Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РС ЧС).

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:18, реферат

Описание работы

В нашей стране государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций имеет более чем 60-летнюю историю. Ее основы были заложены при создании 4 сентября 1932 года Противовоздушной обороны страны. В этот комплекс входила, как самостоятельная структура местная противовоздушная оборона (МПВО), которая была предназначена для защиты населения и объектов народного хозяйства при бомбардировках с воздуха.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

Единая государственная  система предупреждения и ликвидации ЧС (РС ЧС).

В нашей стране государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций имеет более чем 60-летнюю историю. Ее основы были заложены при создании 4  сентября 1932 года Противовоздушной обороны страны. В этот комплекс входила, как самостоятельная структура местная противовоздушная   оборона (МПВО), которая была предназначена для защиты населения и объектов народного  хозяйства при бомбардировках с воздуха. 
В июле 1961 года МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, ставшую составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. 
Правительство России  25.11.92 года утвердило Положение о Государственном комитете РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). Одновременно началось создание Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), которая в полной мере начала функционировать уже в 1994 году. В январе 1994 года ГКЧС преобразуется в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  (МЧС России). 
Основополагающим документом, регламентирующим и определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначении, а также окружающей природной среды является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года  «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В нём приведены задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

  1. - разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
  2. -осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются –организации), а также подведомственных им объектов производственного и социального значения ( далее именуются – объекты) в ЧС;
  3. -обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС (далее именуются-силы и средства);
  4. -сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
  5. - подготовка населения к действиям при ЧС;
  6. -прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
  7. -создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС (далее именуются–резервы финансовых и материальных ресурсов);
  8. -осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
  9. - ликвидация ЧС;
  10. -осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение  гуманитарных акций;
  11. -реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  12. -международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
 

                Во исполнение  его и в результате реализации  предложений МЧС России Правительством  РФ принято Постановление №  794 от 30.12.2003г., которое называется  « Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (РСЧС), которое определяет порядок организации и функционирования её и в дальнейшем именуется единой системой.  В соответствии со сложившимся порядком Кабинет Министров РТ принял аналогичное Постановление № 480 от 10.11. 2004 года «О территориальной системе предупреждения и ликвидации ЧС». 
Единая система объединяет органы управления, сипы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом № 68. 
Единая система, состоящая  из территориальных и функциональных подсистем действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровне. 
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий. 
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти в субъектах РФ. 
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. 
Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС. 
Исключение составляет Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием о РФ, которое утверждается Правительством РФ. 
Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.  
 

Координирующие  органы РСЧС:

  1. -на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в    федеральных органах исполнительной власти;
  2. -на региональном, охватывающем территории нескольких субъектов   РФ, - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России.     
  3. -на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ,    комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ (КЧС);
  4. -на  местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по ЧС органов местного самоуправления (КЧС);
  5. -на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовые комиссии по ЧС (КЧС);

Положения о  КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти и организаций. 
Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС);

  1. на федеральном уровне - МЧС России;
  2. на региональном уровне - региональные центры:
  3. на территориальном уровне - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ (ОУ ГОЧС);
  4. на местном уровне - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления (ОУ ГОЧС);
  5. на объектовом - отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Органы повседневного  управления РСЧС:

  1. -пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях),
  2. оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГОЧС)всех уровней;
  3. -дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

Размещение  органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых  соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Силы и средства РСЧС. 
В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС. 
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти.  
В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (силы постоянной готовности). 
Сипы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ. 
Решениями руководителей организаций объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) могут создаваться внештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций. 
В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках РСЧС на основе федерального плана действий, региональных планов взаимодействия субъектов РФ, планов действий федеральных органов исполнительной власти, планов действий субъектов РФ, планов действий органов местного самоуправления, планов действий организаций и объектов.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций. 
Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятии, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются — организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующей комиссии по ЧС. 
Ликвидация локальной ЧС осуществляется силами и средствами организации, местной - силами и средствами органов местного самоуправления, территориальной - силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ, региональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. 
При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной ЧС начальники ГО могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям. 
Ликвидация трансграничной ЧС осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами. 
К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством России. 
Ликвидация ЧС считается завершенной по окончании аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) (Постановление Правительства РФ № 1094 от 13.09.1996г.). 
Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС при наличии работников соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.

Режимы функционирования РСЧС:

-повседневной  деятельности при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. 
-повышенной готовности - при ухудшении перечисленной выше обстановки и при получении прогноза о возможности возникновения ЧС. 
-чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС. 
Каждому режиму характерен перечень мероприятий, которые организуются и осуществляются в подсистемах и звеньях РСЧС. 
Для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС создаются на всех уровнях РСЧС резервы финансовых и материальных ресурсов за счет их бюджетов.

О роли, месте  и задачах гражданской обороны  в РСЧС. 
Гражданская оборона является составной частью РСЧС в решении проблем, возникающих при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, т.е. входит органически в РСЧС, как направление подготовки к деятельности в особых условиях военного времени. 
Организация и ведение ГО - одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент национальной безопасности. В мирное время гражданская оборона своими постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач а области защиты населения и территории от ЧС, органами повседневного управления РСЧС, силами и средствами наблюдения и контроля, а также силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций участвует в решении отдельных задач РСЧС в соответствии с Федеральным законом: «О гражданской обороне» (1998г.) 
ГО организуется в целях защиты населения и объектов от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для достижения этой цепи  ГО заблаговременно, а мирное время, организует и осуществляет комплекс мероприятии для решения стоящих  задач. Общее руководство ей в стране возложено на Председателя Правительства Российской Федерации. Он является по должности Начальником гражданской стороны России. Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является по должности первым заместителем Начальника гражданской обороны Российской Федерации. 
Руководство ГО в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, учреждениях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Они несут персональную ответственность за осуществление о организацию гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты  и имущества, а также за подготовку и обучения населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах. 
Непосредственное руководство гражданской обороны РФ возложено на МЧС, которая отвечает за общую готовность к выполнению возложенных на нее задач и осуществляет разработку основных направлений развития и совершенствования ГО. 
РСЧС и ГО, как ее составная часть, созданы по территориально -производственному признаку на всей территории России. Это значит, что организацию и осуществление всех ее мероприятий проводят как организации государственной власти и управления от парламента и Правительства РФ до органов местного самоуправления, так и министерства, их ведомства, предприятия, учреждения, и организации, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью. 
Вместе с тем при создании РСЧС был заложен и второй принцип - полное соответствие друг другу  как мирного, так и военного времени, т.е. обеспечение постоянной готовности сил и средств, органов управления, раннее выявление и своевременная ликвидация последствий ЧС в самой сложной обстановке мирного и военного времени. 
Права, обязанности и ответственность граждан при ЧС. 
В ст. 18, 19 и 28 Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и участие в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 
Граждане России имеют право: 
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в любом регионе, в любом населенном пункте; 
при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество органов исполнительной власти республик, краев, областей, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты людей в чрезвычайных ситуациях; 
получать информацию о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население на той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки; 
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления  индивидуальные  и  коллективные обращения  по вопросам защиты населения и территорий от ЧС; 
участвовать (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликвидации ЧС; 
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий; 
на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; 
на государственное социальное страхование, на получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации ЧС; 
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученными при выполнении обязанностей по защите населения и территорий   от  ЧС,   в   порядке,   установленном  для  работников,   инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; 
на пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья  или заболевания,  полученных при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС. 
Каждый гражданин России обязан: 
активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ; 
соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 
выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям: 
изучать основные способы защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях; 
знать сигналы оповещения и порядок действий по ним; 
четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; 
при первой возможности оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. 
Кроме этих обязанностей и требований, имеющих общий характер, на каждом объекте, исходя из его специфики, должны быть разработаны свои правила поведения и порядок действий, как всего персонала, так и каждого сотрудника на его рабочем месте на случай ЧС. 
Ответственность за нарушение законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определена в ст. 28 данного Закона: 
Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В свою очередь организации (предприятия, учреждения, учебные заведения) несут административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством ее субъектов. 
 

Информация о работе Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РС ЧС).