Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 15:49, реферат
Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др.
Введение
   1. Определение ЧС
   2. Техногенные ЧС
         1. Радиационно-опасные объекты
         2. Опасные химические вещества
         3. Аварии на гидротехнических сооружениях
         4. Аварии на транспорте
    Список используемой литературы
Хлор. 
    Газ 
желто-зеленого цвета с резким, раздражающим 
специфическим запахом. Сжижается при 
-34 С. В 2,5 раза тяжелее воздуха. Скапливается 
в низких местах, затекает в подвалы, тоннели, 
движется в приземных слоях атмосферы. 
Пары раздражающе действуют на слизистую 
оболочку, кожу, дыхательные пути и глаза. 
При соприкосновении вызывает ожоги. Воздействие 
на организм характеризуется загрудинной 
болью, сухим кашлем, рвотой, нарушением 
координации, одышкой, резью в глазах, 
слезотечением. При длительном дыхании 
возможен смертельный исход. 
Первая помощь:
Хлор обнаруживается с помощью ВПХР (войсковой прибор химической разведки) индикаторными трубками с тремя зелеными кольцами.
Для дегазации газообразного хлора используют распыленный раствор кальцинированной соды или воду, чтобы осадить газ. Место разлива заливают аммиачной водой, известковым молоком, раствором кальцинированной соды или каустика.
Защита - противогазы ГП-5, ГП-7 и детские ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш.
Аммиак. 
Бесцветный газ с запахом нашатырного спирта, почти в 2 раза легче воздуха. Сжижается при -34 С. С воздухом образует взрывоопасные смеси. Хорошо растворяется в воде. 10% раствор аммиака поступает в продажу под названием нашатырный спирт. Он применяется в медицине и домашнем хозяйстве (при стирке белья, выведении пятен). Жидкий аммиак применяется как хладагент в холодильных установках.
    Вызывает 
поражение дыхательных путей. Признаки 
поражения: насморк, кашель, частота пульса, 
удушье. Пары сильно раздражают слизистые 
оболочки и кожные покровы, вызывают жжение, 
покраснение и зуд кожи, резь в глазах 
слезотечение. Возможны ожоги с пузырьками 
и язвами. 
Первая помощь:
Наличие и концентрацию аммиака в воздухе можно определить с помощью универсального газоанализатора УГ-2.
    Место 
разлива дегазируют слабым раствором 
кислоты и промывают большим количеством 
воды. В газообразном состоянии аммиак 
нейтрализуют распылением воды с поливомоечных 
пожарных машин и авторазливочных станций. 
Ртуть. 
Жидкий тяжелый металл. Очень опасен при попадании внутрь организма. Пары при вдыхании высокотоксичные, вызывают тяжелые поражения. При разливе в помещении нужно открыть окна, исключить распространение паров в другие помещения.
Необходимо:
    При 
сборке ртути запрещается использовать 
пылесос. Категорически запрещается выбрасывать 
собранную ртуть в канализацию или мусоропровод. 
2.3. 
Аварии на гидротехнических сооружениях. 
 
Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.
Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час.
Значительные участки местности через 15 - 30 минут обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.
По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий.
В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.
    При 
возвращении на прежние места остерегаться 
оборванных проводов. Не употреблять продукты, 
которые находились в контакте с водными 
потоками. Воду из открытых колодцев не 
брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно 
осмотреть его и убедиться, что нет опасности 
разрушения. Перед входом в здание обязательно 
проветрить его. Спичками не пользоваться 
- возможно присутствие газа. Принять все 
меры для просушивания здания, полов и 
стен. Убрать весь влажный мусор. 
 
2.4. Аварии 
на транспорте. 
Аварии 
на железнодорожном транспорте. 
Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.
При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.
    Для 
уменьшения последствий возможной аварии 
пассажиры должны строго соблюдать правила 
поведения в поездах. 
Аварии 
в метрополитене. 
    Чрезвычайные 
ситуации на станциях, в тоннелях,  в 
вагонах метрополитена возникают в результате 
столкновения и схода  с рельсов поездов, 
пожаров и взрывов, разрушения несущих 
конструкций эскалаторов, обнаружения 
в вагонах и на станциях посторонних предметов, 
которые могут быть отнесены к категории 
взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных 
веществ, а также в результате падения 
пассажиров с платформы на пути. 
Аварии 
на автомобильном транспорте. 
Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих.
Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо - перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук., напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.
Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место - переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем.
    Как 
правило, после удара двери заклинивает, 
и выходить приходится через окно. Машина, 
упавшая в воду, может некоторое время 
держаться на плаву. Выбираться из нее 
нужно через открытое окно. Оказав первую 
помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» 
и ГИБДД. 
 
Аварии 
на морском и речном транспорте. 
Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек.
При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем - здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.
    Все 
плавучие средства со спасенными должны 
держаться вместе и, если есть возможность, 
плыть к берегу или к трассе прохождения 
пассажирских судов. Необходимо организовать 
дежурство по наблюдению за горизонтом, 
воздухом; пищу и воду расходовать экономно; 
нужно помнить, что человек без воды может 
прожить от трех до десяти суток, тогда 
как без пищи - более месяца. 
 
Аварии 
на авиационном транспорте. 
Безопасность полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров.
Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло.
Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.
Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.
    При 
взлете и посадке пассажир должен пристегнуть 
ремни безопасности. При аварийной посадке 
самолета эвакуация осуществляется через 
аварийные выходы по надувным трапам. 
Покинув самолет, следует быстро оказать 
помощь пострадавшим и не оставаться вблизи 
самолета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
               
         
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 
 
1. Чрезвычайные ситуации и защита от них.
Сост. 
А.Бондаренко. Москва, 1998 г. 
2. Чрезвычайные ситуации.
Энергия: экономика, техника, экология, 2000 г.
                              
3. Причины и последствия стихийных бедствий и катастроф.
Мешков 
Н.  Основы безопасности жизни. 1998 г. 
4. Проблемы безопасности при ЧС. 1999 г.
                      
Власов и др.