Земельная реформа в РБ. Основные положения земельной реформы 1991 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 07:39, реферат

Описание работы

Составной частью проводимой в Республике Беларусь экономической реформы является земельная реформа, начало которой положено Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь .
Основная задача земельной реформы состоит в коренном преобразовании земельных отношений с целью формирования земельного рынка, многоукладной экономики в аграрном секторе, создания экономического механизма развития сельских и городских поселений, а также условий равноправного развития различных форм хозяйствования на земле.

Работа содержит 1 файл

Реферат по Земельному праву.docx

— 34.11 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

___________________

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

___________________ 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

“БЕЛОРУССКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ” 

                                         Факультет бизнеса  и права

Кафедра Права

 

РЕФЕРАТ

По  дисциплине

“Земельное право Республики Беларусь ”

на  тему: «Земельная реформа в РБ. Основные положения земельной реформы 1991 г »

                                               

                                                              

 

                                                                  

 
 

                                                                      Руководитель: Довидович А.Л.

                                                                      Выполнил: студент 3 к. 2 гр.

                                                                      Факультета бизнеса и права

                                              Аннамурадова Дж.С.

 
 
 
 

Горки 2010 г.

 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

     Составной частью проводимой в Республике Беларусь экономической реформы является земельная реформа, начало которой  положено Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь .

     Основная  задача земельной реформы состоит  в коренном преобразовании земельных  отношений с целью формирования земельного рынка, многоукладной экономики  в аграрном секторе, создания экономического механизма развития сельских и городских  поселений, а также условий равноправного  развития различных форм хозяйствования на земле.

     Решение этой задачи невозможно без создания единой, надежной и достоверной информационной системы о правовом положении, природном  состоянии и хозяйственном использовании  земель — государственного земельного кадастра Республики Беларусь. Он предназначен для рационального и эффективного управления земельными ресурсами, увеличения их стоимости, планирования хозяйственной  деятельности субъектов земельных  отношений и защиты их прав, проведения землеустройства, оценки земель, государственного контроля за использованием и охраной  земель, привлечения в бюджет республики дополнительных денежных средств.

     Основная  функция регистрации прав заключается  в создании единой, надежной и достоверной  системы о правах на земельные  участки на всей территории республики, необходимой для рационального  и эффективного управления земельными ресурсами, увеличения их стоимости, создания рынка недвижимости, привлечения  в бюджет республики дополнительных денежных средств.

     Надлежащим  образом зарегистрированные права  охраняются государством. Согласно Конституции Республики Беларусь государство гарантирует права и свободы, закрепленные в ее законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

     Необходимо  помнить и то, что государственная  регистрация прав на земельные участки  и расположенное на нем другое недвижимое имущество осуществляется после того, как земельный участок  стал предметом государственного кадастрового учета. В свою очередь, государственный  кадастровый учет земельных участков обеспечивается единой системой  ведения  государственного земельного кадастра (раздел 12 Кодекса о земле) .

    

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Земельная реформа в Республике Беларусь (1991-2007 гг.)

Основные  положения земельной  реформы 1991 г.

 

  Начиная с 1990 г. в Республике Беларусь стал осуществляться постепенный переход от социалистических земельных отношений, в основе которых лежала исключительная собственность государства на землю, к земельному строю, диктуемому задачами формирования институтов рыночной экономики. С принятием в 1990 г. Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле , а также законов «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. и «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г. было положено начало земельных реформ в бывшем СССР и всех союзных республиках.

     В отличие от прежних Основ земельного законодательства новый Основной земельный Закон СССР закрепил землю в качестве народного достояния; уточнил состав единого государственного земельного фонда; наряду с правовым титулом хозяйственного использования земли — правом землепользования — предусмотрел титул землевладения; установил возможность аренды земель; урегулировал ряд иных земельных отношений.

     Кроме того, в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик  о земле 1990 г. не предусматривалась частная собственность на землю, но содержались новые дефиниции земельного правопорядка относительно институтов землевладения, передачи земли по наследству, аренды земли, платности за землю.

     На  базе этих Основ в Белорусской  ССР принимаются новый Кодекс о земле , вступивший в силу 1 января 1991 г., а затем законы «Об аренде» , «О собственности» и иные нормативные правовые акты, т. е. была предпринята попытка реализации концепции плюрализма форм хозяйствования на селе.

     Кодекс  Белорусской ССР о земле 1990 г. впервые за годы Советской власти предусмотрел создание частных индивидуальных хозяйств вне коллективных сельскохозяйственных предприятий (колхозов и совхозов). Такие хозяйства стали называться преимущественно крестьянскими (фермерскими) в отличие от приусадебных участков работников коллективных хозяйств. Одновременно Кодекс предоставил право выхода колхозников и рабочих совхозов с паем земли с целью создания крестьянского хозяйства.

     Кроме того, Кодекс заложил правовую базу для внутреннего реформирования коллективных сельскохозяйственных предприятий, предусмотрев создание в них автономных производственных кооперативов.

     Вместе  с тем Кодекс не предусматривал частной  собственности на сельскохозяйственные угодья. В частной собственности могли находиться лишь земли на приусадебных участках, а земли, предназначенные для товарного производства, оставались в государственной собственности. Одновременно была предусмотрена реорганизация колхозов и совхозов в рыночные структуры хозяйствования — акционерные общества, товарищества, кооперативы и т. д. Реорганизующиеся хозяйства получили право распределять свои неземельные активы среди акционеров — членов новых аграрных формирований. Вместе с тем в процессе реализации установлений указанных нормативных актов возникла необходимость в глубинных преобразованиях как в агропромышленном комплексе страны в целом, так и в земельных правоотношениях, которые бы на деле обеспечили реальный переход к рыночным отношениям и способствовали созданию эффективного, конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны.

Постановление Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 21.01.1992 г 1435-XII "о ходе осуществления земельной реформы в Республике Беларусь" отмечает, что   в республике  проведена определенная  работа  по  реализации положений Кодекса Республики  Беларусь о земле, Постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 18 февраля 1991  года  "О проведении земельной реформы в республике".  При местных Советах народных  депутатов   созданы комиссии  по координации работ по проведению земельной реформы. Сформирован специальный фонд земельного запаса местных Советов народных депутатов общей площадью  352,6  тыс. гектаров.  Для ведения личного подсобного  хозяйства гражданам в прошлом году дополнительно выделено 153,2 тыс. гектаров земельных угодий,  из них 143,6 тыс. гектаров пахотных земель, организовано 693 крестьянских (фермерских)  хозяйства, которым предоставлено 14 тыс. гектаров земли. На 18,8 тыс. гектаров расширились площади, занимаемые коллективными садами и огородами граждан. Завершается работа по определению границ  сельских  населенных  пунктов и передаче  их в ведение соответствующих Советов народных депутатов.

    Вместе  с  тем  местные   Советы  народных  депутатов,  их  исполнительные  и распорядительные   органы   проводят   недостаточную   работу   по формированию специального  фонда земельного запаса для  наделения земельными участками  граждан, предприятий, организаций  и учреждений. В ряде мест в  специальный фонд земельного  запаса  для  предоставления  участков гражданам включены  преимущественно  земли, требующие  больших капитальных  затрат  и  времени  на их улучшение.  Удельный вес пашни в общей  площади специального фонда в  целом по  республике  составляет 37,1 процента,  а  в  Брестской   области-  19,  Витебской  - 35 процентов.  На  местах недооценивается   социальная  значимость решения  проблемы  обеспечения  населения  крупных городов и промышленных  центров  земельными  участками   для  организации

коллективного    садоводства   и   огородничества,   индивидуального   жилищного строительства. В городе Минске более 20 тыс. жителей  стоят в списках очередности  на получение земельных  участков,  Гродно  -  17 тыс. человек, Могилеве - 5 тыс. человек, Барановичах - 3 тыс. человек и Пинске - 2,5 тыс. человек.

  Начало  новому этапу реформирования земельных  отношений в Беларуси положило постановление Верховного Совета Белорусской ССР от 18 февраля 1991 г. «О проведении земельной реформы в республике». Земельная реформа стала составной частью экономической реформы, осуществляемой в Беларуси в связи с переходом экономики на рыночные рельсы. Политической предпосылкой проведения земельной реформы явилась Декларация Верховного Совета от 27 июля 1990 г «О государственном суверенитете Республики Беларусь», в которой впервые было установлено право государственной собственности Беларуси на свои природные ресурсы, в том числе и на землю .

     Организационно-правовое осуществление земельной реформы  было возложено на областные, районные, городские, поселковые и сельские Советы народных депутатов, Комитет по земельной реформе и землеустройству при Совете Министров БССР, который должен был взаимодействовать с Государственным комитетом БССР по сельскому хозяйству и продовольствию, Министерством лесного хозяйства, другими заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами республики. На Комитет по земельной реформе и землеустройству при Совете Министров БССР были возложены землеустроительная, организационная, контрольная и консультативная функции. Для правового обеспечения земельной реформы и координации работ по ее проведению, решения других земельных вопросов местным Советам народных депутатов было рекомендовано создать комиссии из числа депутатов, землеустроителей и других специалистов, а также представителей общественности. Практическое осуществление землеустроительных работ обеспечивалось Республиканским проектным институтом по землеустройству «Белгипрозем» и его филиалами. Первоочередные мероприятия включали инвентаризацию земель колхозов, совхозов, предприятий, организаций, учреждений независимо от их ведомственной принадлежности с целью создания специального фонда земельного запаса местных Советов народных депутатов для наделения земельными участками юридических и физических лиц.

При проведении реформы местным Советам народных депутатов предписывалось;

— организовать регистрацию граждан, желающих создать  крестьянское (фермерское) хозяйство, расширить личное подсобное хозяйство, заниматься индивидуальным садоводством, получить в пользование земельные  участки для огородничества, сенокошения  и выпаса скота, а также учет и  анализ ходатайств предприятий, учреждений и организаций о выделении  им земель для ведения подсобного сельского хозяйства, коллективного  садоводства и огородничества;

на основе материалов инвентаризации земель сформировать на территории каждого сельского (поселкового) Совета народных депутатов специальный фонд земельного запаса за счет нерационально используемых угодий, земель, используемых не по целевому назначению или с нарушением установленных требований, а также за счет сельскохозяйственных угодий, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли, земель лесного фонда, не покрытых лесом либо занятых малоценными лесными породами и пригодных по почвенным и другим условиям для использования в качестве сельскохозяйственных угодий, других земель сельскохозяйственного назначения. В первоочередном порядке изыскать и выделить уже весной 1991 г. необходимое количество земель для удовлетворения неотложных потребностей населения;

Информация о работе Земельная реформа в РБ. Основные положения земельной реформы 1991 г