Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы –изучить понятия и правовые аспекты понятий экологической безопасности, чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия, привести классификацию чрезвычайных экологических ситуаций.

Задачи работы - описать правовой режим экологически неблагополучной территории и экологического бедствия, в котором регламентируется порядок объявления и снятия статуса чрезвычайной экологической ситуации, дать определение аварий и приведены правовые способы борьбы с ними. А так же описать эффективные меры по борьбе со стихийными бедствиями и минимизации ущерба от них.

Содержание

Введение 3
1 Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и
зон экологического бедствия
4
1.1 Понятие зоны чрезвычайной экологической ситуации 4
1.2 Организация экологопользования в зоне чрезвычайной экологической ситуации 7
1.3 Зоны экологического бедствия: природные и техногенные 11
Заключение 14
Список литературы

Работа содержит 1 файл

экология.docx

— 37.87 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

     
Введение 3
1 Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и

зон экологического бедствия

4
1.1 Понятие зоны чрезвычайной экологической ситуации 4
1.2  Организация экологопользования в зоне чрезвычайной экологической ситуации 7
1.3  Зоны экологического бедствия: природные  и техногенные 11
Заключение 14
Список  литературы 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Охрана  окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную  среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая  и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

     Что касается Российской Федерации, то она  относится к странам мира с  наихудшей экологической ситуацией. Острейшая экологическая проблема в современной России – катастрофические темпы загрязнения окружающей среды. Поэтому вопрос о возникновении зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия, рассмотренный в данной работе, является крайне  актуальным.

     Цель  данной работы –изучить понятия и правовые аспекты  понятий экологической безопасности, чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия, привести  классификацию чрезвычайных экологических ситуаций.

     Задачи  работы - описать правовой режим экологически неблагополучной территории и экологического бедствия, в котором регламентируется порядок объявления и снятия статуса чрезвычайной экологической ситуации, дать определение аварий и приведены правовые способы борьбы с ними. А так же описать эффективные меры по борьбе со стихийными бедствиями и минимизации ущерба от них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1  Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и

     зон экологического бедствия

     1.1  Понятие зоны чрезвычайной экологической ситуации 

     Экологическая безопасность – состояние защищенности окружающей среды, населения, территорий, хозяйственных и иных объектов от различных угроз, возникающих вследствие негативных изменений компонентов  окружающей среды в результате антропогенной  деятельности, природных явлений  и противоправных деяний. Экологическая  безопасность обеспечивается комплексом правовых, организационных, финансовых, материальных и информационных мер, предназначенных для прогнозирования, предотвращения, ликвидации реальных и потенциальных угроз безопасности, смягчения их последствий.1

     Угроза  экологической безопасности выражает повышенную вероятность гибели отдельных  природных объектов, существенного  загрязнения, отравления или заражения  окружающей среды, масштабы которых  определяются исходя из размеров поражения  окружающей среды, его устойчивости, возможности устранения, воздействия  на жизнь и здоровье населения.

     Масштабы  планетарных негативных социально-экономических  процессов сказываются на состоянии  окружающей среды. Отсюда возникает  необходимость более четкого  правового регулирования взаимодействия человеческого общества с окружающей средой, которое составляет целостную  планетарную систему со всеми  присущими ей отношениями и связями. Поэтому локальное нарушение любого ее элемента приведет к изменению, а в конечном счете и к разрушению всей системы.

     Кроме особо охраняемых территорий и природных  объектов, имеются территории с особым режимом экологопользования. В статье 57 нового закона «Об охране окружающей среды» предусмотрены зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации, которые объявляются таковыми либо решениями Федерального Собрания РФ, либо указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных на то органов государственной экологической экспертизы. Зонами чрезвычайной экологической ситуации либо зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения или уже произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения или повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, расширение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. 

     30 мая 2001 года принят Федеральный  конституционный закон «О чрезвычайном  положении».

     Чрезвычайное  положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и настоящим  Федеральным конституционным законом  на всей территории РФ или в ее отдельных  местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных  лиц, общественных объединений, допускающий  установленные настоящим Законом  отдельные ограничения прав и  свобод граждан, либо без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исклю­чительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ. Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

     Чрезвычайное  положение на всей территории РФ или  в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ.

     После объявления территорий указанными зонами в них прекращается или существенно  ограничивается подобная и уже указанная  деятельность. Финансирование всех указанных  мероприятий осуществляется за счет непосредственных виновников ухудшения  экологического состояния на данной территории или за счет средств федерального бюджета и бюджетов соответствующих  субъектов РФ.

     В соответствии с Положением о классификации  чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г., чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости  от количества людей, пострадавших в  этих ситуациях, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размеры материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

     Под чрезвычайными ситуациями иногда понимают не только экологические и иные ситуации, связанные со стихийными бедствиями, взрывами магистральных трубопроводов, наводнениями, землетрясениями и  т.д. Такие нарушения окружающей среды нередко затрагивают целые  экосистемы и носят устойчивый характер, для ликвидации последствий которых, как правило, необходимы большие  сроки и громадные материальные средства.

     Кроме особо охраняемых территорий и природных  объектов, имеются территории с особым режимом экологопользования. В статье 57 Закона «Об охране окружающей среды» предусмотрены зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия, которые объявляются таковыми либо решениями Федерального Собрания РФ, либо указами Президента РФ по представлению специально уполномоченной на то государственной экологической эспертизы.

     Для борьбы с указанными ситуациями было создано Министерство РФ по делам  гражданском обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных и иных бедствий. Положение об этом Министерстве было утверждено 2 августа 1999 г.

     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся  в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; а предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

     Инициаторами  объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации являются органы государственной власти субъектов  РФ или органы местного самоуправления этих территорий.

     Зона  чрезвычайной экологической ситуации объявляется Указом Президента РФ или  постановлением Федерального Собрания РФ по представлению Министерства природных  ресурсов на основании заключения государственной  экологической экспертизы.

     Порядок определения статуса зон чрезвычайной экологической ситуации утверждает Правительство РФ. 

     1.2  Организация экологопользования в зоне чрезвычайной экологической ситуации 

     Организация экологопользования в зоне чрезвычайной экологической ситуации состоит в комплексе мероприятий по оздоровлению экологической обстановки, включая реабилитацию нарушенных природных комплексов, снижение уровня воздействия хозяйственной и иной деятель­ности на окружающую среду. Она оформляется в виде проекта федеральной целевой Программы неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения.

     Функции государственного заказчика федеральной  целевой Программы неотложных мер  по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения  возлагаются на инициатора объявления территории зоной чрезвычайной экологической  ситуации, который осуществляет разработку проекта Программы совместно с местными природоохранительными и санитарно-эпидемиологическими органами управления и контроля, науч­но-исследовательскими и проектными организациями.

     Подготовка  федеральной целевой Программы  включает в себя два аспекта:

     - разработку неотложных мер и  мероприятий по улучшению состояния  окружающей среды, санитарно-эпидемиологической  обстановки, здоровья населения;

     - создание условий для субъектов  хозяйствования в целях организации  устойчивого социально-экономического  развития территории.

     Источниками финансирования Программы являются целевые средства федерального бюджета; средства бюджетов различных уровней; средства предприятий-экологопользователей, загрязняющих окружающую среду, и их отраслевых объединений; средства экологического фонда; заемные средства (кредиты). Используются также средства благотворительных фондов и иностранные инвестиции.

     Организация деятельности по выполнению утвержденной Программы и ответственность  за ее выполнение возлагаются на главу  администрации территории, объявленной  зоной чрезвычайной экологической  ситуации.

     По  истечении срока выполнения этой Программы администрация территории подготавливает материалы о состоянии  окружающей среды и реализации мероприятий  Программы и представляет их на государственную  экологическую экспертизу.

     Решение о снятии статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации принимается  Президентом РФ по представлению  Министерства природных ресурсов РФ на основании заключения государственной  экологической экспертизы.

     Понятие чрезвычайная экологическая ситуация впервые было введено ст. 58 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», определившей зоны чрезвычайной экологической ситуации как участки территории РФ, где  в результате хозяйственной и  иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических  систем, – генетических фондов растений и животных. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» сохранил отсылочную норму ст. 57 «Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций», правда выделив для нее целую главу – VIII. Здесь говорится: порядок объявления режима зон экологического бедствия определяется законодательством о зонах экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.1

Информация о работе Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия