Роль науки в развитии с-х производства и необходимость постоянного усовершенствования условий НИР

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:36, реферат

Описание работы

Возникновение и короткая история с-х опытного дела.
Роль отечественных и зарубежных ученых в разработке методов агрономических исследований, современное состояние опытного дела, организация и сеть опытных учреждений в Украине.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1 и 2.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Характерная особенность  эксперимента - это его предварительное мысленное моделирование, направленное на создание соответствующей для него обстановки, для представления всего хода его проведения (от ученого и исследователя требуются большая эрудиция и воображение).

 

Экспериментатор (черты характера):

  1. Должен уметь сосредоточиться на исследуемой проблеме и упорно думать о ней.
  2. Быть любознательным и ко всему подходить с вопросом.
  3. Отсутствие догматизма, осторожность и скромность в утверждениях.
  4. Критический подход ко всему, пытливость.
  5. Работоспособность и настойчивость, терпеливость.
  6. Любовь к науке, наблюдательность, изобретательность, здравый смысл, бесконечное терпение при работе над изучаемой темой.

Гений - это терпение!

 

Главной задачей  сравнительного эксперимента является оценка эффектов опытных, т.е. изучаемых  в опыте вариантов.

 Вариант или несколько вариантов, с которыми сравнивают опытные варианты, называют контролем или стандартом.

Схема эксперимента (опыта) – это совокупность опытных и контрольных  логично подобранных, объединенных общей идеей  исследуемых вариантов.

Вариант опыта - изучаемое растение, сорт, условия возделывания, агротехнический прием или их сочетание, это часть темы, отдельный ее вопрос.

Опытная делянка - элементарная единица полевого опыта, часть площади опыта, имеющая определенный размер и форму (чаще прямоугольную), и предназначенная для размещения отдельного варианта.


Варианты  бывают:

    1. качественные - сорта, культуры, способы посева и обработки, предшественники…

б) количественные - нормы высева, нормы полива, дозы удобрений и пестицидов, глубина обработки и т.д.

Повторность - число одноименных делянок каждого варианта в данном полевом опыте (чаще 3-4-кратная).


В предыдущей лекции отмечалось, что в агрономических исследованиях в основном используют 4 типа сравнительных экспериментов: лабораторный, вегетационный, лизиметрический и полевой. Выводы и предложения производству не могут быть сделаны по результатам лабораторных, лизиметрических и вегетационных опытов, если они не проверены в условиях сравнительного полевого опыта.

Полевой опыт - основной, важнейший метод исследования, связывающий теоретические исследования в агрономии с с-х практикой.

Полевой с.-х. опыт - исследование, осуществляемое в полевой обстановке на специально выделенном участке с целью установления достоверных различий между изучаемыми вариантами опыта, количественной оценки действия факторов жизни, условий или приемов возделывания на урожай растений и его качество.


Особенность полевого опыта  в том, что культурное растение изучают  вместе со всей совокупностью почвенных, климатических и агротехнических факторов, очень близких к производственным условиям.

                       

Методические  требования к полевому опыту.

  1. Типичность (репрезентативность) - соответствие условий его проведения почвенно-климатическим и агротехническим условиям данного района зоны (на типичных для зоны почвах, районированных сортах и типичных культурах при высоком уровне агротехники…)
  2. Принцип единственного различия - это соблюдение единства всех условий, кроме одного - изучаемого ( в опыте с дозами N удобрений единственным различием по вариантам будут дозы N, все остальные условия: почва, предшественник, способы обработки почвы, сорт, посев, уход и т.д. должны быть одинаковы). Но принцип единообразия должен пониматься как принцип целесообразности и оптимальности (каждый изучаемый сорт требует своей нормы и срока посева, уборки, обработки почвы, удобрения и т.д., только ему присущие)…
  3. Соблюдение обязательного требования проведения полевого опыта на специально выделенном участке с хорошо известной историей - это логическое следствие принципа единственного различия (при игнорировании этого требования и закладке опытов на участке с неизвестной историей получают результаты, которые невозможно понять, интерпретировать и тем более использовать) - типичные для зоны почвы, книги истории полей и т.д.
  4. Учет урожая. Урожай и качество с.-х. продукции – это главный объективный показатель при характеристике изучаемых в опыте вариантов. В результате учета урожая, который отражает и интегрирует действие на растения всех условий возделывания, становится возможным количественно установить влияние тех факторов, которые изучают в данном опыте.
  5. Достоверность опыта по существу - это логически правильно построенная схема и методика проведения опыта, соответствие их поставленным перед исследованием задачам, правильный выбор объекта и условий проведения данного опыта. Недостоверные опыты следует браковать.
  6. Правило целесообразности (борьбу с болезнями растений проводят лишь в посевах тех сортов или на вариантах опыта, где распростр<span class="dash041e_0431_044b_

Информация о работе Роль науки в развитии с-х производства и необходимость постоянного усовершенствования условий НИР