Правовой режим служебных наделов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 08:01, контрольная работа

Описание работы

Согласно ст. 24 ЗК РФ1 служебные земельные наделы предоставляются работникам отдельных отраслей экономики, в том числе транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.
Решение о предоставлении служебного надела принимает не орган государственной власти или орган местного самоуправления, а та организация, в которой работник осуществляет трудовую деятельность. Таким образом, основанием предоставления

Содержание

1. Правовой режим служебных наделов………………………………………3
Задачи………………………………………………………….….…………….6
Список литературы…………………………………………………..………..10

Работа содержит 1 файл

Земельное право 2.doc

— 95.50 Кб (Скачать)


3

Содержание

 

1.  Правовой режим служебных наделов………………………………………3

Задачи………………………………………………………….….…………….6

Список литературы…………………………………………………..………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Правовой режим служебных наделов

 

Согласно ст. 24 ЗК РФ[1] служебные земельные наделы предоставляются работникам отдельных отраслей экономики, в том числе транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.

Решение о предоставлении служебного надела принимает не орган государственной власти или орган местного самоуправления, а та организация, в которой работник осуществляет трудовую деятельность. Таким образом, основанием предоставления служебного надела является локальный нормативный акт организации. Из этого следует, что в качестве служебного надела организация может предоставить только участок, принадлежащий ей на праве собственности.

Служебные земельные наделы выделяются работникам на время трудовых отношений на основании заявления работника.

Предоставление осуществляется, как правило, из земель промышленности или иного специального назначения для сельскохозяйственного использования (см., например, ст. 93 ЗК РФ). Перечень земель, из которых могут быть предоставлены служебные земельные наделы, является открытым. Основы правового режима служебного земельного надела определяются ЗК РФ (см. комментарий к ст. ст. 42, 43, 49 ЗК РФ и др.).

Основания и порядок предоставления земельных участков гражданам в порядке служебного надела регулируются кроме ЗК РФ и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. Так, согласно п. 19 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г.[2], железные дороги предоставляют отдельным категориям работников в полосе отвода служебные земельные наделы для сельскохозяйственного использования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами п. 1 ст.40, абз. 2-4,7-9 ст. 42 ЗК РФ.

Ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Статья 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

- выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.

Согласно ст. 43 ЗК РФ каждый собственник, землевладелец и землепользователь имеет право на свободное использование своего земельного участка по своему усмотрению в соответствии с видом разрешенного использования. При этом их принуждение властными органами, арендодателями и другими лицами к иному использованию не допускается. Однако реализация прав должна происходить с учетом особых требований использования земель различного целевого назначения, предусмотренных ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель, НК, КоАП, УК и др.

Отказ от своих прав на земельный участок может происходить различными способами, например куплей-продажей; дарением; письменным отказом от прав, направленным в органы местного самоуправления (ст. 53 ЗК); прекращением обязательства соглашением сторон о предоставлении отступного (ст. 409 ГК); прощением долга, если это не нарушает прав других лиц (ст. 415 ГК), и др. Сам по себе отказ от прав не влечет прекращения юридических обязанностей, в связи с чем собственники, владельцы и пользователи до перехода прав (регистрации) на земельные участки к другим лицам должны выполнять все прежние обязанности. Неисполнение обязанности влечет ответственность за нарушение земельного законодательства наравне с иными (ст. 65) [1].

Вместе с тем недействительны соглашения об отказе от права на обращение в суд за защитой нарушенных прав, на возведение строений и сооружений и другие права, гарантируемые Конституцией.

 

Задача 1.

 

В Конституциях субъектов Российской Федерации установлено, что: А) "земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Республики Башкортостан являются достоянием (собственностью) ее многонационального народа"; Б) "земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории Республики Ингушетия являются ее собственностью".В) "в ведении Республики Адыгея находятся установление порядка владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесами и водами, охрана окружающей среды"; Г) "вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными богатствами, другими ресурсами регулируются законодательством Республики Башкортостан; соглашения с федеральными органами власти Российской Федерации по этим вопросам заключаются на добровольной основе"; Д) "земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, коллективной и иных формах собственности в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Северная Осетия - Алания; граждане и их объединения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться землей, ее недрами и другими природными ресурсами в соответствии с законом Республики Северная Осетия - Алания".

 

Соответствуют ли Конституции РФ положения Конституций субъектов РФ?

Обоснуйте свое мнение.

 

Ответ.

Положения Конституций субъектов РФ соответствуют Конституции РФ. Согласно ст. 9 Конституции РФ[2] - земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Конституция РФ коренным образом изменила статус земли и других природных ресурсов. Она закрепляет отношение к природным ресурсам как к основе жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Население любой территории вправе получать часть дохода от использования ресурсов (нефти, газа, драгоценных металлов и т.д.), кто бы ни осуществлял их добычу и использование - государство, муниципальные органы, отдельные лица или их объединения.

Часть 2 статьи 9 устанавливает в отношении природных ресурсов применение общего подхода к праву собственности, сформулированному в статье 8 Конституции: равное признание и охрану всех форм собственности.

 

Задача 1.

 

Акционерное общество "Моторы" выкупило в процессе приватизации по договору купли-продажи земельный участок, на котором размещалось подсобное хозяйство предприятия. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке. Для осуществления хозяйственной деятельности общество решило заложить здания и земельный участок подсобного хозяйства предприятия в обеспечение обязательств по кредитному договору. В проведении государственной регистрации договора участка было отказано. Акционерное общество "Моторы" обратилось в суд.

 

Может ли быть заложен земельный участок, ранее используемый для размещения подсобного хозяйства предприятия? Решите дело.

 

Земельные участки являются важнейшей разновидностью недвижимого имущества и активно участвуют в имущественном обороте (хотя и с определенными ограничениями).

Особенностью земельных участков является то, что их правовой режим регулируется не только нормами гражданского права, но и земельно-правовыми нормами, среди которых важнейшими являются Земельный кодекс РФ и Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также так называемыми природоресурсовыми Кодексами (Лесным, Водным и т.д.).

Собственники земельных участков, не изъятых из оборота и не ограниченных в обороте (например, земли сельскохозяйственного назначения), согласно Земельному кодексу и ГК РФ вправе распоряжаться этими участками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Однако объектом сделок могут быть только те земельные участки, которые прошли государственный кадастровый учет.

Таким образом, земельные участки в случаях, предусмотренных законодательством, могут быть предметом договора ипотеки.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона об ипотеке[1], по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом. Залогодателем может быть сам должник по обязательству, обеспеченному ипотекой, или лицо, не участвовавшее в этом обязательстве (третье лицо). При этом имущество, на которое установлена ипотека, остается у залогодателя в его владении и пользовании.

В п. 1 ст. 63 содержится правило, согласно которому ипотека земельных участков возможна при условии, что соответствующие земли на основании федерального закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Так, перечень земельных участков, не подлежащих ипотеке, содержится в ст. 63 Закона об ипотеке. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 7 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения[1] залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Предметом ипотеки может быть любой земельный участок, который принадлежит залогодателю на праве собственности (п. 1 ст. 6 Закона об ипотеке), за исключением земельных участков, указанных в ст. 63 Закона об ипотеке, которая запрещает залог земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также участков, размеры которых меньше установленных минимальных предельных размеров. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для ипотеки таких земельных участков.

В настоящее время, в соответствии с п. 3 ст. 340 ГК РФ, ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение, либо части этого участка, функционально обеспечивающей закладываемый объект, либо принадлежащего залогодателю права аренды этого участка или его соответствующей части.

Таким образом, из выше сказанного следует вывод, что земельный участок, ранее используемый для размещения подсобного хозяйства предприятия, не является государственной и муниципальной собственностью и может быть заложен.

 

 

 

 

Список литературы

 

1.        Конституция (Основной закон) РФ // Российская газета.- 1993.- N 237

2.        Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2001. -N 44. -Ст. 4147.

3.        Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1998.- N 29.- Ст. 3400.

4.        Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2002.- N 30.- Ст. 3018.

5.        Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. // Российская газета.- 1999.- №160

Информация о работе Правовой режим служебных наделов