Источники земельного права (понятие, виды)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы, положения и источники, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений. Таким образом тема данной работы является актуальной.

Цель работы – провести классификацию источников земельного права, а также дать определение данного понятия.

Содержание

Введение……………………………..……………………………………..…….3

Понятие и виды источников земельного права………………………..……....5

Заключение……………………………………………………………………..16

Список использованных источников и литературы…………………………18

Работа содержит 1 файл

земельное право.docx

— 46.15 Кб (Скачать)

Проведение мероприятий  по изучению состояния земель, планированию и организации рационального  использования земель и их охраны, организации территорий и земельных  участков регулируется Федеральным  законом «О землеустройстве»9.

Особенности правового режима отдельных категорий земель определены в законах: «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»10; «Об особо охраняемых природных территориях»11; «О недрах»12; в Лесном, Водном, Градостроительном кодексах и иных.

Лесной кодекс РФ в части  его положений, которые определяют правовой режим земель лесного фонда; водное законодательство, включающее Водный кодекс РФ в части его положений, устанавливающих порядок пользования  землями водного фонда. Также  источниками земельного права может  быть признано аграрное законодательство, представленное, к примеру, Законом  «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»13 в части его положений, регулирующих земельные отношения; гражданское и уголовное законодательство, представленное частично Гражданским и Уголовным кодексами РФ.

Закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации  на получение в частную собственность  и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства  и индивидуального жилищного  строительства» реализует принцип свободного распоряжения земельными участками, предоставленными гражданам для указанных целей. В нем также содержатся некоторые процессуальные требования, связанные с удостоверением права частной собственности при купле-продаже земельных участков.

К федеральным законам, содержащих нормы земельного права, также относятся  Гражданский кодекс РФ, Уголовный  кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях. Значительное число  земельных норм содержится в федеральных  законах, регулирующих наряду с земельными также иные разновидности общественных отношений.

Первое место среди  данной группы законов по объему и  значимости правовых норм принадлежит  Гражданскому кодексу РФ. Фактически все его статьи, где речь идет о недвижимом имуществе, распространяются на соответствующие земельные отношения: гл. 9 «Сделки», соответствующие главы, входящие в Раздел II «Право собственности и другие вещные права», гл. 31 и 32 «Мена», «Дарение», гл. 34 «Аренда», гл. 36 «Безвозмездное пользование», гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда». Гражданский кодекс содержит также гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю», которая с учетом специфики земель как объекта имущественных прав устанавливает специальные правила владения, пользования и распоряжения землей.

В КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступлений) за которые устанавливается  и применяется соответственно административная и уголовная ответственность.

К федеральному земельному законодательству относятся также  указы Президента РФ, регулирующие земельные отношения. Подзаконными они считаются, потому что не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции). В этом смысле указы Президента РФ по юридической силе стоят ниже федеральных законов и носят подзаконный характер. Но в отличие от нормативных актов Правительства они не носят исключительно исполнительный характер.

Большинство указов Президента РФ, посвященные вопросам частной  собственности на землю, основаны на политике либерализации данного  права, расширении и снятии ограничений  на реализацию правомочий собственников  по распоряжению землями. Одним из последних, наиболее дискутируемых стал Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю», которым расширены права собственников земельных долей по распоряжению собственностью, а также урегулированы некоторые вопросы предоставления земель для сельскохозяйственных целей.

Наиболее многочисленную группу источников земельного права  составляют подзаконные нормативные  акты, представленные постановлениями Правительства РФ и ведомственными решениями. По своему назначению они развивают и обеспечивают исполнение отдельных положений законов, поэтому не носят комплексного характера, а являются тематически узкоспециальными14.

Правительство РФ, во исполнение своих полномочий, также активно  участвует в формировании земельного законодательства. Акты Правительства  РФ принимаются на основании и  во исполнение Конституции РФ, федеральных  законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к  исполнению в российской Федерации (ст.ст. 110, 115 Конституции РФ).

Правительством, в частности, в последние годы были приняты  следующие постановления: «Об утверждении  Положения о Федеральном агентстве  кадастра объектов недвижимости» от 19 августа 2004 г. №418; «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» от 7 мая 2003 г. № 262; «О государственном земельном контроле» от 19 ноября 2002 г. №833; «О методике определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий» от 22 апреля 2002 г. №261.

К ведомственным  актам принято относить приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые  центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, государственные комитеты и ведомства (Центральный банк, Федеральное агентство  кадастра объектов недвижимости и др.). Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства. Примерами нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить:

Приказ Росземкадастра от 27 января 2003 г. №П/6 «Об утверждении бланков документов, необходимых для осуществления государственного земельного контроля»; Приказ Росземкадастра от 17 октября 2002 г. №П/337 «Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель поселений».

Следующую группу источников земельного права образуют нормативные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»15.

Наиболее распространенным и широко известным видом договоров  являются договоры и соглашения между  РФ и отдельными субъектами РФ о  разграничении предметов ведения  и полномочий. Соглашения подлежат занесению в реестр соглашений, а  также официальному опубликованию  в местных средствах массовой информации. Договоры и соглашения носят комплексный характер, и  земельные вопросы затрагиваются  в них лишь в самом общем  плане.

Договоры подписываются  Президентом РФ, с одной стороны, и главой исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, с другой. Земельные  отношения, однако, более детально могут  регулироваться в соглашениях, заключаемых  в развитие договоров о разграничении  полномочий и предметов ведения  между Российской Федерацией и соответствующими субъектами РФ.

Соглашения подписываются  главами исполнительной власти Федерации  и субъекта Федерации и признаются неотъемлемой часть договоров.

Ныне действующее земельное  законодательство в соответствии с  Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов РФ.

В республиках, входящих в состав Российской Федерации, роль источников земельного права выполняют  конституции республик, а также  нормативные постановления по вопросам использования и охраны отдельных  природных ресурсов, нормативные  указы президентов республик (там, где они выбраны), а также нормативные  постановления и распоряжения правительств республик. Поэтому в некоторых  из них приняты земельные кодексы (Карелия, Коми и др.), а в некоторых  они находятся в стадии разработки16.

На основании и во исполнение Земельного Кодекса РФ, федеральных  законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов  РФ в пределах своих полномочий могут  издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Среди нормативных правовых актов, принятых субъектами РФ в области  регулирования земельных отношений  в рамках компетенции, установленной  ЗК РФ, можно назвать: Закон г. Москвы от 14 мая 2003 г. №27 «О землепользовании и застройке в городе Москве»; Закон Кемеровской области №56-ОЗ от 18.07.2002 г. «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области»; Закон Рязанской области от 4 ноября 2004 г. «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области»; Закон Калининградской области от 03.06.2005 №596 «О резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд» и др.

В субъектах РФ общее управление использованием и охраной земель осуществляют соответствующие органы государственной власти субъектов, полномочия которых определены Федеральным  законом от 06.10.1999 №194-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

С учетом Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»17 и Земельным кодексом РФ определена компетенция поселковой, сельской, районной и городской администраций.

В других субъектах РФ (в  областях, автономных областях и округах) источниками земельного права, помимо законодательных актов выступают  уставы субъектов РФ и издаваемые органами исполнительной власти нормативно-правовые акты, а также решения представительных органов субъектов, постановления  и распоряжения глав администраций.

На основании и во исполнение ЗК, федеральных законов, иных нормативных  правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов  РФ органы местного самоуправления также  в пределах своих полномочий могут  издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Местное самоуправление в  Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного самоуправления, владения, пользования  и распоряжения муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских, иных поселениях с учетом исторических и иных местных  традиций.

По вопросам осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации, могут приниматься  муниципальные правовые акты на основании  и во исполнение положений, установленных  соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить  конституционным, законодательным, подзаконным  нормативно-правовым актам, указам Президента РФ и нормативно-правовым актам субъектов  РФ. За неисполнение муниципальных  правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов  государственной власти и должностные  лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Источником земельного права  является нормативный правовой акт, который содержит земельно-правовые нормы, т.е. нормы права, цель которых — регулирование земельных отношений.

Выделяются следующие  виды источников земельного права: Конституция РФ, международные договоры РФ, специальные законодательные акты, основной целью которых является регулирование земельных отношений; законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, и иные законодательные акты. Большое значение имеют нормативные указы Президента РФ, являющиеся источниками земельного права. Кроме того, такими источниками служат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Конституция РФ выступает  в качестве основополагающего источника  практически всех отраслей права. Вместе с тем земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному  ведению Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Тем самым  Конституция РФ подразделяет земельное  законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая  классификация.

Федеральное земельное законодательство в широком смысле слова образуют законы и подзаконные нормативные  правовые акты, принятые на федеральном  уровне. Земельный кодекс РФ является головным отраслевым законом, обладающим приоритетом в регулировании  земельных отношений.

Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Информация о работе Источники земельного права (понятие, виды)