Лекции по "Земельному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:42, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Земельное право как отрасль права.
Тема 2. Земельные правоотношения.
Тема 3. Источники земельного права.
Тема 4. Право собственности на землю.
Тема 5. Право землевладения и землепользования.

Работа содержит 1 файл

земельное право.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

В остальных случаях  право землевладения и землепользования прекращается и участок может  быть представлен другому лицу только в установленном порядке.

Земельный сервитут сохраняется в случае перехода права на земельный участок, который обременен этим сервитутом, другому лицу (ст. 15 КоЗ, ст. 269 ГК).

Правила о переходе прав на землю в случае изменения субъектов  этих отношений распространяется и  на обязательственные права - аренду земли. В соответствии со ст. 588 ГК переход права собственности (пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. В случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законодательством или договором не предусмотрено иное.

Правила о переходе прав при перемене лиц при аренде зданий, для которых предоставлено пользование земельным участком. Ст. 624 ГК  сохранение арендатором здания и сооружения права пользования земельным участком при его переходе.

К арендатору недвижимости переходит право пользования  земельным участком - ст. 623 ГК .

 

  1. Содержание права землевладения и землепользования.

Содержание права землевладения  и землепользования составляют взаимосвязанные, неотделимые друг от друга правомочия владения и пользования землей.

Правомочие владения проявляется в правах по обладанию  земельным участком: огораживание земельного участка, установление запретов и разрешений на проезд, проход и т.д. Правомочие владения земельным участком является предпосылкой пользования, его можно считать абсолютным правомочием, оно осуществляется в рамках, установленных законодательством или договором с собственником (например, законодательство обеспечивает третьим лицам право доступа на чужие земельные участки без установления сервитута, в определенных случаях - ст. 263 ГК ).

Правомочие пользования  выражается в правах и обязанностях  по использованию земли. Объем и содержание прав и обязанностей зависит от целевого назначения земельного участка, формы использования земли, субъектов, которые используют земельный участок.

Права по использованию  земельного участка (ст. 64 Кодекса о  земле) общие для всех землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков и связаны в основном с извлечением экономических выгод от эксплуатации земли.

Землевладельцы, землепользователи  и собственники земли имею право:

  • самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • использовать земельные участки в соответствии с целями для которых они предоставлены;
  • в установленном порядке возводить на земельном участке жилые, производственные, водохозяйственные и иные строения и сооружения, проводить мелиоративные работы, использовать для своих нужд имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли;
  • собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;
  • в случае изъятия земельного участка или добровольного отказа от него получить полную компенсацию затрат на повышение плодородия земли;
  • добровольно отказаться от земельного участка;
  • в установленном порядке требовать установления и прекращения земельного сервитута.

В случаях, предусмотренных  законодательством в соответствии со ст. 262 ГК, землевладельцы и землепользователи  могут совершать некоторые распорядительные действия с земельным участком:

  • граждане Республики Беларусь, имеющие участки в пожизненном наследуемом владении, могут обменивать их в установленном порядке (ст. 92 Кодекса о земле) и передавать их по наследству в порядке установленном Советом МинистровРБ (ст.59 Кодекса о земле).
  • передавать во временное пользование земельный участок или его часть в случаях или порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (ст. 83, 84 Кодекса о земле);
  • передавать в залог право аренды земельного участка при ипотеке зданий и сооружений юридическими лицами.

Содержание общих обязанностей землевладельцев, землепользователей и собственников земли (ст. 65 КоЗ) определяется основными принципами земельного права. К ним относятся:

 использование земельных  участков в соответствии с  целевым назначением и условиями их предоставления;

эффективное использование  земельных участков, повышение их плодородия, применение природоохранных  технологий производства, недопущение  ухудшения экологической обстановки в результате хозяйственной деятельности;

осуществление комплекса мероприятий по охране земель, предусмотренных земельным законодательством;

своевременное внесение платы за земельные участки.

Кроме того, использование  земельных участков подчиняется  общеправовым требованиям добросовестного  осуществления своих прав, поэтому землевладельцам, землепользователям и собственникам земли предписано не нарушать права других землевладельцев, землепользователей и собственников, а также арендаторов земельных участков.

Эти обязанности могут (и права) конкретизироваться применительно к различным видам землевладения и землепользования.

Права землевладельцев  и землепользователей и собственников  земельных участков могут ограничиваться только в случаях, предусмотренных  законодательными актами Республики Беларусь (ст. 66 Кодекса о земле). Ограничения обязательно должны отражаться в документах о предоставлении земельного участка.

 

Тема 6. Государственное  управление землями.

  1. Понятие и содержание государственного управления землями.
  2. Система органов государственного управления землями.
  3. Распределение и перераспределение земель.
    1. Передача земельных участков в собственность.
      1. Предоставление земельных участков во владение и пользование.
      2. Изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд.
  1. Государственный земельный кадастр.
  1. Землеустройство.
  2. Контроль за использованием и охраной земель.
      1. Государственный контроль за использованием и охраной земель.
      1. Мониторинг земель.
  1. Разрешение земельных споров.

 

6.1. Понятие и содержание государственного управления землями.

Государственное управление землями - урегулированная нормами права исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов по организации рационального использования и охраны земель.

Деятельность уполномоченных на то государственных органов по управлению землями носит организационный характер. Она направлена на обеспечение наиболее целесообразного и эффективного использования земель, входящих в состав земель Республики Беларусь, а также на создание условий для охраны и рационального использования земельных ресурсов. Главной задачей государственного управления является организация рационального использования и охраны земель.

Объектом государственного управления в этой области являются все земли Республики Беларусь,  поэтому система государственного управления едина по отношению ко всем категориям и видам земель,  охватывает всех землевладельцев, землепользователей и собственников земли.

Деятельность органов  управления носит государственно-властный характер. Она выражается в совершении актов государственного управления по отношению к земле, вытекающих из полномочий государства как собственника земли и политического суверена.

Государственное управление землями является межотраслевой  деятельностью (надведомственной), не связанной с какой-то одной отраслью.

Посредством государственного управления землями обеспечивается рациональное использование и охрана всех земель, независимо от форм собственности и форм использования земли.

Содержание государственного управления землями составляют функции управления, т.е. виды деятельности, необходимые для организации рационального использования и охраны земель. Вид и характер этих функций определяются социально-экономическими и научно-техническими требованиями, предъявляемым к организации рационального использования и охраны земель. Права и обязанности соответствующих органов управления по осуществлению этих функций определяют их компетенцию в области управления использованием и охраной земель.

К функциям управления землями  относятся следующие:

1) программирование и  прогнозирование использования и охраны земель;

2) распределение и перераспределение земель;

3) учет земель и ведение государственного земельного кадастра;

4) землеустройство;

5) мониторинг земель;

6) государственный контроль за использованием и охраной земель;

7) разрешение земельных споров.

В условиях реформирования земельных отношений изменились методы государственного управления землями. Административное управление земельными ресурсами дополняется методами государственного регулирования с  использованием экономических механизмов.

 

  1. Система органов государственного управления землями.

Государственное управление землями организовано в трех уровневую  систему, которая включает:

  • общее;
  • специальное;
  • ведомственное управление землями.

Общее государственное  управление землями носит территориальный характер (организовано по территориальному признаку). Его осуществляют:

  • Местные представительные органы государственной власти (местные Советы) в пределах компетенции, установленной Законом Республики Беларусь “О местном управлении и самоуправлении” и Кодексом о земле (ст. 6);
  • Исполнительные и распорядительные органы власти - Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы (ст. 5 КоЗ), в пределах полномочий по регулированию земельных отношений, предоставленных им Кодексом  о земле (Гл. 3)
  • администрации свободных экономических зон в тех случаях, когда в соответствии с законодательством Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы передают им свои полномочия в части изъятия и предоставления земельных участков, передаче их в аренду.

Специальное государственное  управление землями осуществляется на республиканском и местном  уровне.

На республиканском  уровне его осуществляет Комитет  по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь. Специальный орган государственного управления по регулированию земельных отношений был создан в 1991 году для подготовки и проведения земельной реформы.

В настоящее время  задачами Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии  в области управления землями являются реализация функций государственного регулирования в области земельных отношений, охраны и рационального использования земель,  и проведение единой государственной политики в этой области (положение о комземе, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31 октября 2001 г.).

На местном уровне специальное государственное управление землями осуществляет землеустроительная служба, которая создается при  местных исполнительных и распорядительных органах и которая составляет с Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии единую систему. Комитет осуществляет методическое руководство деятельностью землеустроительных служб исполнительных и распорядительных органов.

Компетенция специальных  органов управления по регулированию  земельных отношений определена Кодексом о земле (ст. 23).

 

Органы специальной  компетенции подотчетны исполнительным и распорядительным органам общей  компетенции.

Ведомственное управление землями осуществляют различные министерства и ведомства, в чьем ведении находятся предприятия и организации, использующие земли различного целевого назначения.

 

  1. Распределение и перераспределение земель.

Распределение и перераспределение  земель является важнейшей функцией государственного управления землями, в процессе которой определяется правовой режим земель. Под распределением и перераспределением земель понимается совокупность действий государственных органов, направленных на возникновение, изменение и прекращение права собственности на землю, права землевладения и права землепользования, определяющие их юридическую судьбу.

6.3.1.Передача  земельных участков в собственность.

Следует различать передачу земель в частную собственность  и собственность иностранных государств, последствием которой является прекращение права государственной собственности на землю и возникновение права частной собственности и собственности иностранных государств, и передачу земель в государственную собственность, в результате которой прекращается право частной собственности на землю и право собственности иностранных государств.

Информация о работе Лекции по "Земельному праву"