Земельная реформа и пути ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

В России земельный вопрос (он же крестьянский) всегда отличался особой остротой. И 400 лет назад, когда крестьянства лишили Юрьева дня, и в период столыпинских реформ (1906-1907гг), и тем более во времена Октябрьской революции. Острота его отличалась и в советское время.

Содержание

Введение
1. История реформирования земельного строя России
1.1. Крестьянская реформа 1861 г.
1.2. Столыпинские реформы земельного
правопорядка России
1.3. Земельное законодательство советского периода
2. Причины и особенности земельной реформы
2.1. Современная земельная реформа в
Российской Федерации
2.2. Принципы современной земельной реформы и
земельных правоотношений Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая земельное право.docx

— 65.85 Кб (Скачать)

    В законодательстве об отмене крепостного  права содержался ряд 
других правил, имевших целью сохранить власть помещиков над крестьянами. Им было разрешено требовать, чтобы крестьяне переносили свои усадьбы в другое место, требовать обмена крестьянских земель на свои земли, если это вызывалось интересами помещичьего хозяйства. 

    Положение от 19 февраля 1861 г. устанавливало, что  крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, в обязательном порядке объединяются в сельские общества. Как правило, сельское общество образовывалось путем объединения крестьян, принадлежащих одному помещику. Оно могло состоять из одного селения или из части большого селения, населенного крестьянами, принадлежащими разным помещикам. 

    Сельское  общество являлось поземельным союзом крестьян, связанных общностью землепользования (при общинном порядке землевладения) и в то же время административной единицей, выполняющей административные и полицейские функции. Все члены общества были связаны круговой порукой. Без согласия общества крестьянин не мог уйти на заработки вне своего места жительства.

    Надельная земля предоставлялась не каждому  лицу в отдельности, 
а крестьянскому двору, крестьянской семье в лице ее представителя - домохозяина. Он нес ответственность перед обществом за исправное отбывание повинностей. Без согласия домохозяина отдельные члены семьи не могли уйти на заработки, менять место жительства и т. п. Для надельного крестьянского землевладения было характерно наличие множества разрядов крестьянских хозяйств, отличавшихся друг от друга размерами надела, условиями выкупа, характером землевладения. На 
основе материалов земской статистики исследователи тех лет писали, 
что крестьяне делятся на следующие разряды: дарственники, собственники, полные собственники, государственные, государственные с общинным владением, государственные с четвертным владением, государственные из помещичьих, удельные, арендаторы казенных участков, безземельные, собственники бывшие помещичьи, на выкупной усадьбе, собственники бывшие удельные, поселяне-собственники, переселенцы, дарственные бывшие помещичьи, собственники бывшие 
государственные, вольноотпущенные, безоброчные, свободные хлебопашцы, временно-обязанные, бывшие фабричные и т.д., а затем еще крестьяне приписные, пришлые и пр. При такой «разноголосице» разрядов и правовых, состояний права крестьян-землепашцев и радетелей земли российской естественно, были трудноразличимы. Безземелье, и бесправие вело российского крестьянина к волнениям и требованию реформ.
 

    1.2. Столыпинские реформы земельного правопорядка России 

    Первая  земельная реформа в России не принесла экономического процветания крестьянам, получившим за выкупные платежи от 2,5 до 5,7 десятин среднедушевой надельной земли (они не соответствовали трудовым силам и потребностям земледельческого населения).

    Последовавшая в начале XX в. вторая реформа в сельском хозяйстве и землепользовании России стала называться по имени премьер-министра того времени П.А. Столыпина. Эта реформа, не затрагивая существенно-правового статуса помещичьих земель, имела своей целью внести коренные изменения в правовое положение личности и землевладения крестьянства. Так, Указом от 8 ноября 1905 г. были отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестьянам в ходе реформы 1861 г. В основе последующих указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г. и Закона от 14 июня 1910 г. лежала концепция замены общинного крестьянского землевладения и землепользования частной (подворной). Согласно указам выход крестьян из общины был поставлен вне зависимости от согласия общества. Каждому домохозяину предоставлялось право требовать закрепления за ним надела земли в частную собственность и выделения из общины даже в том случае, если размер этого надела превышал норму, причитающуюся на долю двора в данном сельском обществе на момент выдела.

    В тех земельных обществах, в которых  в течение 24 лет не было общих переделов, общинный порядок землевладения считался ликвидированным. За отдельными домохозяевами закреплялись в частную собственность находящиеся в их владении участки.

    Общество  обязывалось выделять землю выходящим  из общины крестьянам в одном месте (отруб). Крестьянам разрешалось перенести свои усадьбы и образовать хутор. Были установлены способы удостоверения права собственности крестьян на подворные участки и определен порядок их отчуждения. Был значительно ограничен принцип семейной собственности в крестьянском дворе. Собственником земли и имущества по указу становилась не семья в целом, а глава семьи - домохозяин.

    Значительное  место в столыпинской реформе  отводилось землеустройству. Законом о землеустройстве от 29 мая 1911 г. определялись способы раздела земельных обществ, порядок выдела земли при выходе из общины и преобразование различных форм владения землей при создании отрубов и хуторов. Царское правительство поощряло также переселение крестьян из европейских областей России в поисках свободных земель в Сибири и на Дальнем Востоке. Этот процесс происходил неодинаково в различных губерниях 
России. В районах с наибольшим расслоением крестьянства, где 
устанавливались высокие цены на землю, число крестьян, вышедших 
из общин, было значительно (до 40 процентов). В районах, где цены на 
землю были низкие, процент хозяйств, вышедших из общин, был 
незначительным (до 7 процентов). Всего до 1917 г. около 28 процентов 
крестьянских хозяйств перешло от общинного к подворному владению 
землей.  

    В период столыпинской реформы окончательно сложился земельный правопорядок Российской империи, который затем существовал до 1917 г. По правовому режиму земельный фонд России того периода включал: 

    - Государственные земли. К ним по закону относились земли, не принадлежащие никому в особенности, т.е. ни частным лицам, ни сословиям лиц, ни дворянскому ведомству, ни установлениям. Таковыми признавались казенные земли, пустопорожние и дикие поля, леса, морские берега, озера, судоходные реки и их берега. Если земли состояли в ведомстве казны, то они именовались также казенными.

    Земли, имевшие чисто стратегическое и  военное значение (занимаемые крепостями и другими сооружениями), не могли быть предметом товарного оборота, казенные земли могли предоставляться, в пользование частным лицам.

    Временным правительством в марте 1917 г. удельные и кабинетские земли были включены в состав государственных земель.

    -Монастырские  земли. Православному духовенству отводились лучшие земли в увеличенном размере. Одновременно архиерейским домам и монастырям не запрещалось приобретать в собственность всякого рода ненаселенные недвижимые имения как покупкой, так и через дар или завещания от частных лиц. Ограничения в праве собственности монастырей и архиерейских дворов были двух видов:

    а) запрет на владение или приобретение недвижимых имений;

    б) запрет на отчуждение в посторонние руки земельных угодий, отведенных казной.

    Правовой  режим церковных и монастырских земель и источники их образования почти не отличались друг от друга.

  • Майоратские земли. Этот вид землевладения возникал по инициативе царя, который своей властью жаловал имения отдельным, преданным ему, сановникам на праве майората (потомственного владения). Майоратское владение было не дробимым. Не могло отчуждаться, закладываться или иным путем уменьшаться. Имение в целом переходило только к старшему наследнику. С прекращением 
    наследников мужского пола майоратское имение возвращалось в казну. 
    Законом от 21 октября 1906 г. было разрешено владельцам майоратских 
    имений отчуждать крестьянам за деньги участки из состава этих имений.
  • Частновладельческие земли. До столыпинской реформы данное право принадлежало исключительно дворянам-помещикам. Лишь Указом от 9 ноября 1906 г. субъектом права собственности на надельную землю был признан и крестьянин.
  • Посессионные земли. Субъектами права собственности посессионных земель были владельцы посессионных заводов, имеющие пособие от казны или в людях, или в землях, или в лесах, или в рудниках.
  • Общественные земли. Правовой режим в законодательстве России этих земель не был разработан. В Своде законов Российской империи было дано лишь общее перечисление субъектов права собственности на общественные земли. Ими признавались, города и городские общества, дворянские общества, общества сельских обывателей, земства и земские учреждения.
 

    1.3. Земельное законодательство советского периода 

    Первым  законодательным актом советского государства стал Декрет 
Всероссийского съезда Советов от 26 октября (7 ноября) 1917 г. «О земле».

    Согласно  «Декрету о земле», земли, принадлежащие помещикам (а также принадлежащие им строения и сельскохозяйственный инвентарь), удельному ведомству (царской фамилии), церквям и монастырям, конфисковались, т.е. безвозмездно отчуждались, изымались у бывших собственников и без выкупа и компенсации передавались в пользование крестьянам.

    Земли рядовых крестьян и рядовых казаков  не изымались. Участки земли с высококультурным хозяйством, сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и  др. не подлежали разделу и передавались в исключительное пользование  государства или общин. В исключительное пользование были переданы конные заводы, казенные и частные племенные скотоводческие и другие хозяйства. На их базе создавались первые государственные хозяйства (совхозы), а также первые сельскохозяйственные коллективные объединения беднейших крестьян.

    С отменой частной собственности  на землю были ликвидированы все дореволюционные вещные права на землю. Сложившиеся до Октябрьской революции категории землевладения полностью были упразднены.

    В основу Декрета «О земле» был положен «Крестьянский наказ о земле». В ст. 1 Наказа было сказано, что « ...земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдана в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема». В соответствии с требованиями крестьян были установлены принципы землепользования: право пользования землей получили все граждане Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, наемный труд не допускался.

    Дальнейшее  развитие земельно-правовые принципы получили в Декрете «О социализации земли» от 19 февраля 1918 г. Он исходил, как и Декрет  «О земле», из того, что частная собственность на землю отменяется навсегда и что земля является общенародным достоянием и передается трудящимся на началах уравнительного землепользования.

    Декрет «О земле» действовал в течение шести лет, но его положения легли в дальнейшем в основу советского земельного законодательства. Так, были приняты Декрет СНК от 29 декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью», Декрет ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах», Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О недрах земли».

    С 1922 г. началась кодификация земельного законодательства, преследовавшая цель: «создать стройный, доступный пониманию каждого земледельца, свод законов о земле». Кодификация завершилась созданием Земельного кодекса РСФСР 1922 года. В его основных положениях подтверждалось, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы ведении она ни состояла, составляет собственность рабоче-крестьянского государства и образует единый государственный земельный фонд.

    Земельный кодекс 1922 г. подробно урегулировал трудовое землепользование крестьян-единоличников, так как единоличная форма землепользования была в тот период преобладающей. Одновременно была разрешена трудовая аренда земли и применение вспомогательного наемного труда в единоличных крестьянских хозяйствах.

    Одновременно  Земельный кодекс РСФСР предусматривал коллективные формы землепользования, различая три их формы: сельскохозяйственные коммуны, сельскохозяйственные артели и товарищества по совместной обработке земли. Определенное место в Земельном кодексе было уделено совхозам как государственным сельскохозяйственным предприятиям в сельском хозяйстве.

    Земельный кодекс 1922 г. был в подавляющей  части посвящен регулированию земельных отношений в сельском хозяйстве. Правовой режим других категорий земель регламентировался в самой общей форме.

    Первым  общесоюзным законом, определившим правовой режим всех категорий земель, стали Общие начала землепользования и землеустройства, утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 г. Они определили компетенцию Союза ССР и союзных республик по распоряжению государственным земельным фондом, которым стала вся земельная территория Союза ССР, ранее именовавшаяся в Декрете «О земле» всенародным достоянием. Общие начала землепользования и землеустройства определяли основные принципы и правила земельного правопорядка в РСФСР и других союзных республиках на протяжении сорока лет. В 1968 г, им на смену были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. Они отразили все изменения в правовом режиме отдельных категорий земель, первоначально, как правило, излагавшихся во многих подзаконных правовых актах (чаще всего в совместных постановлениях Совета Министров и ЦК, ВКП(б), либо в Примерном уставе сельскохозяйственной артели, Положении о землях, предоставленных транспорту и др.).

    На  протяжении всех лет советского периода  земельный правопорядок постоянно реформировался. В основе реформ земельного строя лежала идея преимуществ крупного социалистического земледелия, создания в сельском хозяйстве крупных, совхозов и колхозов на базе государственной или кооперативной формы собственности на средства производства и праве постоянного (бессрочного) пользования землями сельскохозяйственного назначения. Последующие реформы 1953 г., 1965 г., принятие Продовольственной программы 1982 г. и внедрение методов внутрихозяйственного, арендного и семейного подрядов на селе не дало ожидаемого результата. Нужны были более радикальные изменения в правилах пользования и владения землями в Российской Федерации. И они были проведены в последнем десятилетии ушедшего столетия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Земельная реформа и пути ее развития