Земельные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 18:14, реферат

Описание работы

Экономика представляет собой сложную систему рационального и эффективного использования производственных ресурсов в целях удовлетворения растущих потребностей населения. Это сфера постоянного возобновления хозяйственной деятельности людей по созданию материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение разнообразных потребностей. Ведущее место в системе регулирования экономики государства, создания благоприятной финансовой среды для быстрого развития рыночного отношения, обеспечения макроэкономического равновесия в экономике с уверенностью можно предписать бюджету. Он является неотъемлемой частью рыночного отношения и одновременно важным инструментом реализации государственной политики.

Работа содержит 1 файл

1 глава.doc

— 53.50 Кб (Скачать)


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА ГОРОДА

1.1    Бюджет города. Понятие

Экономика представляет собой сложную систему рационального и эффективного использования производственных ресурсов в целях удовлетворения растущих потребностей населения. Это сфера постоянного возобновления хозяйственной деятельности людей по созданию материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение разнообразных потребностей. Ведущее место в системе регулирования экономики государства, создания благоприятной финансовой среды для быстрого развития рыночного отношения, обеспечения макроэкономического равновесия в экономике с уверенностью можно предписать бюджету. Он является неотъемлемой частью рыночного отношения и одновременно важным инструментом реализации государственной политики.

Экономическим механизмом обеспечения постоянного развития региона, прежде всего, является развитие производственного потенциала, а также эффективное пополнение бюджета. В свою очередь, развитие региона, следствием чего является увеличение его доходной части бюджета, не может быть обеспечено без экономического развития его составляющих - городов. Сегодня на практике применяют не все возможные варианты экономического развития региона в зависимости от наличия и возможностей наращивания всех видов ресурсов, от состояния политической и социально-экономической ситуации в обществе, а также от уровня эффективности общегосударственной, социальной и экономической политики.

Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.

Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

- формирование денежных фондов, являющихся финансовым, обеспечением деятельности местных органов власти;

- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

Местные налоги и сборы:

-земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- налог на рекламу;

- налог на наследство или дарение;

- местные лицензионные сборы.

В свою очередь земельный налог включает:

- земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

- земельный налог и арендную плату за земли несельскохозяйственного назначения;

- доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;

- возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:

- доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной

собственности;

- доходы от продажи земли;

- доходы от продажи квартир гражданам.

 

1.2    Земельный налог как важнейший источник формирования бюджета города

На протяжении всей истории обложение земли играло основополагающую роль в податных системах, земля была главным источником богатства. Земельный налог явился первой формой прямого реального обложения, первоначально носившей чрезвычайный характер, но вскоре земельный налог начал взиматься на постоянной и регулярной основе.

 

Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов.

Уровень жизни населения, проживающего в пределах территории муниципального образования, во многом зависит от эффективности получения органами местного самоуправления собственных доходов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести без ущерба для себя на удовлетворение нужд своих жителей.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является одним из двух видов налогов, 100% поступлений от которого направляются в местный бюджет (вторым подобным налогом является налог на имущество физических лиц).

Земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 387 главы 31 «Земельный налог» НК РФ, в каждом городе Свердловской области (или любой другой области РФ) ставки земельного налога различны и установлены соответствующими решениями представительными органами городов.

Налоговая база напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка и устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки земли. К тому же в каждом городе области, ставки налога на землю различны. Вследствие этого с одинаковой площади земельных участков будут взиматься разные суммы земельного налога.

Факторов влияющих на определение налога в данной местности достаточно много это и:

- регион, где находится данный участок земли

- предоставление органами местного самоуправления льгот на землю

- формирование ставок налога в регионе, где находится участок

- цели, для которых эта земля используется и т.д.

Основные цели введения платы за землю: стимулирование рационального использования земель, повышения плодородия почв; выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества; обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах; формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий; освоение и охрана земель.

 

1.3    Особенности управления земельными ресурсами города в процессе формирования бюджета

Земельные ресурсы города являются многофункциональным ресурсом, являясь источником средств, запасов и возможностей функционирования и выступая условием и базовым фактором, обеспечивающим связанность всех процессов, явлений, подсистем города. Степень эффективности использования земельных ресурсов в крупных городах является важным слагаемым общественной жизни, в зависимости от которого общество может продвигаться по пути экономического и социального прогресса. Таким образом, эффективное использование земельных ресурсов является задачей управления городом.

Система городского землепользования характеризуется наличием ряда активных субъектов, имеющих определенные интересы в сфере использования земельных ресурсов, которые совпадают или не совпадают не только между собой, но и с интересами (целями) самого города. Данная ситуация определяет необходимость системного подхода к согласованию целей и интересов отдельных субъектов, к регулированию городского землепользования, что будет способствовать рациональному использованию городских ресурсов, способствовать развитию градостроительной деятельности и формированию территориального и пространственного развития города.

Рациональное использование земельных ресурсов города- важнейшая не только землеустроительная, но и градостроительная задача.

Механизм взаимодействия землепользования деятельности в городах предполагает реализацию полного набора функций управления землепользованием и градостроительством.

Эффективное управление земельными ресурсами возможно при слаженной работе пяти действий:

1. Геодезия.

2. Землеустройство.

3. Право.

4. Экономика.

5. Градостроительство.

При грамотном принятии управленческого решения в сфере использования земельного участка или при перераспределении земельного фонда необходимо проведение анализа по всем компонентам с целью использования их как инструментов управления.

Важным и необходимым мероприятием управления земельными ресурсами является мониторинг состояния земель. В настоящее время активно ведется сбор данных о состоянии земель, представляя собой мониторинг, но отсутствует прогнозирование в сфере использования земельных ресурсов, как следствие несогласованность правовой компоненты с остальными компонентами.

Таким образом, необходимо установление механизма мониторинга за состоянием земель при обязательном учете геологического, социологического, экономического состояния.

Соответственно, управление земельными ресурсами в городах приобретает ряд особенностей в силу того, что города обладают более полными данными по использованию своих земельных ресурсов.

В городах более активное экономическое использование земель, и поэтому необходима постоянная модернизация организационно-экономического механизма управления земельными ресурсами.

В процессе длительной мировой истории городской цивилизации сложилась особая группа земель населенных пунктов – городские земли, формирующиеся под воздействием всего многообразия факторов городской среды.

В соответствии с действующим земельным законодательством, в правовом отношении под городскими землями (землями городов) следует понимать часть земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов и находящихся в пределах границ городских округов. Таким образом, объектом оценки состояния, мониторинга и охраны городских земель являются все земли, расположенные в границах города и составляющие городской земельный фонд. Городские земли, как и земли в широком смысле понятия, следует рассматривать, в соответствии с современными представлениями, как основу жизни и деятельности населения города с трех позиций:

- как природный (природно-антропогенный) объект, важнейший компонент окружающей среды;

- как природный (природно-антропогенный) ресурс, используемый для размещения;

- населения и осуществления его хозяйственной и иной деятельности;

- как объект земельно-имущественных отношений, компонент недвижимого имущества, являющийся объектом имущественного (вещного) права.

С позиций землеведения справедливо следующее определение:

Городские земли - важнейшая часть городской среды, верхняя часть земной коры, характеризующаяся пространством и рядом других важных компонентов (рельефом, климатом, почвами, растительностью, недрами, водами, строениями, сооружениями и коммуникациями), отграниченная от прочих земель и являющаяся базисом для проживания, труда и отдыха населения и для размещения и функционирования производственных и иных предприятий, организаций и учреждений.

В городе земля богата «улучшениями», т.е. разнообразными дополнительными объектами градостроительства, располагаемыми на земле и тесно с ней связанными. В силу этого, в терминологии современного российского законодательства об окружающей среде, городские земли, учитывая степень их измененности в результате хозяйственной и иной деятельности человека и высокое рекреационное и защитное значение, следует относить к классическим природно-антропогенным объектам.

Существенно, что в условиях города земля как природный ресурс является не столько средством производства, сколько пространственно-операционным базисом для проживания населения и размещения разнообразных городских объектов (жилого, промышленного, культурно-бытового и иного назначения) с вытекающими из этого последствиями. Городская земля как ресурс терминологически близка к понятию «территории», однако обладает признаками трехмерного природного тела. Объективные условия городской среды приводят к тому, что земли городов приобретают специфические особенности по сравнению с землями в широком смысле. К главным особенностям относятся следующие:

- многообразие целей использования (полифункциональность);

- малый размер городских землепользований (от гектаров до отдельных квадратных метров);

- высокая пространственная концентрация объектов недвижимости (материальных «улучшений») на единицу площади земель;

- повышенное значение подземного пространства, его высокая наполненность строительными сооружениями и инженерно-техническими коммуникациями;

- высокая степень техногенного, антропогенного воздействия на земли всех видов функционального назначения;

Информация о работе Земельные ресурсы