Земли запаса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:31, реферат

Описание работы

Рассмотрим сначала статью 103 Земельного Кодекса РФ…
1. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК.
2. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Работа содержит 1 файл

Реферат - Земли запаса.docx

— 18.00 Кб (Скачать)

Земли запаса.

Рассмотрим  сначала статью 103 Земельного Кодекса  РФ… 
1. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК.  
2. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию. 
К этим землям относятся также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено по основаниям, предусмотренным действующим земельным законодательством (добровольный отказ от ЗУ; истечение срока, на который был предоставлен ЗУ; смерть землевладельца, арендатора и др.). Как предусмотрено Указом Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю», если собственник земельной доли в течение 3лет не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решение об использовании земельной доли, то эти невостребованные земельные доли остаются в пользовании сельскохозяйственной организации еще на 3 года. В случае отказа сельскохозяйственной коммерческой организации от использования невостребованных земельных долей они временно переходят в категорию земель запаса. Данная категория земель довольно обширна и уступает по площади лишь землям сельскохозяйственного назначения и государственного лесного фонда. Она является источником пополнения иных категорий земель, в т.ч и сельскохозяйственного назначения. Вовлечение этих земель в хозяйственный оборот осуществляется в порядке, предусмотренным земельным законодательством.

Из статьи можно вывести  следующее определение…..

Земли Запаса - земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также земли, право собственности, владения и пользованиями которыми прекращено ввиду их использования не по целевому назначению, неэффективного использования и т.п. Земли Запаса в основном не освоены, т.е. не включены в интенсивную хозяйственную эксплуатацию. Общая доля Земли Запаса в составе земель РФ - 5,5%, а общая территория - 100,6 млн. га. Целевое предназначение Земли Запаса не определено. Они служат резервом для расширения, пополнения других категорий земель и удовлетворяют различные нужды сельскохозяйственных предприятий,нередко используются для целей отгонного, пастбищного животноводства. В тех случаях, когда Земли Запаса закрепляются в срочное или постоянное пользование каких-либо предприятий,организаций, они переводятся из Земли Запаса в другие категории. Земли Запаса находятся в ведение местных органов самоуправления. На них проводятся необходимые землеустроительные работы:выявляются новые территории для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного освоения, отводятся участки в натуре, проводятся топографо-геодези-ческие, почвенные, геоботанические и другие обследования.Основное место расположения Земли Запаса - территории Сибири, Дальнего Востока, районы Крайнего Севера.

Такое понятие дает нам  основание подразделять земли запаса прежде всего на государственные и муниципальные, а государственные земли запаса, в свою очередь, можно подразделять на земли федерального запаса и земли запаса субъектов Федерации. Такое подразделение объясняется фактом реального существования земель запаса на территориях, находящихся в ведении Российской Федерации, ее субъектов и даже на поселенческих территориях, отнесенных к ведению муниципальных образований.

Понятие земель запаса, сформулированное в ст. 103 ЗК РФ, содержит двусмысленную  оговорку: "за исключением земель фонда перераспределения, формируемого в соответствии со статей 80 настоящего Кодекса". И становится не вполне ясным, откуда исключается фонд перераспределения, из земель запаса или из земель, не предоставленных  гражданам и юридическим лицам.

Регулирование фонда перераспределения  в самостоятельной статье ЗК РФ и  исчерпывающий перечень оснований  для его формирования только из земель сельскохозяйственного назначения свидетельствуют о самостоятельности  фонда перераспределения земель как правовой категории, которую  не следует отождествлять с землями  запаса. Этот фонд имеет самостоятельный  правовой режим, определяющий, в частности, правила его использования.

В отличие от фонда перераспределения, который может использоваться только для ведения сельскохозяйственного  производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных  и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст. 78 ЗК РФ), использование  земель запаса допускается после  перевода их в другую категорию.

Значительное количество земель запаса сосредоточено в отдаленных, малоосвоенных районах Российской Федерации (на Дальнем Востоке, в  Сибири и др.). Кроме того, земли  запаса имеются также во всех районах  европейской части России. Они  могут переводиться во все предусмотренные  земельным законодательством категории  для использования в целях  развития разных отраслей экономики  и предоставляться гражданам  и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством.

Как правило, земли запаса - это территории земельной поверхности, в силу каких-либо обстоятельств  не использующиеся в хозяйственной  деятельности. Нахождение в запасе - это "время ожидания своего часа", которое наступит, когда обществу для его многоцелевых нужд станут необходимы свободные земли. Территориальное  размещение земель запаса является переменной категорией. Площадь земель запаса в силу различных оснований периодически уменьшается либо иногда возрастает.

Будучи временно не востребованными  для хозяйственной деятельности либо гражданского оборота, земли запаса не могут считаться ничейными, бросовыми  либо бесхозяйными. У них имеется  собственник - российское государство  в целом либо отдельный субъект  Федерации или муниципальное  образование. Это означает, что данные земли граждане и юридические лица не могут занимать без надлежащих правовых оснований, то есть самоуправно.

Между тем на практике земли  запаса нередко используются временно, случайными пользователями, например, гражданами, проживающими на соответствующей  территории. Местные органы власти мирятся с этим, поскольку земельные  участки не используются под капитальные  сооружения. Огороды же, которые  на них традиционно располагаются, не создают у местных органов  каких-либо хозяйственных проблем. Если земельный участок потребуется  для государственных или муниципальных  нужд, то он занимается без возмещения затрат нелегальным пользователям.

Фактическое занятие и  использование земель по законодательству признаются административным правонарушением  и не могут рассматриваться как  основание для правообладания земельным участком. Нарушители, помимо привлечения к установленным видам юридической ответственности, не приобретают право на возмещение затрат, произведенных в результате самовольного использования земель запаса (п. 2 ст. 76 ЗК РФ).

Земли запаса, являясь государственной  или муниципальной собственностью, подлежат государственному земельному учету. Сведения о них заносятся  в кадастровую документацию. С  заявлением об их учете должны обращаться государственные или муниципальные  органы, в введении которых находятся названные земли.

Не могут считаться  землями запаса участки, собственники или законные пользователи которых  оставили их без надзора и использования, продолжая являться законными правообладателями  по земельно-кадастровой документации. Лишь после того, как в названную  документацию будут внесены соответствующие  изменения об отказе от земельного участка, он может быть зачислен в  состав земель запаса.

Земли запаса, как временно не используемые для хозяйственной  деятельности участки, по этому признаку сходны с землями, исключенными из хозяйственного оборота в целях их консервации. Но этим их сходство исчерпывается.

Консервация земель, или  их временное исключение из хозяйственного оборота, осуществляется для предотвращения развития и устранения процессов  деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий. Однако земли, выведенные их хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за их собственниками, землепользователями, землевладельцами (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в запас (п. 5 Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами) Недеградированные земли запаса имеют иную судьбу.

Земли запаса находятся в  ведении местных органов самоуправления. Они ведут учет земель данной категории, следят за их охраной, предупреждают  местных жителей о сроках перевода земель запаса в другие категории  земель в целях интенсивного использования  для государственных и муниципальных  нужд. С этого момента решается вопрос о переводе земель запаса в соответствии с их разрешенным использованием в другую категорию по правилам земельного законодательства (ст. 8 ЗК РФ).

Реферат по Земельному праву

Подготовил:

курсант 232 взвода

младший сержант милиции

Бобков Р.Н.


Информация о работе Земли запаса