Особливості функціонування ринку землі в Україні

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:55, реферат

Описание работы

Вопрос о земле — один из наиболее дискуссионных и заполитизированных вопросов аграрной политики Украины, в плоскости которого ведутся споры на протяжении двух десятилетий. Единого мнения о том, каким должен быть этот рынок, нет до сих пор. Многих в Украине пугает вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения. Взгляды на решение обозначенной проблемы разные, вплоть до противоположных. Одни настаивают на необходимости формирования исключительно рынка аренды земли. Другие требуют снять любые ограничения на передачу в собственность/торговлю землями сельскохозяйственного назначения.

Содержание

Вступление.
История рынка земли в Украине: Как долго в нашей стране существует рынок земли?
Кто и как продаёт землю в Украине сегодня? Эксперты, Агентства, недвижимости , Банки.
Особенности свободного рынка земли и связанные с ним экономические категории:
Земля - как фактор производства.
Особенности земли как товара.
Равновесие на рынке земли.
Рынок и Цена земли.
Предложение земли.
Спрос на землю.
Рента: Земельная, Экономическая, Абсолютная, Дифференциальная Монопольная.
Современная ситуация с рынком земли в Украине.
Анализ развития земельных отношений в разных странах с рыночной экономикой.
Риски отмены моратория для Украины.
Пресс- конференция по вопросу рынка земли в Украине.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Осн рын экономики реф-т Наумова О.В. 26.docx

— 263.78 Кб (Скачать)

Таким образом, по мнению этих исследователей, сейчас крестьянину представился еще один шанс стать настоящим хозяином в селе.

По мнению других исследователей, частная собственность на землю не является необходимым условием вывода сельского хозяйства из кризиса. Чтобы пользоваться, не обязательно владеть. Английский экономист и философ Джон Стюарт Милль, который считает, что земля является не товаром, а средством производства и должна быть одинаково доступной для всех, объясняет: «Государство должно выступать в роли единого землевладельца, а землепользователи должны быть арендаторами, получающими свои участки на основах договора — бессрочно или на определенный срок». Рыночной экономике это не только не мешает, а, наоборот, существенно помогает, поскольку, при остальных одинаковых условиях, сельскохозяйственная продукция, полученная с арендованной земли, значительно дешевле, а потому и конкурентоспособнее, чем продукция с частной земли. Для крестьян важна не собственность на землю, а доступ к ней и труд на ней. В условиях частной собственности бедные землевладельцы доступа к земле не имеют, поскольку она концентрируется в руках богатых. Следовательно, нужен эффективный механизм наделения крестьян землей именно для пользования.

То есть существует достаточно обоснованное научное мнение о том, что в условиях отсутствия четкого законодательно урегулированного механизма реализации права частной собственности на землю (а тем более ее купли-продажи), когда существует большая разница между нормативной и реальной (рыночной) ценой земельных участков, формирование рынка недопустимо. Оборот земельных участков целесообразно ограничить в основном передачей права пользования землей — арендой.

Анализ  развития земельных отношений в странах с рыночной экономикой свидетельствует, что именно там категория «земля» воспринимается скорее как объект хозяйствования, чем как объект собственности. Абсолютным остается право собственника на продукты производства, но практически ни в одной стране не признается такое право в отношении земли.

Именно  поэтому в развитых странах совершенствование земельных отношений все больше направляется на государственное стимулирование и поддержку арендаторов. В частности в США часть арендованной земли составляет 70 процентов, в Германии — около 80 процентов. Во Франции права арендатора столь велики, что от абсолютного права землевладельца ничего не осталось. В Китае существует государственная собственность на землю с пожизненно унаследованным правом землепользования арендованных земельных участков, здесь усиливается государственное регулирование относительно права собственности на землю.

Опыт  Австралии, Дании, Испании, США, Франции, Швеции и других стран в вопросе функционирования рынка земель сельскохозяйственного назначения показал ряд особенностей. Они заключаются в запрете на определенный срок продавать землю (Испания, Франция, США), в получении разрешения правительства на куплю сельскохозяйственных земель (Швеция), установлении максимального размера надела в собственности семьи (Дания), переведении земель из одной категории в другую только по разрешению соответствующих государственных органов и т.д. В Норвегии государственное регулирование рынка земель направлено на защиту сельскохозяйственных земель и создание условий для эффективного их использования. Разрешительный порядок отчуждения земель сельскохозяйственного назначения, действие которого направлено на эффективное использование земель и борьбу со спекулятивными сделками в сфере земельного оборота, давно существует также в Австрии.

Такой подход к решению вопроса собственности на землю действует практически во всех странах, воспринимаемых нами как образец государств с рыночной экономикой: в Японии, Южной Корее, Тайване, Скандинавии, Нидерландах и т.д.

Отдельно  стоят постсоциалистические страны Европы и Латинской Америки, в которых законодательством разрешена купля-продажа земель сельскохозяйственного назначения. Последствия этого: в Латинской Америке — латифундии — крупные землевладения с наемными работниками. В постсоциалистических странах, таких как Польша, Румыния, Венгрия, Чехия, Словакия и др., продажа земель жестко регламентируется государством или местными общинами. После объединения ФРГ и ГДР сельскохозяйственные земли стали собственностью государства, которое сдает их в аренду с правом дальнейшего выкупа. Арендатор, который приобрел землю, не имеет права продавать ее на протяжении 20 лет. Формирование рынка сельскохозяйственных земель в Российской Федерации в некоторой степени регулируется Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которым предусмотрено, что земельные участки сельскохозяйственного назначения могут продаваться свободно только для производства сельскохозяйственной продукции при соблюдении соответствующих ограничений.

Таким образом, тщательный анализ истории  земельных отношений в странах Западной Европы и мира позволяет прийти к выводу, что рынок сельскохозяйственных земель имеет право на существование. Он необходим и как условие, и как средство развития аграрного сектора, институт, обеспечивающий повышение производительности и эффективности сельскохозяйственного производства. Однако в этих странах введены весьма жесткие меры государственного регулирования рынка земель сельскохозяйственного назначения; в последние годы земельные отношения здесь направляются на стимулирование и поддержку мероприятий по аренде земель.

Каким путем идти Украине? Путем развитых стран Европы или путем стран  Латинской Америки (с риском остаться на задворках мировой цивилизации)? Прежде чем ответить на этот вопрос, проанализируем, какую роль играла земля в становлении и развитии украинской нации.

Украинские  земли — это уникальный дар природы. Поэтому будущее Украины связано с рациональным использованием ее основного богатства — земли, потенциал которой составляет около 50% от совокупного природного потенциала. Украина была, есть и будет аграрным государством. Многие века для народов мира название нашего государства ассоциируется с самыми плодородными землями. И небезосновательно. По оценкам различных авторов, на территории Украины сконцентрировано от 6,7 до 12 процентов мировых черноземов. Неслучайно в разгар войны нацисты старались воспользоваться каждой свободной платформой в возвращающихся в Германию порожняках, чтобы загрузить ее украинским черноземом.

Среднее Приднепровье и Среднее Приднестровье — древнейшие европейские центры земледельческой культуры, которые исторически связаны с возникновением и развитием земледельческой цивилизации в Украине и корнями уходят к трипольской археологической культуре, насчитывающей несколько тысячелетий. Этому способствовали умеренно-континентальный климат с мягкой зимой и теплым летом, плодородная почва с достаточным количеством питательных веществ, относительно равнинный рельеф местности и значительная заселенность территории.

Никто не будет отрицать, что в истории украинского народа прослеживается своеобразный симбиоз «крестьянин — земля», отразившийся на менталитете и мировоззренческих традициях украинцев. Вот как характеризует этнограф, демограф, историк В.Кубийович значение земли в жизни украинцев: «…із усіх шарів суспільства селянин — найбільш тривкий елемент, він найбільш зв’язаний із землею і природою, він найбільше дорожить рідною землею, боронить її, він нелегко її покидає. Із взаємовідносин між ним і природою витворилася багата українська народна культура…» В.Жаботинский (Зеев), публицист, один из основателей государства Израиль и его вооруженных сил, еще в начале XX века писал: «Украинский народ сохранил в неприкосновенности то, что является главной, непобедимой опорой национальной души: деревню. Народу, корни которого прочно и густо впились на громадном пространстве в сплошную родную землю, нечего бояться за свою племенную душу, что бы там ни проделывалось в городах над бедными побегами его культуры, над его языком и его поэтами».

Такая ситуация способствовала укреплению чувства  хозяина и владельца, которое отличало украинских крестьян от, например, российских. Извечная украинская традиция — бережливое, рассудительное, хозяйственное отношение к земле, которую в народе изначально ласково называли кормилицей. Даже малоплодородные мерзлые почвы Сибири и Дальнего Востока стараниями наших земляков, которых судьба закинула туда на поселение, дают урожаи. Да и канадский АПК своим возрождением обязан прежде всего переселенцам из Украины.

Земледелие  обусловило появление существенных отличий в ментальности, культуре, а также в социально-экономической организации образа жизни украинских крестьян; вместе с тем они продолжают придерживаться своих идиллических и при этом архаических мировоззренческих традиций, привычек, взглядов.

Таким образом, можно утверждать, что роль земли в становлении и развитии украинской нации и цивилизации определяющая. Земля для украинцев — твердыня бытия, национальная святыня, самое большое сокровище, данное Богом. Даже больше, земля — наша единственная крепость и гарантия независимости. А сегодня предлагается продавать (практически — отдать даром) землю неизвестно кому. Никогда еще, даже во времена самых страшных войн, украинцы не подходили так близко к окончательной потере главного способа выживания в условиях смертоносной глобализационной опасности.

Украина декларирует свои намерения интегрироваться  в европейские структуры. Согласно Договору об учреждении ЕС, запрещается любая дискриминация на основании гражданства, в частности и при ведении сельскохозяйственного бизнеса. Встает риторический вопрос: кто, принимая во внимание нынешнюю финансовую несостоятельность наших крестьян, скупит землю, сколько миллионов крестьян станут разоренными, безземельными, безработными, без средств к существованию?! Нам следовало бы всегда помнить, что с разрушением села настанет разрушение Украины, ведь село было и есть колыбелью нации, ее культуры, ее цивилизации, то есть его роль в сохранении украинской идентичности очень велика.

Пока  что же в Украине полным ходом идет подпольная торговля общенародной (национальной) собственностью. Анализ тенденций теневой купли-продажи земель в Украине свидетельствует, что эта операция на 95% осуществляется с целью не организации сельскохозяйственного производства, а исключительно ради получения выгоды в результате изменения целевого назначения земель и их перепродажи.

При внедрении рынка земель создаются  условия для купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения, открываются перспективы завоевания за бесценок чужаками жизненного пространства украинцев, после чего — ничем не ограниченной возможности организовать на земле наших отцов чужеплеменные образования. Уже сегодня огромный государственный аппарат, призванный регулировать означенные проблемы, активно на них паразитирует. Украинцы часто не могут финансово конкурировать с иностранцами в «борьбе» за место под солнцем и проигрывают конкурентную борьбу зарубежным бизнесменам.

Процессы  реформирования сельского хозяйства  заложили образование новой организационно-правовой структуры — агрохолдингов. Это тип сельскохозяйственного предприятия, объединяющего несколько юридических лиц, связанных совместной собственностью; при этом одно из них выполняет функцию главной компании. Агрохолдинги, как правило, аккумулируют значительные земельные ресурсы (более 10 тыс. га) и контролируют около 25% сельскохозяйственных угодий Украины. Потому есть необходимость в утверждении законопроекта «Об ограничении концентрации сельскохозяйственных угодий у одного лица».

Считается, что после снятия моратория на продажу и покупку земли, ее владельцам предложат кругленькую сумму согласно рыночной стоимости. Многие из них поступят мудро и вложат капитал в малый бизнес, что обеспечит детям обучение в вузе, а внукам — достойное будущее. Хотя появляется и риторический вопрос: при том, что средний размер земельного пая в Украине — около 4,2 га, а стоимость каждого — 30 тыс. грн., реально ли обеспечить достойное будущее внукам?

Однако  чаще все происходит иначе. Люди очень  быстро потеряют неожиданный капитал, поскольку или попусту растратят его, или станут жертвами аферистов. А вернуть — не получится. Когда мораторий будет снят, земля продана, а деньги потрачены, бывшие землевладельцы больше не будут получать регулярный ежегодный доход! Поэтому им выгоднее ежегодно получать арендную плату в денежном эквиваленте или хлебом: этот доход довольно скромный по сравнению со стоимостью земли, однако он — постоянный. Также следует помнить, что с приростом мирового населения и сокращением территорий, пригодных для производства пищевых продуктов, спрос на землю возрастет и, соответственно, повысится ее стоимость.

Сценарии  приватизации украинской земли и преступной приватизации объектов национальной промышленной отрасли схожи между собой как две капли воды. Так называемые эффективные собственники на практике оказались неэффективными, поскольку развалили все, что можно было. Но если промышленность когда-нибудь теоретически еще можно возродить и производить собственные товары, то с потерей земли украинцы теряют любую перспективу. Аналогом имущественных сертификатов, с помощью которых были ограблены украинцы во время приватизации промышленности, сегодня служат земельные доли (паи). Действующая система распаивания земли — заранее спланированная возможность ее скупки за бесценок антиукраинскими силами. Уже отошли чужестранному «владельцу» и его прислужнику бесчисленные массивы нив и лесов Украины. Уже гайдуки новоиспеченных князьков не допускают тебя, «маленький украинец», к берегу реки, на которой ты вырос. Чтобы не получилось так, как писал классик украинской литературы М.Коцюбинский: «Пестила мрію про землю, а земля встала проти неї ворожа, жорстока, збунтувалась і втекла з рук. Як марево поманила і як марево щезла».

  1. Риски отмены моратория для Украины.

Таким образом, внедрение рынка земель сельскохозяйственного назначения со свободной продажей-куплей их, принимая во внимание современные проявления этих процессов, является серьезной угрозой национальной безопасности Украины. Главные риски для украинской нации при этом такие:  

Информация о работе Особливості функціонування ринку землі в Україні