Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:44, контрольная работа
Основными причинами аварий и катастроф  являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и  блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.  
     Чаще  всего происходит сход подвижного состава  с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и  взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных  путей, обвалы, оползни, наводнения. При  перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.
Аварии на железнодорожном транспорте	2
Автомобильные аварии и катастрофы	3
Аварии на водном транспорте	5
Авиационные аварии и катастрофы	5
Аварии на гидротехнических сооружениях	6
Аварии на АЭС	8
Основные мероприятия по предупреждению аварий	11
Литература	13
Оглавление
 
     Основными 
причинами аварий и катастроф 
являются неисправности путей подвижного 
состава, средств сигнализации и 
блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность 
и халатность машинистов.  
     Чаще 
всего происходит сход подвижного состава 
с рельсов, столкновения, наезды на 
препятствия на переездах, пожары и 
взрывы непосредственно в вагонах. 
Не исключаются размывы 
     Вспомним 
Арзамас. В июне 1988 г. в 300 м от вокзала 
взорвались три вагона с промышленной 
взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 
вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушены вокзал 
и 185 близлежащих зданий. После взрыва 
образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром 
53 м.  
     Ровно 
через год в июне в Башкортостане 
произошла страшная железнодорожная катастрофа. 
Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила 
с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью 
сгорели.  
     В 
октябре 1988 г. на станции Свердловск-
К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки.
     Причины 
дорожно-транспортных происшествий могут 
быть самые различные. Это, прежде всего, 
нарушение правил дорожного движения, 
техническая неисправность 
     Всем 
памятен случай, который произошел 
в 1994 г. в Москве на Дмитровском шоссе, 
когда бензовоз врезался в стоящий 
троллейбус. Бензин разлился по мостовой, 
вспыхнуло пламя. Ужас охватил людей. Многие 
выскакивали из троллейбуса и бежали как 
горящие факелы. Другие сгорали здесь 
же на месте. Погибли пассажиры, ни в чем 
не повинные люди. А всему виной халатность, 
пренебрежение элементарными правилами.  
     Другой 
причиной дорожных аварий является неудовлетворительное 
состояние дорог. Иногда на проезжей 
части можно видеть открытые люки, 
неогороженные и неосвещенные участки 
ремонтных работ, отсутствие предупреждающих 
об опасности знаков. Все это в 
совокупности приводит к огромным потерям.  
     Только 
в Москве на дорогах ежегодно погибают 
до 80 детей, это три полных класса. 
Травмы получают 1000 - целая школа. В 
России за год под колесами машин 
и в дорожных авариях погибают 
до 40 тыс. человек. Это почти в 
три раза больше, чем за девять лет войны 
в Афганистане.  
     По 
данным Всемирной организации 
     При 
автокатастрофе главное - своевременно 
оказать первую ме-дицинскую помощь пострадавшим. 
И должно быть это сделано не позднее 20-30 
мин. Иначе будет уже поздно.  
     Что 
делать? Каждый водитель проходящей машины, 
каждый пешеход обязаны немедленно 
принять все возможные меры по спасению 
людей, оказанию им самой первой медицинской 
помощи, особенно остановки кровотечений. 
К месту происшествия вызываются работники 
ГИБДД (ГАИ), скорая медицинская техническая 
помощь. Место катастрофы ограждается 
предупредительными знаками.  
     Пострадавшие 
после оказания им первой медицинской 
помощи доставляются в ближайшие 
лечебные учреждения.  
Для ликвидации последствий аварий с автотранспортом, перевозящим химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные невоенизированные формирования ГО, силы противопожарной службы.
     Большинство 
крупных аварий и катастроф на 
судах происходят под воздействием 
ураганов, штормов, туманов, льдов, а 
также по вине людей: капитанов, лоцманов 
и членов экипажа. Многие аварии происходят 
из-за промахов и ошибок при проектировании 
и строительстве судов. Половина из них 
является следствием неумелой эксплуатации. 
Например, часты столкновения и опрокидывание 
судов, посадка на мель, взрывы и пожары 
на борту, неправильное расположение грузов 
и плохое их крепление.  
     К 
работе по ликвидации последствий аварий, 
катастроф и спасению утопающих 
привлекаются все члены экипажа, 
при необходимости капитан 
К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.
     При 
авиационных авариях происходит 
разрушение самолета различной степени, 
при катастрофах имеются человеческие 
жертвы. А происходит их достаточно много. 
Так, в 1994 г. в результате почти 20 авиакатастроф 
в Росси погибло около 400 человек.  
     К 
тяжелым последствиям приводят разрушения 
отдельных конструкций 
     Спасательные 
и аварийные работы можно разделить 
на два вида: первые - проводимые членами 
экипажа, вторые - организуемые наземными 
службами. Экипажу для принятия мер, 
как правило, не хватает времени. 
Все происходит крайне быстротечно. 
Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется 
в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой 
открываются все входные двери и люки, 
освобождаются проходы к ним. Как только 
самолет остановился, организуется немедленная 
эвакуация людей на безопасное расстояние.  
Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.
     Опасность 
возникновения затопления низинных 
районов происходит при разрушении плотин, 
дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность 
представляет стремительный и мощный 
поток воды, вызывающий поражения, затопления 
и разрушения зданий и сооружений.  
     Высота 
и скорость волны прорыва зависят 
от того, где происходит - в верхнем 
или нижнем бьефах. Для равнинных районов 
скорость движения прорыва колеблется 
от 3 до 25 км/ч, в горных местностях доходит 
до 100 км/ч.  
     Значительные 
участки местности через 15-30 мин. 
обычно оказываются затопленными слоем 
воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, 
в течение которого территории могут находиться 
под водой, колеблется от нескольких часов 
до нескольких суток.  
     По 
каждому гидроузлу имеются 
В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте следует находиться до тех пор, пока не спадет вода или будет получено сообщение о том, что опасность миновала.
     Радиоактивность 
- совсем не новое явление, как до 
сих пор считают некоторые, связывая 
ее со строительством АЭС и появлением 
ядерных боеприпасов. И радиоактивность, 
и сопутствующие ей ионизирующие излучения 
существовали на Земле задолго до зарождения 
жизни.  
     Однако 
радиацию как явление человечество 
открыло всего сто лет тому 
назад.  
     В 
1896 г. французский ученый Анри Беккерель 
положил несколько 
     Чуть 
раньше в 1895 г. немецкий физик Вильгельм 
Рентген открыл лучи, которые и были названы 
его именем - "рентгеновские".  
     Ученые 
стремились разгадать одну из самых 
волнующих загадок всех времен, стремясь 
проникнуть в тайны материи. К 
великому сожалению, последующие их 
работы привели к созданию в США атомной 
бомбы (1945 г.) и только потом в СССР - атомной 
электростанции (1954 г.). Через три года 
со стапелей сошло первое в мире судно 
с атомной энергетической установкой 
- ледокол "Ленин". Сегодня в мире 
действует большое количество объектов 
с ядерными установками,вырабатывающими 
электрическую и тепловую энергию, приводящими 
в движение надводные и подводные корабли, 
работающими в научных целях.  
     Меньше 
чем за полувековую историю развития 
ядерной энергетики произошли три 
крупных аварии на АЭС с тяжелыми последствиями. 
Первая - в 1957 г., вторая - в 1979 г. и третья 
- в 1986 г. А всего в 14 странах мира произошли 
более 150 инцидентов и аварий различной 
степени сложности и опасности.  
     Если 
такая частота катастроф 
     Для 
аварий на АЭС характерно следующее: 
во-первых, происходит радиоактивное 
заражение атмосферы и 
     В 
Уиндскейле (Англия) в октябре 1957 г. 
во время профилактических работ на одном 
из реакторов АЭС произошел пожар, вызвавший 
повреждение тепловыделяющих элементов 
(твелов). На дне реактора и по сей день 
лежит около 1700 т ядерного топлива. В атмосферу 
были выброшены радионуклиды, образовалось 
облако, часть которого достигла Норвегии, 
а другая двигалась в Австрию. Это была 
первая авария в атомной энергетике, которая 
коснулась населения. Ее последствия тщательно 
скрывались. Только по истечении 30 лет 
стали известны некоторые подробности.  
     В 
марте 1979 г. на втором блоке атомной электростанции 
"Три Майл Айленд" в Гаррисберге (США) 
произошла авария,последствием которой 
явился выброс радиоактивных веществ 
в окружающую среду. Почти 10 т расщепляющегося 
материала из 100 т вышли за пределы активной 
зоны. Произошел выброс в атмосферу.  
     Событием 
века стала чернобыльская катастрофа 
(26 апреля 1986 г.), результаты которой 
почувствовали не только в России, 
на Украине, в Белоруссии, но и в 
других странах. Следы радиоактивного 
загрязнения достигли даже Польши, 
Швеции, Финляндии, Болгарии, Румынии и 
Венгрии.  
     А 
почему, собственно говоря, произошла 
эта авария? Летом 1987 г. на суде выяснилось: 
на АЭС отсутствовал элементарный порядок 
трудовой дисциплины и была низка 
ответственность персонала. Даже после 
взрыва на энергоблоке не была организована 
радиационная разведка, нужных приборов 
для ее ведения не имелось, противогазы 
у личного состава отсутствовали. Но что 
еще хуже - не было информации об аварии. 
Ее попросту поначалу скрывали. Население 
понятия не имело о случившемся. Эвакуация 
началась лишь спустя 36 часов после аварии. 
Следует отметить неумелые и нерешительные 
действия персонала в чрезвычайной ситуации.