Основания ограничения прав на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является: анализ оснований ограничения права собственности на землю в соответствии с земельным законодательством России.

Содержание

Введение ………………………………………………….……....3-4
1. Основания ограничения прав на землю……………….....…...5-9
2. Сервитут как ограничение права на земельный участок ……10
Заключение …………………………………………………….......11
Список использованной литературы ………………………….…12

Работа содержит 1 файл

земельное право контрольная.docx

— 31.59 Кб (Скачать)

Новокузнецкий филиал – институт

Федерального государственного бюджетного

образовательного  учреждения

Высшего профессионального  образования

«Кемеровский  Государственный  университет»

 

 

Кафедра «гражданского  права и процесса»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По Земельному Праву

 

Вариант: 5

 

 

Тема: «Основания ограничения прав на землю»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнила: студентка 5-го курса

                                                                 Заочной формы обучения

                                                                 Порфирьева О.А.

                                                                 Группа юз- 081

                                                                 Проверила: ст. преподаватель

                                                                 Жигунова Н.Л.

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Новокузнецк 2012

Содержание. 

 

           Введение ………………………………………………….……....3-4

1.    Основания ограничения прав на землю……………….....…...5-9

2.    Сервитут как  ограничение права на земельный участок ……10

Заключение …………………………………………………….......11

Список использованной литературы ………………………….…12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Трудно переоценить значение земли  в деятельности любого общества. Если рассматривать основные характеристики земли то можно отметить, что земля является одним из основных компонентов окружающей природной среды и таким образом выполняет важнейшую экологическую функцию. Вместе с тем, на поверхности земли размещаются различные объекты, созданные человечеством, а ее почвенный слой используется в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве. Также, необходимо отметить, что по существу земля представляет собой основной и естественный фактор в любой сфере бизнеса, прямо или косвенно участвующий в производстве всех товаров и благ. Нельзя недооценить социальную роль земли в том, что она служит местом обитания и условием жизни людей. Наконец, земля как территория государства или ее административно-территориальных единиц обуславливает политическую функцию. Учитывая все вышесказанное, можно считать, что земля имеет многофункциональное значение, а потому владение, пользование и распоряжение земельными участками не должно входить в противоречие с публичными интересами, а также нарушать права и законные интересы отдельных лиц.

Рассмотрение темы ограничения  прав на землю по земельному законодательству России, является продолжением изучения норм гражданского законодательства, посвященным регулированию одного из важнейших институтов гражданского права - права собственности.

Актуальность выбранной темы объясняется  включением земли в сферу гражданского оборота и введение частной собственности  на нее в современной России, что  вызвало необходимость использования  гражданско-правовых элементов при  регулировании земельных отношений, расширилось поле правовой деятельности за счет появления новых общественных отношений, обусловленных развитием  рыночных связей. Правовое регулирование  находит свое отражение в нормах Гражданского, Земельного кодексов РФ и других законодательных актов.

Итак, целью работы является: анализ оснований ограничения права  собственности на землю в соответствии с земельным законодательством  России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основания ограничения  прав на землю.

Земельный кодекс РФ провозглашает  принцип сочетания интересов  общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования  и охраны земель осуществляется в  интересах всего общества при  обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование  и распоряжение принадлежащим ему  земельным участком. Существование  юридически значимых для всего общества интересов (публичных интересов) предполагает определенное вмешательство государства  в процесс реализации частных  интересов. Правовые нормы, устанавливаемые  в отношении реализации публичных  интересов, предоставляют государству  и его органам правовые средства, необходимые для осуществления данных интересов. Публичные ограничения имущественных прав на землю - одно из таких правовых средств. 
Конституция РФ в п. 3 ст. 55 предполагает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. 
В теории земельного права разграничиваются понятия ограничений и обременений. 
Под ограничениями понимается наличие установленных законом ущемлений, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на объект недвижимого имущества в интересах государства и общества. Ограничения не порождают самостоятельных прав. При этом ограничения не исключают отдельные правомочия из содержания права собственности, а уменьшают возможности собственника в осуществлении субъективного права. Они не могут выходить за пределы права собственности. Установление ограничений прав на землю не означает, что правообладатель полностью или в части лишается своих правомочий по владению, пользованию или распоряжению земельным участком. 
Под обременениями понимается наличие дополнительных обязанностей по содержанию недвижимого имущества и пользованию им, установленных на взаимной основе, по соглашению сторон и иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Обременения характеризуются  как результаты осуществления субъектом  своих прав и обязанностей и заключаются в дополнительных взаимных обязанностях лиц. Таким образом, обременения основываются на воле субъекта, которую он закрепляет в форме различного вида сделок, устанавливающих, прекращающих, изменяющих права. Существенным признаком обременений также является взаимное ущемление прав участников. 
В российском законодательстве предусмотрены две группы ограничений прав на землю. 
Во-первых, это ограничения оборота земельных участков, содержание которых предполагает стеснение правообладателя в совершении действий, связанных с распоряжением земельным участком, а также ограничения субъектного состава имущественных отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками. 
Так, п. 4 ст. 27 ЗК РФ содержит перечень земельных участков, которые не могут быть предоставлены в частную собственность и быть объектами сделок (такие земельные участки называют "изъятыми из оборота"). В пункте 5 ст. 27 ЗК РФ указан перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральным законом (их называют "ограниченными в обороте"). Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, не предоставляются на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только направе аренды. 
Во-вторых, это ограничения использования земельных участков, указанные в п. 2 ст. 56 ЗК РФ, а именно:

1) особые условия использования  земельных участков и режим  хозяйственной деятельности в  охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей  среды, в том числе животного  и растительного мира, памятников  природы, истории и культуры, археологических  объектов, сохранения плодородного  слоя почвы, естественной среды  обитания, путей миграции диких  животных;

3) условия начала и завершения  застройки или освоения земельного  участка в течение установленных  сроков по согласованному в  установленном порядке проекту,  строительства, ремонта или содержания  автомобильной дороги (участка автомобильной  дороги) при предоставлении прав  на земельный участок, находящийся  в государственной или муниципальной  собственности; собственность земля  прекращение ограничение

4) иные ограничения использования  земельных участков в случаях,  установленных настоящим Кодексом, федеральными законами. Земельный  кодекс Российской Федерации  от 25 октября 2001 года. № 136-ФЗ

Разберем подробнее эти ограничения. Что касается особых условий использования  земельных участков и режима хозяйственной  деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Использование сельскохозяйственных земель являются одними из самых значительных ограничений права на землю. Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, пользователи обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции  способами, которые обеспечивали бы воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключали бы или ограничивали неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду.

В отношении особых условий охраны окружающей среды, в том числе  животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких  животных надо отметить, что земли  особо охраняемых природных территорий изымаются из хозяйственного использования  и оборота. Для данных земель устанавливается  особый правовой режим, и использование  их в иных целях ограничивается или  запрещается. На этих землях могут создаваться  охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. На землях национальных и природных  парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны и использования  с выделением функциональных зон, в  которых запрещается любая деятельность, наносящая ущерб, нарушающая режим  содержания парков. На землях природных  заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов устанавливается  режим особой охраны с запрещением  или ограничением любой деятельности, противоречащей этому режиму. На землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с запретом или ограничением хозяйственной  деятельности. Особый режим использования  земель с ограничением или запретом хозяйственной деятельности может  устанавливаться на землях природоохранного назначения, охранные зоны или режим  могут быть установлены на землях рекреационного, историко-культурного  назначения. Обладатели этих земельных  участков обязаны обеспечивать сохранность  памятников истории и культуры, находящихся  на их землях.

Рассмотрим подробнее условия  начала и завершения застройки или  освоения земельного участка в течение  установленных сроков при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Требования к соблюдению правил застройки в настоящее время  основаны, в том числе и на положениях Градостроительного кодекса Российской Федерации. Актом уполномоченного  органа принимается решение, на основании  которого устанавливается ограничение  прав на землю, например решение об установлении санитарно-защитной зоны, образовании особо охраняемой природной  территории. В составе земель промышленности и иного специального назначения могут быть установлены охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны с особыми условиями использования  земель, на которых ограничивается или запрещается деятельность, не совместимая с целью установления зон. В составе пригородных зеленых  зон запрещается деятельность, негативно  влияющая на окружающую среду. Государственные  градостроительные нормативы и  правила обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, гражданами и юридическими лицами, осуществляющими  градостроительную деятельность, в  том числе на земельных участках, находящихся на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, иных правах.

К иным ограничениям использования  земельных участков в случаях, установленных  настоящим Кодексом, федеральными законами, можно отнести резервирование земель. Положения о резервировании земель как одной из функций управления земельными ресурсами установлены  соответствующими статьями Земельного Кодекса Российской Федерации. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд Земельный Кодекс рассматривает как ограничение прав на земельный участок. Так, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Сервитут как  ограничение  права на земельный участок.

Также, в качестве иных ограничений  прав можно назвать сервитуты, являющиеся разновидностью ограничения права  собственности на земельный участок. Так, права аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, ипотеки ограничивают право  собственности на землю. Права на землю ограничиваются реквизицией, временным занятием земельного участка  и в других случаях. Ограничения  прав на землю устанавливаются актами органов государственной власти, местного самоуправления в отношении  прав на земельные участки, находящиеся  в их ведении, решением суда - в отношении  прав на землю конкретных лиц - участников судебного процесса. Одни ограничения  прав на землю устанавливаются бессрочно (ограничения использования земель в зоне охраны, санитарно-защитной зоне), другие - срочно (условие начала и  завершения застройки в течение  установленного срока), третьи - как  срочно, так и бессрочно в зависимости  от конкретных обстоятельств (сервитуты).

Информация о работе Основания ограничения прав на землю