История развития земельного права России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

История российского земельного права – история государственных политических и экономических преобразований, формирование земельного права как отрасли и как дисциплины. В данной работе рассматриваются земельно-правовые отношение двух последних веков, начиная с освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. до возврата права частной собственности на землю в наше время.

Содержание

Введение…………….…..……………..………………………………………….…3

1. Российское земельное право до 1917г. …..…………….……………………….4

2. Развитие земельного законодательства в 1917 – 1990 гг………………..……14

3. Современная земельная реформа………………………………………………21
Заключение…………………..……………………….………………...………..…25

Список литературы………………………………...……………………..……….26

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика.docx

— 38.71 Кб (Скачать)

 

После принятия Общих  начал землепользования и землеустройства 1928 г. законодательство РСФСР базировалось на законодательстве Союза ССР, направленном на упрочение земельно-правового  строя, сложившегося в результате принятия Общих начал 1928 г. Среди нормативных  правовых актов, направленных на защиту права землепользования колхозов, важную роль сыграл Примерный устав сельскохозяйственной артели, утвержденный СНК СССР и  Президиумом ЦИК СССР 1 марта 1930 г. В ст. 2 и 3 Устава было записано, что земли, закрепленные за колхозом, составляют единый массив, который не должен уменьшаться. На обеспечение устойчивого землепользования колхозов было направлено и Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 сентября 1932 г. «О создании устойчивого землепользования колхозов».

 

В период индустриализации, требовавшей новых земельных  территорий для промышленности и  строительства городов, которые  отводились для этих целей в основном за счет сельскохозяйственных земель, ВЦИК и СНК СССР 4 марта 1929 г. приняли  специальное Положение об изъятии  земель для государственных и  общественных надобностей, допускавшее  изъятие участков лишь необходимого размера и обязывающее предприятия, учреждения и организации, которым  передавались земли, возместить вызванные  изъятием земель убытки. В тот же период принимаются акты, посвященные правовому режиму несельскохозяйственных земель: Положение о землях, предоставленных транспорту, от 7 февраля 1933 г., Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1933 г. «О составлении и утверждении проектов планировки и социалистической реконструкции городов и других населенных мест».

 

В послевоенный период активизируется работа по кодификации земельного законодательства и издаются нормативные акты, направленные, как и прежде, на обеспечение рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель. Что касается первого направления, то в июле 1946 г. Совет Министров СССР принял решение возобновить прерванную войной работу по подготовке проекта Основ землепользования СССР. К 1948 г. такой проект был разработан и опубликован для широкого обсуждения. Однако на рассмотрение законодательных органов он вынесен не был. Затем началась работа по подготовке проекта Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, первый вариант которых был подготовлен в 1957 г. Для дальнейшей работы над проектом этого закона в 1960 г. создается представительная комиссия из практических работников и ученых. Работа над проектом Основ земельного законодательства завершается к концу 1968 г. 13 декабря этого года данный закон принимается Верховным Советом СССР и вводится в действие с 1 июля 1969 г. От Общих начал землепользования и землеустройства 1928 г. Основы земельного законодательства отличались тем, что они содержали больше земельно-правовых институтов. Что же касается сути земельно-правового строя, основанного на праве собственности на землю исключительно государства, то Основы целиком и полностью восприняли и укрепили это основополагающее полоскание.

 

На базе и в развитие Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик  в течение 1970—1971 гг. во всех союзных  республиках, в том числе и  в РСФСР, принимаются земельные  кодексы. Земельный кодекс РСФСР 1970 г. действовал до 1990 г., когда под влиянием экономических реформ и, в частности, земельной начинает изменяться и земельное законодательство. 28 февраля 1990 г. были приняты Основы Союза ССР и союзных  республик «О земле», которые, хотя кардинально и не реформировали земельно-правовой строй России, но внесли в него ряд существенных изменений, связанных в первую очередь с началом аграрной реформы и возникновением крестьянских (фермерских) хозяйств. Существенное изменение земельно-правового статуса колхозов и совхозов заключалось в том, что их члены (работники) при желании создать крестьянское (фермерское) хозяйство получили право на земельные участки из состава земель сельскохозяйственных организаций. Принципиально новыми положениями данного закона стали введение платности землепользования и нового вещного права на земельные участки для граждан — права пожизненного наследуемого владения как прообраза права частной собственности на землю.

 

3. Современная земельная  реформа.

 

  Первые правовые  акты земельной реформы были  приняты еще бывшим Союзом  ССР. Верховный Совет СССР в  апреле 1990 г. принял Основы законодательства  о земле. Однако в те времена  шла острейшая дискуссия: нужно  или не нужно вводить частную  собственность на землю.

 

   Основы законодательства  о земле не ввели право частной  собственности на землю. Но  Основы ввели новшество — пожизненное  наследуемое владение землей. Это  еще не право собственности  на землю, но уже одно правомочие  как собственника: Основы закрепили  передачу земельного участка  по наследству. Основы ввели еще  одно право на землю — право  аренды земли. 22 ноября 1990 г. был  принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР "О земельной  реформе". В них было впервые  в России закреплено право  частной собственности на землю,  причем индивидуальной, коллективно-долевой  и коллективной совместной. У  хозяйств изымалась часть земли  для создания в каждом районе  фонда земли для наделения  фермерских хозяйств. Был определен  порядок выдела земельной доли  и имущественного пая колхозников  и работников совхозов.

 

   Это было сделано  на основе ст. 12 бывшей Конституции  РСФСР 1978 г., в которую в 1990 г.  были внесены изменения и было предусмотрено право частной собственности граждан на землю. Но это право было очень ограниченным, неполным: собственник земельного участка не мог отчуждать его ни в какой форме (продать, подарить и т.д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен общий 10-летний мораторий на распоряжение землей.

 

   Было предусмотрено  создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Они стали создаваться  путем выделения колхозников  и работников совхозов со своей  земельной долей и имущественным  паем.

 

   В 1990—1991 гг. велась  разработка нового Земельного  кодекса. 25 апреля 1991 г. он был  принят. Это — основной земельный  законодательный акт, в котором  урегулированы, по существу, все  земельные общественные отношения  нового земельного строя.

 

   Но Кодекс не  мог выйти за рамки Конституции,  в которой был установлен 10-летний  мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась  только купля-продажа земли государством  у граждан и, наоборот, гражданами  у государства.

 

   Серьезнейшей  новизной и революционным завоеванием  ЗК РСФСР явилось установление  судебного разрешения всех земельных  споров. Раньше они рассматривались  только в административном порядке  (до этого суды рассматривали  лишь один спор — о пользовании  земельным участком его собственниками  в городе).

 

   Президент Российской  Федерации решил регулировать  ход реформы своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской  Федерации принял Указ "О неотложных  мерах по осуществлению земельной  реформы'". Указ установил продажу  (передачу в собственность) колхозниками  и работниками совхозов своих  земельных долей:

 

— при выходе на пенсию (по старости или инвалидности);

 

— при переселении  в другую местность;

 

— при передаче в собственность  по наследованию;

 

— при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.

 

   Колхозники, работники  совхозов получили право продавать  свои участки другим работникам  совхозов или колхозникам либо  лицам, вступающим в члены колхоза  или поступающим на работу  в совхоз.

 

   Таким образом,  права указанных граждан на  продажу земельных участков были  расширены по сравнению с Конституцией  и ЗК РСФСР.

 

   Из названных  положений Указа исходило и  постановление Правительства Российской  Федерации от 29 декабря 1991 года  о реорганизации колхозов и  совхозов, в котором предписывалось  колхозам и совхозам перерегистрироваться  в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и  др.). Это противоречило Конституции  и ЗК РСФСР, но Конституционный  Суд не отреагировал на это.  Реформа продолжилась.

 

   Законодательными  актами Верховного Совета Российской  Федерации регулировались и регулируются  плата за землю (Закон от 11 октября  1991 г. с дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая  1992 г.) и ряд других. Признано необходимым  принять закон об ипотеке.

 

   Законодательный  орган — Верховный Совет Российской  Федерации, со своей стороны,  принимал законы, направленные на  дальнейшее расширение права  частной собственности на землю.  В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены  дополнение и изменение которыми разрешалась свободная купля-продажа земельных участков гражданами в четырех случаях — для ведения:

 

— личного подсобного хозяйства;

 

— садоводства;

 

— дачного строительства;

 

— индивидуального жилищного  строительства.

 

   Конституция и  Закон не позволяли регулировать  земельные отношения с учетом  требований земельной реформы.  Поэтому Президент Российской  Федерации стал регулировать  их в указном порядке.

 

Указом Президента Российской Федерации о регулирований земельных отношений и развитии аграрной реформы от 27 октября 1993 г. было установлено, что земля — имущество, недвижимость; все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в указанной части должно соответствовать ГК РФ.

 

24 декабря 1993 г. Президент  Российской Федерации принял  Указ № 2228 о приведении законодательства  Российской Федерации в соответствие  с Конституцией РФ. Он отменил  часть ЗК РСФСР, ряд статей  Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной  реформе, 8 статей Закона о зерне.

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об основных положениях Государственной  программы приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации после 1 июля 1994 г." продолжалась приватизация земель. В основных положениях содержатся два раздела "4" и "4 10", специально посвященные приватизации этих земель, их купле-продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с землей включились органы Госкомимущества.

 

Еще более важное значение имеет Указ Президента Российской Федерации "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. Он еще более расширяет земельную реформу. Указом предусмотрены важные меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в самых различных формах для развития сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предоставлено право на получение земли специалистам сельского хозяйства; предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство, и т. д.

 

Заключение.

 

Для истории нашей  страны, ее внутреннего развития был  более свойствен путь эволюционного  движения, хотя она сотрясалась не раз и такими  взрывами, как  разинщина или пугачевщина. Однако только в XX веке происходят одна за другой мощные революции, коренным образом преобразующие облик как нашей страны, так и всего мира. На протяжении веков и тысячелетий менялись государства и правовые системы на территории нашей страны. Под влиянием внутренних и внешних факторов они возникали и погибали. Не раз в тяжком положении оказывалась и Русь. Но после страшных испытаний она вновь поднималась, отстаивая и свое право на существование и неся освобождение другим народам. В наше время страна переживает опять острый кризис.

 

К середине 90-х гг. сложилась  многоуровневая система земельного законодательства: собственно российские законы и президентские указы, часто  противоречащие друг другу, Основы гражданского законодательства СССР 1991 г., действовавшие  в указанных пределах, ГК РСФСР 1964 г., продолжавший действовать в частях, не противоречащих законам и указам, с одной стороны, и Основам, с  другой, а также все остальные  подзаконные акты. Такое состояние законодательства осложнило и запутало правоприменительную деятельность, стало тормозом на пути дальнейших преобразований и требовало создания единого кодифицированного акта.

 

В  связи с принятием  в 1993 г. Конституции Российской Федерации, многие положения Земельного кодекса 1991г. устарели и были признаны недействующими.  Все это обусловило необходимость  разработки нового Земельного кодекса  Российской Федерации.

 

 

 

Список литературы.

 

1.      История  отечественного государства и  права. Учебник для вузов/  Под ред. О. И. Чистякова. Ч.1.,Ч.2. М., 1996г.

 

2.      Земельное  право. Учебник для вузов./ Под  ред. С.А. Боголюбова. М., 2000г.

 

1. Крассов О. И. “Земельное право”: Учебник.- М.: Юрист, 2000.-624 с.

 

2. Боголюбов С. А.  “Земельное право”: Учебник для  вузов.-М.: НОРМА,2001.- 400 с.

 

3. Конституция РФ

 

4. Комментарии к Гражданскому  кодексу Российской Федерации,  части первой. / Под ред. О. Н.  Садикова. М., 1995.

 

5. Комментарии к Гражданскому  кодексу Российской Федерации,  части второй. / Под ред. О. Н.  Садикова. М., 1996.


Информация о работе История развития земельного права России