Землеустройство как механизм перераспределения земель и организации их использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 13:54, доклад

Описание работы

Рассматривая задачи и содержание организации использования земельных ресурсов, можно сделать следующие выводы:

1. Проблема рационального, полного и эффективного использования земли широка и многогранна, ее решение требует комплексного, системного подхода.

2. В основу решения проблемы заложены принципы охраны земельных ресурсов, а также гарантии прав собственности и устойчивости землепользования как объекта хозяйствования.

3. Организация использования земли выражается в ее перераспределении по целевому назначению, формам собственности и хозяйствования.

4. Перераспределение земель является неизбежным и целесообразным явлением в условиях социально-экономического развития.

Работа содержит 1 файл

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО РЕФЕРАТ.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Во-первых, землеустройство есть система государственных мероприятий. Оно выступает в качестве механизма регулирования земельных отношений в соответствии с земельным законодательством и выполняет решения компетентных

государственных органов по распоряжению землями. Реализация прав на землю осуществляется только на основе землеустройства.

Во-вторых, землеустройство является механизмом перераспределения земель между отраслями и сферами деятельности, а также механизмом формирования землевладений и землепользовании предприятий и граждан. Посредством землеустройства устанавливаются границы, производится предоставление и изъятие земельных участков.

В-третьих, землеустройство — это система мероприятий, направленных на организацию рационального, полного и эффективного использования земельных ресурсов. Оно организует государственный контроль за использованием и охрану земель независимо от формы собственности и хозяйствования.

В-четвертых, землеустройство — это система прогнозирования и планирования использования земельных ресурсов.

В-пятых, землеустройство — это комплексное мероприятие по организационно-хозяйственному обустройству сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающее рациональную систему земледелия. Основываясь на данных землеустроительной науки и практики и исходя из функционального назначения, можно дать следующее определение землеустройства.

Землеустройство — это система  государственных  мероприятий по перераспределению земельных ресурсов, формированию землевладений, землепользовании и территориальному обустройству сельскохозяйственных предприятий в целях организации рационального использования и охраны земли.

Являясь по своей сути социально-экономическим  процессом, землеустройство проводится в единой системе с правовыми и техническими действиями, при этом разрабатываются различные экономические, экологические, правовые и другие вопросы, относящиеся к организации использования земли и рациональной организации территории. 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ,

ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ И ТЕХНИКА

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА 

Землеустройство, как и всякое действие, выражается определенным результатом. Внешним результатом землеустроительного действия являются: а) цравовое обоснование землепользования; б) границы землепользования; в) режим (характер и порядок) использования земельного участка.

В силу этого землеустройство  обычно воспринимается как техническое мероприятие по закреплению на местности определенных прав владения и пользования землей.

Следует подчеркнуть: техническая и правовая стороны землеустройства очень важны, хотя отражают лишь внешние его проявления. Сущность землеустройства определяется его экономическим содержанием.

Углубление  экономического содержания землеустройства наиболее характерно проявляется в развитии новых форм организации территории на многоукладной основе. Конкуренция землепользователей, претендующих на тот или иной участок земли, предполагает повышение экономической эффективности. На передний план землеустроительного решения объективно выдвигаются показатели результативности и эффективности, которые находят выражение в относительном сокращении единовременных и текущих затрат, увеличении производства продукции с единицы площади.

Экономическая сущность землеустройства  связана с улучшением использования территории в целом с непосредственным влиянием на социально-бытовые и экологические условия. Реформирование земельных отношений приводит к коренному изменению трех основных звеньев: расселения, размещения производственных предприятий и самой организационно-хозяйственной структуры. Особенно заметно это проявляется в сельском хозяйстве. Очевидно, что насущные вопросы расселения и занятости населения сельской местности не могут быть решены без рационального землеустройства. Организация территории как следствие землеустройства должна соответствовать потребностям и формам организации

производства. С этой целью земельным  участкам и отдельным землепользованиям придаются определенные размеры и конфигурация, определяются состав и площади

угодий, обеспечивающие высокую  эффективность производства. При этом технические и организационно-правовые факторы (границы, площади, права и обязанности) подчиняются экономическим требованиям. С решением экономических и социальных задач тесно связаны экологические проблемы, также решаемые на основе землеустройства. Рассматривая землеустройство в едином комплексе природоохранной системы, следует выделить два аспекта: технологический и территориальный. В технологическом отношении землеустройство, определяя характер и порядок использования земель, способно

предотвратить экологические нарушения  на данной территории.

Нерациональное  использование земельного участка в технологическом отношении, напротив, ведет к нарушению экологического равновесия и нанесению ущерба

земле и другим природным  ресурсам. Например, неправильное использование земли может привести к снижению почвенного плодородия, эрозии почв, загрязнению

водоемов, уничтожению растительности и животного мира.__ Территориальный аспект проблемы заключается в том, что в процессе землеустройства размещаются и устанавливаются границы территорий природоохранного и защитного назначения, имеющие особый режим использования.

То  есть обосновывается целесообразное размещение как предприятий, нарушающих экологическое равновесие, так и объектов охраны окружающей среды.

Существенная  сторона землеустройства  заключается в том, что оно всегда имеет правовое содержание. Это выражается в отнесении земельного участка к определенной категории, установлении целей, задач и режима землепользования,

определении прав и обязанностей землевладельца, землепользователя (или арендатора), установлении ограничений и обременении (сервитутов). В определенном законом порядке оформляется землеустроительная документация и осуществляется землеустроительный процесс, то есть порядок проведения землеустройства и его регламентация.

Правовой  основой землеустройства является Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс, федеральные законы, законы субъектов Федерации, подзаконные

нормативные акты, ведомственные  положения, инструкции, методические и технические указания.

Конституция декларирует общий характер земельных отношений: виды и формы собственности на землю, права и обязанности граждан, порядок распоряжения земельными ресурсами и другие фундаментальные основы земельного строя.

Земельный кодекс — это систематизированный  свод норм земельного законодательства, регулирующий земельные отношения в целом. Земельным кодексом определяется официальное понятие землеустройства и его содержание,

устанавливаются землеустроительные действия, дается общая регламентация землеустроительного процесса. Помимо Земельного кодекса прямое отношение к землеустройству имеют нормы Гражданского, Лесного и ряда других кодексов Российской Федерации.

Среди законов — нормативных  актов, принятых Законодательным собранием, особое значение для осуществления землеустроительных мероприятий имеют законы «О земельном кадастре» (2000) и «О землеустройстве» (2001). Закон «О земельном кадастре», регулируя систему регистрации землепользовании, учета и оценки земель, также непосредственно относится к землеустройству в той его части, которая направлена на осуществление земельного кадастра. Закон «О землеустройстве» определяет основные понятия, задачи и содержание мероприятий,

обязательность  и основания проведения землеустройства, условия государственного регулирования, контроля и экспертизы землеустроительной документации, а также другие важнейшие положения.

Все подзаконные нормативные  акты должны соответствовать действующим законам. К подзаконным актам относятся: указы Президента Российской Федерации, постановления правительства, распоряжения министерств и ведомств,

приказы, инструкции, методические и технические указания, а также распоряжения местных органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В отличие от законов, устанавливающих  общие нормы для всей территории Российской Федерации, подзаконные акты могут иметь временный характер, ограниченность действия на определенной территории или в рамках какого-либо ведомства. Они касаются в основном конкретных землеустроительных мероприятий. Среди подзаконных актов особое место занимают инструктивные

материалы: инструкции, методические рекомендации и др. Инструкция — это руководящие указания, свод правил, устанавливающих порядок и способ выполнения какой-либо работы. Методические указания и технические рекомендации разрабатываются на основе инструкции в целях оказания методической помощи исполнителям работы, обеспечения единообразия ее результатов по форме и содержанию. Инструктивные материалы издаются руководящими организациями в центре и на местах: министерствами, ведомствами, управлениями и др.

Таким образом, правовое содержание землеустроительные действия приобретают в силу того, что производятся во исполнение законов, инструкций и указаний компетентных государственных органов.

  Землеустройство проводится в обязательном порядке, если изменились границы землепользования, вновь предоставлен или изъят земельный участок, проводится перераспределение земель в границах сельскохозяйственного предприятия или же

существенно изменяется режим  использования части  предоставленных земель. Также обязательно проведение землеустройства, если выявлены нарушения земель, заметно проявляются процессы эрозии, подтопления, заболачивания и другие негативные процессы.

В соответствии с законом, основаниями для  проведения землеустройства являются решения федеральных или местных органов власти, договоры о проведении работ с

землевладельцами  и землепользователями, а также судебные решения. Независимо от этого, утвержденные в установленном порядке землеустроительные решения являются обязательными для всех организаций и граждан (независимо от формы собственности на землю).

Техническое обеспечение процесса землеустройства  составляет одну из важнейших его сторон и выражается в следующем:

1. Изготовление планово-картографических  материалов как основы изучения земельных ресурсов, инвентаризации земель, разработки проектов и схем землеустройства.

2. Проведение землеустроительных, почвенных, почвенно-эрозионных, геоботанических, мелиоративных, водохозяйственных, дорожных и других обследований и изысканий для целей землеустройства.

3. Использование технических  приемов и методов  землеустроительного проектирования и обоснования проектных решений, включая экономико-математические модели и средства автоматизации.

4. Топографо-геодезические  методы и средства  перенесения в натуру проектов землеустройства, установления границ землепользований и земельных участков на местности.

5. Технические средства  изготовления землеустроительной документации.

Землеустройство как техническое  мероприятие требует высокоточных действий, отображаемых на плакатах и на местности. Оно не только формирует систему землепользования, но и создает основу для ведения земельного кадастра, то есть регистрации землевладений и землепользовании, количественного и качественного учета и оценки земель. Поэтому от технической оснащенности землеустройства,

его точности и оперативности  действий зависит достоверность государственного банка данных о земле и землепользовании.

Землеустроительные  технические действия изучаются в специальной дисциплине «Геодезические работы при землеустройстве».

Информация о работе Землеустройство как механизм перераспределения земель и организации их использования