бурятии, Башкортостане, Карелии, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия) — Конституции  и другие нормативно-правовые акты относят землю и другие природные  ресурсы К исключительной собственности  этих республик.

     Специфика права государственной собственности  на землю заключается в следующем:

     1) Данный вид права собственности  характерен высоким уровнем своих  субъектов. В соответствии со  ст. 1 Конституции РФ Российская  Федерация — Россия — есть  демократическое федеративное правовое  государство с республиканской  формой правления. Носителем суверенитета  и единственным источником власти  в РФ является ее многонациональный  народ (ст. 3).

     Таким образом, государство является в  правоотношениях собственности  представителем народа при осуществлении  владения, пользования и распоряжения землей. Оно обязано реализовать  свои полномочия собственника не в  интересах одного гражданина и отдельных  групп лиц, а в совокупном интересе всех проживающих на территории государства  народов с тем, чтобы интересы одних народов не удовлетворялись  в ущерб другим народам.5

     2) Государственные земли используются  только в соответствии со своим  целевым назначением. Земли, находящиеся  в собственности государства,  могут использоваться в таких  целях, какие недопустимы для  иных, негосударственных организаций  и граждан. Например, использование  земель под размещение предприятий,  производящих ядерное и иное  боевое вооружение; под военные  полигоны, аэродромы; под выращивание  наркотических и иных, запрещенных  к возделыванию культур и т.  п.

     Таким образом, цели использования земель, находящихся в собственности  государства, являются универсальными, продиктованными интересами функционирования государства.

     3) Основания возникновения права  государственной собственности  на землю имеют свои особенности.  Если граждане и иные негосударственные  организации приобретают землю  в собственность в порядке  реализации законодательства о  земельной реформе и по основаниям, предусмотренным законом, то государство  было наделено земельной собственностью  по Декрету о земле от 8 ноября (26 октября) 1917 г., и в настоящее  время происходит не наделение  землей, а разграничение земельной  собственности между федеральным  уровнем и уровнем субъектов  РФ.

     4) Правомочия собственности на  землю совпадают у государства  с правомочиями регулирования  землепользования всего земельного  фонда, а также осуществлением  контрольных функций за использованием  земель иными собственниками. Поэтому предусмотрен правовой механизм пресечения управленческих решений, нарушающих права других собственников земли. Так, земельное законодательство запрещает вмешательство в хозяйственную деятельность земельных собственников со стороны государственных органов; в случае издания государственным органом акта с нарушением закона или его компетенции собственник земли вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта недействительным.6

 

  1. Право муниципальной  собственности на землю.

     Муниципальная собственность на землю — это  собственность городских, сельских и иных населенных пунктов, других муниципальных  образований.

     К этому виду собственности могут  относиться земли, занятые объектами  муниципальной собственности, а  также земли, необходимые для  непосредственного осуществления  коммунального обслуживания населения, находящегося на соответствующей территории района, города и др. 7

     Указанные земли проходят государственную  регистрацию в Государственном  реестре в соответствии с постановлением Правительства от 18 февраля 1998 г. № 219.

     В соответствии со ст. 130 Конституции  РФ местное самоуправление осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, к  которой относится все то, что  не является федеральной собственностью субъектов РФ и частной собственности.

     Распоряжениями  Правительства РФ из федеральной  собственности в муниципальную  собственность ряда субъектов РФ передаются объекты социально-культурного  и коммунально-бытового назначения.8

     В муниципальной собственности находятся  земли в пределах черты городов, поселков и сельских поселений, а  также земельные участки за их чертой, переданные в ведение органов  местного самоуправления. В муниципальную  собственность городов и других поселений, а также районов (кроме  районов в городах) для обеспечения  их развития могут дополнительно  передаваться земли, находящиеся в  государственной собственности. В  муниципальную собственность могут  приобретаться земли органами местного самоуправления у собственников  земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земельных участков и на иных законных основаниях.

     Основное  целевое назначение земель, находящихся  в муниципальной собственности, — служить удовлетворению коммунальных потребностей местного населения (обслуживание нужд жилого фонда и коммунального  хозяйства, объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоус тройства и т.п.). В силу этого муниципальная земельная  собственность имеет более узкое  назначение по сравнению с государственной  собственностью.

     Управление  и распоряжение муниципальными землями  осуществляется органами местного самоуправления на основании местных уставов, территориального планирования и зонирования земель в соответствии с законодательством  РФ и субъектов РФ.

Информация о работе Формы собственности на землю