Контрольная работа по "Земельному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:00, контрольная работа

Описание работы

Необходимость и цель изучения правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах обусловлены потребностью выявить как общие закономерности в регулировании земельных отношений, так и особенности их регулирования в тех или иных странах. Коренные изменение в правовом регулировании, происходящие в нашей стране и во многих зарубежных странах, и не только бывшего социалистического лагеря, обусловливают необходимость в сравнительно-правовом анализе их, выявлении общих закономерностей и подходов в решении актуальных земельно-правовых проблем. Особенно много общего в решении правовых проблем в странах бывшего социалистического лагеря, как на Западе, так и на Востоке.

Содержание

1.Земельное законодательство зарубежных стран
2. Сравнительный анализ системы земельного законодательства зарубежных стран и РФ на современном этапе.
3.Список использованной литератур

Работа содержит 1 файл

Земельное право.doc

— 95.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

1.Земельное законодательство  зарубежных стран

2. Сравнительный анализ  системы земельного законодательства  зарубежных стран и РФ на  современном этапе.

3.Список использованной  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Земельное законодательство зарубежных стран.

 

Каково значение изучения правового регулирования земельных  отношений в зарубежных странах?

Необходимость и цель изучения правового регулирования  земельных отношений в зарубежных странах обусловлены потребностью выявить как общие закономерности в регулировании земельных отношений, так и особенности их регулирования в тех или иных странах.

Коренные изменение  в правовом регулировании, происходящие в нашей стране и во многих зарубежных странах, и не только бывшего социалистического лагеря, обусловливают необходимость в сравнительно-правовом анализе их, выявлении общих закономерностей и подходов в решении актуальных земельно-правовых проблем. Особенно много общего в решении правовых проблем в странах бывшего социалистического лагеря, как на Западе, так и на Востоке.

С этих позиций все  зарубежные страны могут быть условно разделены на две группы: страны с развитой рыночной экономикой и стабильным правовым регулированием земельных отношений и страны, в которых осуществляются земельные реформы.

Каковы основные институты земельного права в странах с развитой рыночной экономикой?

В странах с развитой рыночной экономикой правовое регулирование  земельных отношений давно приобрело  стабильность и сравнительно высокий уровень. Основным институтом земельного права в этих странах является институт права собственности, оказывающий определяющее влияние и на другие институты зарубежного земельного права, в силу чего он занимает центральное место и в самом земельном законодательстве зарубежных стран, и в земельно-правовой литературе. На теорию и практику правового регулирования отношений земельной собственности оказывает существенное влияние традиционное деление права зарубежных стран на публичное и частное. В современном зарубежном земельном праве получила распространение и нормативное закрепление теория «социальной функции» собственности, в особенности земельной собственности, обосновывающей необходимость государственного вмешательства в отношения собственности и ограничения правомочий земельного собственника в публичных интересах, что обосновывается приоритетом публичных интересов над частными интересами собственника.

Помимо права частной  и государственной собственности  на землю и другие природные ресурсы, в зарубежном земельном праве  заметное место занимает институт аренды земли и арендные отношения. В зарубежном земельном законодательстве содержится подробная регламентация аренды земли, прав и обязанностей арендодателей, гарантии прав и интересов арендаторов земельных участков и др.

Одно из центральных мест в зарубежном земельном праве занимают субъекты земельных отношений. Этот институт, по мнению некоторых зарубежных ученых-юристов, является ключевым для понимания не только земельного, но и ряда других отраслей права.

Каковы основные институты  земельных преобразований в зарубежных странах?

Анализируя происходящие ныне земельные преобразования в  зарубежных странах, можно выделить четыре региона: Восточная Европа, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и Африка.

Для стран Восточной  Европы - Болгарии, Венгрии, Восточных земель Германии, Польши, Румынии, Словакии, Чехии, Югославии - основными направлениями земельных преобразований являются разгосударствление и приватизация земли, преобразование государственного и кооперативного секторов сельской экономики, организация крестьянских (фермерских) хозяйств. Особенностью земельной реформы в этих странах являются нормативные положения о реституции, то есть о возвращении недвижимости, в первую очередь земли, бывшим собственникам.

Разумеется, реформирование земельного строя в странах Восточной Европы имеет определенные особенности, обусловленные спецификой их земельного и аграрного строя, однако в целом указанные направления реформирования земельных и аграрных отношений свойственны каждой из этих стран.

Реформирование земельных и аграрных отношений в Китае и других странах Юго-Восточной Азии отличается большим своеобразием. Так, в Китае на смену уравниловке народных коммун пришла система семейного подряда, раздача земли крестьянским подворьям, получила широкое развитие так называемая «сельская индустрия», давшая рабочие места миллионам сельских тружеников и весомый прирост промышленной продукции. Данная модель реформирования земельных и аграрных отношений представляет особый интерес, поскольку дала ощутимый результат - быстрый рост сельскохозяйственной продукции и значительную прибавку промышленной продукции за счет «сельской индустрии».

Реформирование сельского  хозяйства и земельных отношений  в странах Латинской Америки  также представляет интерес, поскольку  в данном случае речь идет об отказе от коллективной (общинной) собственности и переходе к частной собственности крестьян на землю и другое имущество.

Следует отметить, что  теория «социальных функций» собственности, в том числе и собственности  на землю, нашла отражение и законодательное закрепление и в странах Латинской Америки. Так, в Гражданском кодексе Перу собственность характеризуется как юридическое правомочие, позволяющее владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом и виндицировать его. Оно, согласно ст. 923 ГК Перу, должно осуществляться в соответствии с социальным интересом и в рамках закона. Юридические ограничения, установленные по причине общественной необходимости и полезности, не могут ни отменяться, ни изменяться посредством сделок.

В этой связи особенно примечательно правовое регулирование отношений собственности на землю в Мексике. Согласно ст. 27 Конституции Мексики первоначальное право собственности на землю и воды в пределах мексиканской территории принадлежит нации и именно нация обладает правом передачи земли частным лицам на праве частной собственности. Такое положение считается принципиальным для регламентации отношений собственности на землю в данной стране, так как закрепляет за государством (нацией) право собственности в публичном (общественном) интересе.

Правовое регулирование  земельных отношений в странах  Африки, которое еще не нашло надлежащего  освещения в учебниках по земельному и аграрному праву, отличается большим своеобразием и самобытностью. Здесь имеет место, особенно в странах Тропической Африки, сочетание норм обычного права, систем права колониальных держав и нового законодательства, появившегося в период обретения независимости этими странами. Характерной для этих стран является тенденция вытеснения норм обычного права, в особенности права на землю, замена его «писаным правом», одним из основных институтов которого является право частной собственности на землю.

Переход от общинного  землевладения, регулируемого нормами  обычного права на частнособственнические основы и проблема рынка земель сельскохозяйственного назначения получили далеко не однозначную оценку и в научной литературе, и в выступлениях лидеров африканских стран и самих крестьянских масс. Диапазон мнений по этому вопросу весьма широк: от безоговорочной поддержки этого процесса, обусловленного по мнению ряда авторов, всем ходом экономического развития этих стран до категорического отрицания его, поскольку он ведет к обезземеливанию африканского населения, образованию крупных земельных собственников, в том числе и из числа африканцев, и превращению большей части их в наемных работников и арендаторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сравнительный анализ системы земельного законодательства зарубежных стран и РФ на современном этапе.

 

Для сравнительного анализа земельного законодательства зарубежных стран и РФ, рассмотрим земельное законодательство РФ.

Под системой отрасли  земельного права понимается вся  совокупность всех земельно-правовых институтов, каждый из которых состоит  из группы земельно-правовых норм, регулирующих однородные, обладающие качественным единством виды земельных отношений.

В качестве примера к  только что сказанному можно назвать  правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с ведением земельного кадастра, которые составляют правовой институт государственного земельного кадастра. Еще одним примером могут служить нормы, регулирующие отношения в области проведения организации земельной территории, который по своей сути является правовым институтом землеустройства.

 Два правовых института или более могут быть объединены в один сложный правовой институт. Здесь в качестве примера можно привести институт государственного управления землями, в который наряду с уже названными институтами – государственного земельного кадастра и землеустройства, входят институты предоставления и изъятия земель, государственного контроля за использованием и охраной земель, разрешения земельных споров и некоторые другие.

Каждый институт при  этом не существует сам по себе, абсолютно  автономно от других, а в зависимости от его соподчиненности с другими институтами и от роли в урегулировании земельных отношений располагается в системе земельного права во вполне определенной последовательности.

При проведении обобщения  и объединения земельно-правовых институтов их можно поделить на основные группы. Первая из них – это институты, содержащие отправные, или так называемые общие положения, действие которых распространяется на практически все (или, по крайней мере, значительное большинство) регулируемых земельных отношений, составляют в своей совокупности общую часть земельного права. Вторую группу составляют институты, представляющие особенную часть земельного права.

При этом в общую часть  земельного права входят такие правовые институты как право собственности  на земельные участки, государственного управления земельным фондом, право пользования землей и охраны прав на землю.

«Закрепляя правовой режим земель в виде установленного нормами земельного права порядка должного и возможного поведения всех субъектов по отношению к земле, общая часть земельного права выражает то общее, что присуще правовому регулированию всех земель независимо от их категории, целевого назначения».

Другая – особенная часть  земельного законодательства, имеет  подчиненное положение по отношению  к общей части, которая складывается из других институтов, определяющих правовой режим отдельных категорий земель (которые в свою очередь выделяются по основному целевому назначению). Их правовой режим, закрепленный в особенной части, выражает особенности, свойственные правовому регулированию отношений по управлению и использованию земель каждой отдельной категории земельного фонда России, которые существуют в рамках общего правового режима, установленного в общей части земельного права. Всего по земельному законодательству России в нашей стране семь категорий земель, для которых характерен общий порядок формирования институтов особенной части земельного права. Их перечень приведен в ст. 7 Земельного кодекса России:

-  земли сельскохозяйственного назначения;

-   земли поселений;

-   земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

- земли особо охраняемых территорий и объектов;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

Все эти перечисленные  земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым  назначением.

Исключением из общего порядка  формирования институтов особенной части земельного права по категориям земель является выделяемый по субъектному признаку институт правового режима земель, предоставленных гражданам (в том числе для целей строительства), имеющий большое социальное значение в свете обеспечения конституционных прав граждан, а также коренных малочисленных народов России. Например, в последнем абзаце той же статьи сказано: «В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель, указанных категорий».

Особо следует рассмотреть  вопрос об источниках земельного права, которые по своей сути представляют собой внешнюю форму выражения  правотворческой деятельности государства. Именно с его помощью воля законодателя становится не просто осязаемой, она становится обязательной для исполнения. Нормативные правовые акты уполномоченных органов государства являются наиболее распространенной формой источника земельного права. Именно они устанавливают (санкционируют) правовые нормы, которые рассчитаны на многократное применение при регулировании соответствующих общественных отношений в нашей стране.

Сами по себе все законы и нормативно-правовые акты между  собой  не просто автономно соотносятся  друг с  другом, а находятся в строгой иерархической соподчиненности. А эта иерархия, в свою очередь, строится на принципах зависимости от компетенции и положения издавшего их органа в общей системе государственной власти и характера самого акта.

Самое верхнее положение  в рассматриваемой нами системе, верховенство законов принадлежит Конституции Российской Федерации от 1993 года, как наделенной высшей юридической силой. В соответствии со ст. 15 Конституции: “Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”.Конституция, обладая высшей юридической силой к любым иным источникам права, является по своей сути основой всей юридической базы земельного права. На ее основе определяются основные направления развития всей отрасли земельного законодательства. Именно в Конституции содержатся нормы специально направленные на регулирование земельных отношений. Именно в ней принципиально определены институты собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9 Конституции). Также принципиальное значение для земельного права имеет положение об определении условий и порядка использования земли на основе федерального закона (ст. 36 Конституции), отнесение к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (ст. 71 Конституции). Кроме того, следует особо отметить, что для земельного права имеют также конституционные нормы, которые охватывают более широкий круг земельных правоотношений. К числу таковых, например, следует отнести конституционную обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, элементом которых является земля (ст. 58 Конституции).

Информация о работе Контрольная работа по "Земельному праву"