Республика Казахстан 
играет особую роль в обеспечении 
экологической стабильности Евразийского 
континента. Являясь политическим, 
культурным и экономическим мостом 
между Европой и Азией, Казахстан 
выполняет аналогичную связующую 
функцию в развитии ландшафтных 
и экологических систем на континенте. 
Размеры территории Казахстана, разнообразие 
климатических условий, особенности 
водного баланса региона влекут 
за собой существенную зависимость 
экологической ситуации на всей территории 
Евразии от ее стабильности в Казахстане.
 
 Политическая ситуация 
в Казахстане демонстрирует всему 
миру уникальный пример стабильности, 
межконфессионального согласия, развития 
демократии и общественных институтов 
в интересах всех граждан страны. 
Устойчивое политическое развитие 
Казахстана играет важную роль 
в становлении страны как источника 
сбалансированных инициатив для 
мирового сообщества.
 
 При этом Казахстан 
сталкивается в своем развитии 
со значительными барьерами, которые 
представляют угрозу для национальной 
безопасности страны.
 
 Имеют место огромные 
потери и деградация природного 
капитала. Прирост валового внутреннего 
продукта сопровождается высокими 
эмиссиями в окружающую среду. 
По имеющимся оценкам, около 
75 % территории страны подвержены 
повышенному риску экологической 
дестабилизации. Остро стоит проблема 
ее опустынивания. «Исторические 
загрязнения», накопители отходов, 
нарастающие выбросы токсичных 
веществ от стационарных и 
передвижных источников угрожают 
состоянию природной среды и 
здоровью населения. Природная среда 
Казахстана, включающая, в основном, степи, 
полупустыни и пустыни, а также, помимо 
прочего, уникальные внутриконтинентальные 
моря и озера, такие как Каспий, Арал, Балхаш, 
Зайсан, Алаколь, весьма уязвима от антропогенных 
воздействий. Огромные территории Казахстана 
пострадали от деятельности военных полигонов 
и запусков космической техники. За период 
между 1949 и 1991 годами на Семипалатинском 
испытательном ядерном полигоне было 
проведено 470 ядерных взрывов. Невозможно 
точно подсчитать число погибших; количество 
облученных достигло полумиллиона человек[1]. 
На территории бывшего Семипалатинского 
ядерного полигона около 2 млн. га сельскохозяйственных 
угодий подвержено радиоактивному заражению. 
Особую тревогу вызывает состояние лесных 
угодий, которые, занимая всего около 4% 
от территории страны, являются местом 
обитания наиболее ценных и редких видов 
животных, 90% видов высших растений, известных 
в республике. Интенсивное загрязнение 
воздуха, воды и почв, деградация животного 
и растительного мира, истощение природных 
ресурсов привели к разрушению экосистем, 
опустыниванию и значительным потерям 
биологического и ландшафтного разнообразия, 
росту заболеваемости и смертности населения. 
В результате такого рода нагрузок практически 
на всей территории Казахстана нарушена 
естественная способность природной среды 
обеспечивать будущее экономическое и 
социальное развитие страны. Переход к 
экологически безопасному и устойчивому 
развитию в настоящее время становится 
одним из приоритетных направлений стратегии 
развития Казахстана.
 
 Фундаментом для этого 
перехода стала соответствующая 
законодательная база. Для гармонизации 
экологического законодательства 
Республики Казахстан с передовыми 
международными актами, перехода 
на новые стандарты, совершенствования 
системы государственного контроля 
9 января 2007 года был принят Экологический 
кодекс Республики Казахстан 
(Казахстан – единственная страна 
СНГ, где на сегодняшний момент 
существует Экологический кодекс).
 
 Необходимость кодификации 
законодательства в области охраны 
окружающей среды вызвана следующими 
основными причинами: 
 
потребностью в создании 
системы охраны окружающей среды, соответствующей 
условиям и задачам, стоящим перед 
Республикой Казахстан; 
 
актуальностью создания законодательной 
базы для обеспечения устойчивого 
развития страны; 
 
необходимостью сближения 
со стандартами мирового сообщества; 
 
отсутствием систематичности 
в существовавшей законодательной 
и нормативной базе по вопросам охраны 
окружающей среды; 
 
наличием законодательных 
«пробелов» в важнейших вопросах, 
касающихся охраны окружающей среды[2]. 
 
 Экологический кодекс 
Республики Казахстан состоит 
из 9 разделов, 47 глав и 326 статей. 
Всего при разработке проекта 
Экологического кодекса использовано: 
около 20 рекомендательных и руководящих 
документов различных международных 
организаций, 14 международных конвенций, 
около 30 директив Евросоюза и 
законов других государств, Модельный 
кодекс СНГ, утвержденный Межпарламентской 
ассамблеей СНГ, более 200 нормативных 
правовых актов казахстанского 
законодательства. В развитие кодекса 
разработано и принято 46 подзаконных 
актов. В частности, это акты 
по обеспечению доступа общественности 
к экологической информации и 
правосудию в соответствии с 
Орхусской конвенцией, правила учета, 
инвентаризации и нормирования выбросов 
парниковых газов и озоноразрушающих 
веществ согласно Монреальского протокола 
и другие.
 
 Экологический кодекс 
внес ряд существенных изменений 
в принятую в Казахстане систему 
охраны окружающей среды. Среди 
новшеств нужно выделить в 
первую очередь следующие: законодательно 
утверждаются принципы устойчивого развития; 
количество выдаваемых видов лицензий 
сократилось с трех до одного; экологические 
разрешения выдаются сроком на 3-5 лет взамен 
ежегодных. Основным приоритетом деятельности 
системы государственной экологической 
экспертизы является выдача экологических 
разрешений, в рамках которых должны быть 
определены все основные требования к 
природопользователю, включая задачи 
по технологическому совершенствованию 
и внедрению наилучших доступных технологий. 
Кроме того, экологическое нормирование 
использует гибкие целевые показатели 
качества окружающей среды, а также технико-экологические 
нормативы; введены нормы по праву собственности 
на отходы, а система классификации и нормирования 
отходов приведена в соответствие с Базельской 
конвенцией и директивами Евросоюза. В 
систему расчета ущерба введено понятие 
прямых методов, которым отдается приоритет; 
введены дополнительные меры стимулирования 
природопользователей для внедрения эффективных 
природоохранных мероприятий; введен 
совершенно новый механизм конкурса природоохранных 
проектов; повышается роль производственного 
экологического контроля и обеспечиваются 
стимулы к его развитию.
 
 Следует отметить, что 
в этом законодательном акте 
экологическим требованиям при 
осуществлении хозяйственной и 
иной деятельности в государственной 
заповедной зоне северной части 
Каспийского моря посвящена целая 
глава. В ней очень подробно 
изложены экологические требования 
к ведению разведки и добычи 
на море, проектированию и строительству 
нефте- и газопроводов, береговых баз снабжения 
и иной инфраструктуры, консервации и 
ликвидации скважин, в том числе во время 
нереста осетровых видов рыб. Хотелось 
бы сказать, что такие требования не содержатся 
в экологических законодательствах других 
прикаспийских стран (Российская Федерация, 
Азербайджанская Республика), несмотря 
на то, что проблема Каспия требует незамедлительного 
решения. В результате повышения уровня 
Каспия оказались затопленными более 
200 скважин и месторождений нефти, что 
является угрозой не только биологическому 
разнообразию (в Каспии сосредоточены 
90% мировых запасов осетровых рыб, большое 
количество видов орнитофауны, каспийский 
тюлень), но и всей экосистеме Каспийского 
моря. За последние 10 лет улов промысловых 
рыб сократился в 10 раз. 
 
 Хотелось бы добавить, 
что нормы экологического кодекса 
– это только первый шаг 
в совершенствовании экологического 
законодательства Республики Казахстан.  
Реформирование законодательства 
будет продолжаться в течение 
нескольких лет.  В начале 2009 года 
планируется ввести экологические 
налоги с учетом международного 
опыта[3]. Замена платежей на экологические 
налоги – это наиболее прогрессивная 
практика, на которую только-только 
переходят развитые государства. 
«Зеленый» налог будет взиматься 
за негативное воздействие на 
окружающую среду. Примеры таких 
налогов – налог на очень 
ограниченный перечень эмиссий, 
налог на потребляемую энергию. 
Налог на потребляемое топливо, 
налог на потребление воды, транспортный 
налог на старые автомобили. Во 
всем мире неукоснительно действует 
принцип: чем больше природопользователь 
загрязняет окружающую среду, тем больше 
он должен платить. Однако сегодня в Казахстане 
этот верный принцип нарушен. Платежи 
включаются в тарифы на выпускаемую природопользователем 
продукцию, и получается, что особых забот 
это ему не доставляет, так как в результате 
платит потребитель. Данные налоги не 
только взимаются с производителей и включаются 
в тарифы, но и носят стимулирующий характер 
по экономии ресурсов, что в конечном итоге 
ведет к сокращению эмиссий в окружающую 
среду. 
 
 Большое внимание уделяется 
научным разработкам в области 
охраны окружающей среды Республики 
Казахстан. Создан трехтомный 
национальный Экологический атлас 
Республики Казахстан (I Том – 
Природно-ресурсные условия формирования 
экологической обстановки; Том II 
– Социально- экономические условия 
формирования экологической обстановки; 
Том III – Экологическое состояние 
природно-хозяйственных систем). Экологический 
атлас прежде всего ориентирован на информационно-аналитическое 
обеспечение государственных, региональных 
и местных программ природопользования. 
Проводятся исследования на военно-испытательных 
полигонах и космодроме «Байконур», изучаются 
проблемы взаимосвязи состояния окружающей 
среды и здоровья населения, в Северном 
и Восточном Казахстане обследуется радиационная 
обстановка. Ежегодно издаются национальные 
отчеты о состоянии окружающей среды. 
Выпускаются еженедельная газета «Эколог» 
и ежеквартальный журнал «Вода и устойчивое 
развитие». Действуют постоянные экологические 
рубрики на телевизионных каналах. В прошлом 
году издан и распространен по всей республике 
первый в странах СНГ «Экологический букварь»[4].  
В Экологическом букваре к каждой из 42 
букв алфавита казахского языка даны красочные 
картинки, короткие стихотворения и пояснения, 
раскрывающие важность элементов окружающей 
среды и суть возникающих экологических 
проблем, адаптированные к детскому пониманию. 
«Экологический букварь» рекомендован 
Министерством образования и науки в качестве 
дополнительного материала к дошкольному 
и начальному школьному образованию. Разработчики 
уверены в том, что книга сыграет большую 
роль в привитии детям любви и бережного 
отношения к природе.