Химически опасные объекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 02:40, контрольная работа

Описание работы

Объект народного хозяйства, при аварии на котором и при разрушении которого могут произойти выбросы в окружающую среду аварийно химически опасных веществ (АХОВ), в результате чего могут произойти массовые поражения людей, животных и растений, называют химически опасным объектом (ХОО).

Работа содержит 1 файл

Готовая контрольная по БЖД.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

     При выборе площадки для строительства  ХОО наряду с экономическими требованиями должны учитываться и факторы  безопасности. Для ХОО предусмотрена организация санитарно-защитной зоны, в которой запрещается размещение жилых зданий, детских и лечебно-оздоровительных учреждений, а также других объектов. 
 
 

4. Доврачебная помощь

     Первая  доврачебная помощь (ПДП) представляет собой комплекс простейших мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья человека, проводимых до прибытия медицинских работников.

     Основными задачами ПДП являются:

а) проведение необходимых  мероприятий по ликвидации угрозы для  жизни пострадавшего;

б) предупреждение возможных осложнений;

в) обеспечение  максимально благоприятных условий  для транспортировки пострадавшего.

     Общие принципы оказания 1-й помощи в очаге  поражения в порядке само- и  взаимопомощи:

- защита органов  дыхания (промышленный противогаз, ватно-марлевая повязка),

- удаление стойких  СДЯВ на коже, слизистых оболочках  глаз, одежде (частичная санитарная  обработка)

- немедленная  эвакуация за пределы загрязненной  зоны.

     Первая  медицинская помощь, оказываемая  в очаге: розыск пораженных, защита органов дыхания, введение противоядия, медицинская сортировка по тяжести поражения, немедленная эвакуация за пределы зараженной зоны, санитарная обработка и немедленная эвакуация в токсикологическое отделение.

     Общие принципы токсико-терапевтической  помощи:

- санитарная  обработка (при стойких СДЯВ)

- детоксикационные  мероприятия 

- специфическая  терапия 

- симптоматическая  терапия

- профилактика  осложнений

     Для целенаправленной работы медицинской  службы возникает необходимость  в определении возможных санитарных потерь (СП) в ОХП, величина и структура которых зависят от многих факторов: количества, вида СДЯВ, физико-химических и токсикологических свойств и т.д. Немалое значение имеют и условия нахождения людей на предприятии и по следу облака, наличия и умения использовать индивидуальные средства защиты. Обучение персонала и населения по оказанию само и взаимопомощи. Основные данные по характеристике очага поражения наиболее достоверно устанавливаются в ходе организованной медицинской разведки.

      АХОВ  могут попадать в организм человека через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые. При попадании в организм вызывают нарушения жизненно важных функций и создают опасность для жизни.

     По  скорости развития и характеру различают  острые, подострые и хронические отравления.

     Острыми называются отравления, которые возникают  через несколько минут или  несколько часов с момента  поступления яда в организм.

     Общими  принципами неотложной помощи при поражениях АХОВ являются:

- прекращение  дальнейшего поступления яда в организм и удаление не всосавшегося;

- ускоренное  выведение из организма всосавшихся  ядовитых веществ;

- применение  специфических противоядий (антидотов);

- патогенетическая  и симптоматическая терапия (восстановление  и поддержание жизненно важных функций).

     В случае попадания АХОВ на кожу - механическое удаление, использование специальных  дегазирующих растворов или обмывание  водой с мылом, при необходимости  полная санитарная обработка. Немедленное  промывание глаз водой в течение 10-15 минут. Если ядовитые вещества попали через рот - полоскание рта, промывание желудка, введение адсорбентов, очищение кишечника. Перед промыванием желудка устраняются угрожающие жизни состояния, судороги, обеспечивается адекватная вентиляция легких, удаляются съемные зубные протезы.

     При ингаляционном поступлении АХОВ (через дыхательные пути) - надевание  противогаза, вынос или вывоз  из зараженной зоны, при необходимости  полоскание рта, санитарная обработка.

     Первая  помощь пострадавшему должна оказываться  быстро и под руководством одного человека. Вместе с тем вызов врача или доставка пострадавшего в медпункт (больницу) должны быть выполнены незамедлительно. 
 
 
 
 
 
 

    5. Мероприятия по  улучшению производственной  обстановки и окружающей  среды

    Одна  из важнейших задач защиты населения – организация его оповещения и информирования при возникновении ЧС. Оперативность действия систем оповещения должна составлять считанные минуты. Реальное же время оповещения на большинстве потенциально опасных объектов составляет 25-30 минут и более, что нельзя признать удовлетворительным. Повышение оперативности оповещения может быть достигнуто применением автоматических систем обработки данных и оценки обстановки с использованием системы автоматических датчиков, способных немедленно фиксировать факт аварии и автоматически включать средства оповещения на угрожаемой территории. К сожалению, работа в этом направлении продвигается крайне медленно.

    В случае аварий на химически опасных  объектах задачей первоочередной важности является незамедлительное и эффективное проведение экстренных мер по защите рабочих и служащих предприятий и населения, проживающего в зоне возможного распространения зараженного воздуха.

    Ликвидация  последствий химической аварии включает длинный ряд операций:

  • проведение химического контроля и разведки с целью определения площади заражения опасными концентрациями АХОВ, определения мест нахождения пострадавших, контроль за распространением АХОВ;
  • локализацию и обеззараживание источника химического заражения, поиск пострадавших, оказание им первой медицинской помощи и эвакуацию из зоны заражения;
  • ликвидацию вторичных факторов поражения, последствий аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях;
  • специальную обработку техники, санитарную обработку людей, сбор и утилизацию отходов.

    Успешное  решение задач ликвидации ЧС зависит  от готовности сил, от их количественного  и качественного состояния, уровня подготовленности к выполнению соответствующих  работ. Сегодня в Российской Федерации  уже заложена основа для функционирования уникальной, не имеющей аналогов в мировой практике Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Ее уникальность состоит в том, что как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях образованы системы органов управления и сил, разрабатываются схемы их взаимодействия в случае возникновения угрозы и самого факта чрезвычайной ситуации. Создана определенная нормативно-правовая база.

    В настоящее время можно уверенно констатировать, что первый этап создания РСЧС в России завершен. На данном этапе в основном решались задачи по созданию Государственной системы спасения населения в ЧС. Цель первого этапа – создание государственной службы спасения в основном выполнена.

    Главная задача нынешнего этапа развития РСЧС – снижение рисков и смягчение последствий ЧС, т.е. осуществление комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

    Поскольку многие катастрофы и стихийные бедствия предотвратить нельзя, то борьба за уменьшение ущербов и потерь от них  должна быть важным элементом государственной  политики страны, в основу которой положены прогнозирование и своевременное предупреждение людей о грозящем бедствии.

    Важным  элементом устойчивого развития мировой цивилизации является разработка и осуществление превентивных мер, способных уменьшить и смягчить последствия природных и техногенных аварий и катастроф. Реализация мер, направленных на предупреждение ЧС, требует координации усилий различных министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации и администраций потенциально опасных объектов, а также использование научно-технического потенциала страны.

    В настоящее время функциональные подсистемы РСЧС имеют весьма незначительные специально уполномоченные органы управления и силы. Объектовые аварийные подразделения  постоянной готовности малочисленны. Поэтому в настоящее время все чаще основу территориальных сил во многих регионах составляют войска гражданской обороны (сводные мобильные отряды), а также отряды поисково-спасательной службы МЧС России.

    Как правило, слабым звеном в планировании и практике применения различных формирований бывает взаимодействие, особенно на межведомственном уровне. Здесь должны сыграть свою основную роль комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) и органы управления, призванные обеспечить надлежащую эффективность системы РСЧС при ликвидации химических аварий. Взаимодействие между подразделениями и специализированными ведомственными формированиями должно быть спланировано на всех этапах работ.

    Последствия химических аварий хотя и огромны, но не безграничны. При соответствующих  мерах по прогнозированию, предупреждению чрезвычайных ситуаций, при своевременном принятии мер защиты, решительной борьбе с ними, последствия этих аварий могут быть локализованы, а в ряде случаев сведены к минимуму. Эта задача будет выполнена лучше там, где будет налажено тесное сотрудничество органов власти, сил РСЧС, населения по обеспечению готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях при химических авариях. 

     Список  используемой литературы 

       
  1. Безопасность  жизнедеятельности. Учебник для  вузов/С.В. Белов, А.В. Ильницкая и  др.; Под общ. ред. С.В.Белова. –М.: Высшая школа, 1999. – 448 с.;
  2. Безопасность жизнедеятельности/ Под ред. О.Н. Русака. - СПб.: ЛТА ,1996. - 231 с;
  3. Безопасность жизнедеятельности/ Под ред. О.Н. Русака.-СПб.:ЛТА ,1997.- 293 с.

Информация о работе Химически опасные объекты