Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное исследование юридической ответственности за нарушение земельного законодательства, выявление проблем правового регулирования и разработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего данную сферу правоотношений.

Содержание

Введение.

Глава 1. Понятие юридической ответственности за земельные правонарушения

1.1 Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения

1.2 Понятие и состав земельного правонарушения

Глава 2. Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства
2.1 Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
2.2.Дициплинарная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель

2.3. Административная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель

2.4Уголовная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
2.5. Земельно-правовая (специальная) ответственность за за правонарушения в области охраны и использования земель
Заключение

Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

11.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

       Статья 76 ЗК РФ предусматривает, что юридические  лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный  в результате совершения ими земельных правонарушений.

       Следует отметить, что Земельный кодекс РФ в двух разных статьях (62 и 76) регулирует один и тот же вопрос: возмещения убытков и возмещения вреда, рассматривая эти понятия как различные. Между  тем традиционно в гражданском праве считается, что термин "ущерб" является синонимом термина "вред". С понятиями "вред" и "ущерб" соприкасается понятие "убыток". Убыток - это денежная оценка имущественного вреда.

       Что касается гражданско-правовой (имущественной) ответственности за земельные правонарушения, то в ст. 76 ЗК РФ в перечне лиц, обязанных возмещать причиненный ущерб, присутствуют только граждане и юридические лица9. Гражданским кодексом РФ в составе субъектов гражданско-правовых отношений указываются не только граждане и юридические лица, но и РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, которые Земельным кодексом РФ не включены в состав юридических лиц. В подтверждение этого приведем следующие доводы.

       В соответствии со ст. 57 ЗК РФ государство и муниципальные  образования обязаны возмещать ущерб, причиняемый изъятием земельных участков для государственных или муниципальных надобностей. Эти случаи определяются как правомерно причиняемый ущерб. Однако ущерб может причиняться не только правомерным изъятием, но и неправомерными государственными актами либо действиями должностных лиц государства и органов местного самоуправления. И в этих случаях государство и его органы выступают субъектами земельных правонарушений.

       Гражданско-правовая форма юридической ответственности  за нарушение правового режима земельных участков применяется как самостоятельная форма юридической ответственности. Но когда гражданское правонарушение сопряжено с административным или дисциплинарным проступком или с уголовным преступлением, лицо, совершившее данное противоправное деяние, привлекается к дисциплинарной, материальной, административной, уголовной ответственности. Многие правоведы различают также земельно-правовую ответственность, выражающуюся в принудительном прекращении прав на земельный участок.

       Земельно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства выражается в принудительном прекращении прав на земельный участок собственника, владельца, пользователя, арендатора за совершение нарушений земельного законодательства, предусмотренных законом, путем его безвозмездного изъятия. В науке вопрос о самостоятельности земельно-правовой ответственности остается спорным. Земельно-правовая ответственность самостоятельна, поскольку меры земельно-правовой ответственности наступают за нарушение земельного правопорядка, охраняемого нормами земельного права; содержание и порядок применения этих мер устанавливается земельным законодательством; они имеют принудительный характер, отличаются от мер иных видов юридической ответственности. Основанием для применения мер земельно-правовой ответственности является нарушение земельного законодательства. Все изложенное подтверждает самостоятельный характер земельно-правовой ответственности.

       В Земельном  кодексе РФ присутствуют нормы, посвященные  правовой специфике прекращения и ограничения прав на землю. В данном случае можно увидеть взаимодействие между ЗК РФ и ГК РФ. В частности, ст. 44 ЗК РФ прямо отсылает к нормам, установленным гражданским законодательством, а ст. 287 ГК РФ, в свою очередь, отсылает к нормам земельного законодательства. 

       2.2.Дициплинарная  ответственность  за правонарушения в области охраны и использования земель. 

       Нарушение земельного законодательства может  быть совершено должностным лицом  при выполнении им служебных обязанностей. Имеются ввиду случаи, когда нормы трудовой дисциплины работника одновременно являются и нормами земельного законодательства, а нарушение их одновременно является и нарушением трудовой дисциплины. В таких случаях принимаются меры дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность регулируется нормами трудового законодательства.

       Предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу и, как крайняя мера, - увольнение с работы. Взыскание налагается путем объявления в приказе администрацией того предприятия, где работает данное должностное лицо.

       Дисциплинарное  взыскание применяется не позднее  одного месяца со дня обнаружения  правонарушения и шести месяцев  со дня его совершения. В тех  случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность.

       Материальная (гражданско-правовая) ответственность - особый вид юридической ответственности, связанный с необходимостью возмещения материального вреда, как следствия правонарушения. Все случаи возникновения материального вреда можно разделить на две группы:

       вред, возникающий в результате совершения неправомерных действий, не относящихся  к категории сделок;

       вред, возникающий в результате совершения неправомерных (недействительных) сделок с землей Земельное право России10.

       К неправомерным  действиям, не являющимся сделками с  землей, относятся такие земельные  правонарушения как уничтожение  плодородного слоя почвы, захламление, загрязнение вредными и радиоактивными отходами производства, заражение бактериальными и карантинными организмами и болезнями, невыполнение субъектами мероприятий по борьбе с эрозией почв, по охране и улучшению земель, проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на качественное состояние земель. Ущерб выражается в прямом ухудшении или уменьшении производительных качеств земли или иных, непосредственно и прочно связанных с ней объектов (уничтожение или уменьшение плодородия почв, уничтожение посевов, многолетних насаждений, повреждение или уничтожение строений и т. п.).

       Согласно  земельному законодательству лица, виновные в совершении правонарушений, повлекших  за собой возникновение ущерба, обязаны возместить его в полном объеме, включая упущенную выгоду. Характер возмещения определяется конкретными обстоятельствами или договоренностью сторон: приведение поврежденных участков в состояние пригодное для использования по целевому назначению, восстановление нарушенных строений, денежная компенсация или иные виды возмещения.

       При определении конкретных размеров ущерба следует руководствоваться нормами  гражданского законодательства с учетом норм земельного и иного специального законодательства, а также с учетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения.

       Земельные правонарушения могут выражаться в  виде неправомерных сделок, совершенных  с нарушением требований законодательства. Такие сделки считаются недействительными11. Признаки недействительности сделок с имуществом (в том числе и с землей) установлены гражданским законодательством (ст. ст. 153-181 ГК РФ). В земельных отношениях могут иметь место любые из означенных в. этом перечне сделки, поскольку земля является объектом недвижимого имущества. Признаки недействительности сделок с землей тоже имеют общий характер (сделки, совершенные не в соответствии с требованиями закона; сделки, совершенные под влиянием обмана, угроз, насилия и т. п.). Порядок материальной ответственности лиц, виновных в совершении недействительных сделок с землей, также регулируется нормами гражданского законодательства. Основные положения этого порядка заключаются в следующем:

       1 Если  действия сторон недействительной  сделки не признаются умышленными,  а последствия ее совершения  не нарушают прав третьих лиц  или не затрагивают их законных  интересов, то по ; действующему  правилу каждая из сторон возвращает  другой стороне все полученное по сделке, а при невозможности возвратить натурой - возместить денежную стоимость полученного.

       2 Если  в недействительной сделке усматриваются  действия, заведомо направленные  на нарушение прав и законных  интересов третьих лиц, а умышленными  признаются действия одной стороны, то эта сторона возвращает другой стороне все полученное по сделке, а полученное последней - взыскивается в доход государства.

       3 Если  в недействительных сделках, совершаемых  с целью нарушения прав и  законных интересов третьих лиц,  умышленными являются действия обеих сторон, то в доход государства взыскивается полученное по сделке обеими сторонами . 

       2.3. Административная  ответственность  за правонарушения в области охраны и использования земель. 

  Меры  административной ответственности  за нарушение земельного законодательства установлены ст. 74 ЗК РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях.

  Административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  КоАП РФ или законы субъектов Федерации об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

  Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства применяется в  форме административного штрафа, налагаемого на правонарушителя (граждан, юридических лиц, должностных лиц независимо от формы собственности и подчиненности) в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, вступившего в силу с 1 июля 2002 г.

  Кодекс  РФ об административных правонарушениях  ввел специальные нормы об административной ответственности за земельные правонарушения. Из них наиболее распространенными  являются следующие.

  Порча земель (ст. 8.6): п. 1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя; п. 2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

  Содержание  данного правонарушения предполагает приведение земель в такое состояние, когда они не могут быть эффективно использованы в соответствии с целевым  назначением вследствие технологически направленной эксплуатации.

  Невыполнение  обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7). Состав административного правонарушения в этом случае включает в себя невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, изыскательных и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей.

  Использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению  земель и охране почв (ст. 8.8). Содержанием  данного правонарушения является использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

  КоАП  от 30 декабря 2001 г РФ впервые включает нормы, устанавливающие административную ответственность за:

  - проведение мелиоративных работ  с нарушением проекта проведения  мелиоративных работ (ст. 10.9);

  - повреждение мелиоративных систем (ст. 10.10). Содержание данного правонарушения предусматривает ответственность за:

  - нарушение правил эксплуатации  мелиоративной системы или отдельно  расположенного гидротехнического  сооружения;

  - повреждение мелиоративной системы,  а равно защитного лесного  насаждения;

  - сооружение и (или) эксплуатацию линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель12.

  Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение земельного законодательства в области мелиорации земель не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. А за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

  При длящемся административном правонарушении вышеназванные сроки начинают исчисляться  со дня обнаружения административного  правонарушения.

  Таким образом, административно-правовая охрана земель представляет собой установление и соблюдение норм и правил рационального их использования. Закрепленный в земельном законодательстве порядок использования земель преследует задачу обеспечить сохранение, восстановление и улучшение земельных ресурсов. В содержание правовой охраны земель включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращения их истощения, загрязнения, разрушения и т.д. Закрепленный порядок в Кодексе РФ об административных правонарушениях представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим и юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов земельного права на землю, а также к лицам, которые, не являясь правообладателями земельных участков, нарушили земельное законодательство. 

       2.4 Уголовная ответственность за за правонарушения в области охраны и использования земель. 

Информация о работе Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства