Предмет "ОБЖ" в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - программа ОБЖ.

Предмет исследования - методика проведения занятий по курсу ОБЖ в 10 классе общеобразовательной школы.

Цель курсовой работы: рассмотрение основных методик проведения занятий с учащимися старших классов по темам и разделам программы курса ОБЖ.

Из поставленной цели вытекает ряд частных задач:

1. Рассмотреть теоретические аспекты преподавания ОБЖ в школе

2. Изучить методику проведения занятий с учащимися старших классов по курсу ОБЖ.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Теоретические аспекты преподавания ОБЖ в школе…………………5

1.1. Нормативно-правовая база преподавания ОБЖ в школе…..………5

1.2. Целеполагание на уроках ОБЖ в старших классах………………….6


2. Методика проведения занятий с учащимися старших классов по курсу ОБЖ………………………………………………………………….……8

2.1. Урок, как основная форма проведения занятий по курсу ОБЖ в школе………………………………………………………………………….….8

2.2. Общая схема методов обучения, используемых на уроках ОБЖ….11

2.3.Методические рекомендации по оцениванию учащихся на уроках ОБЖ……………………………………………………………………………13

2.4. Требования к организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения курса ОБЖ………………………………………………17

2.5. Специфика нетрадиционных уроков и их педагогическая ценность для личностного развития учащихся разного возраста………………….19

Заключение……………………………………………………………23

Список использованной литературы………………………………24

Приложение……………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Kursovaq_popedagogike.doc

— 133.00 Кб (Скачать)
 

                                   Оглавление:

      Введение………………………………………………………………….3

1. Теоретические аспекты  преподавания ОБЖ  в школе…………………5

1.1. Нормативно-правовая  база преподавания  ОБЖ в школе…..………5

1.2. Целеполагание на  уроках ОБЖ в  старших классах………………….6 

2.  Методика проведения  занятий с учащимися  старших классов  по курсу ОБЖ………………………………………………………………….……8

2.1. Урок, как основная  форма проведения занятий по курсу ОБЖ в школе………………………………………………………………………….….8

2.2. Общая схема методов обучения, используемых на уроках ОБЖ….11

2.3.Методические  рекомендации по  оцениванию учащихся  на уроках ОБЖ……………………………………………………………………………13

2.4. Требования к организации  самостоятельной  работы учащихся  в процессе изучения  курса ОБЖ………………………………………………17

2.5. Специфика нетрадиционных уроков и их педагогическая ценность для личностного развития учащихся разного возраста………………….19

      Заключение……………………………………………………………23

      Список  использованной литературы………………………………24

      Приложение……………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      В современных условиях проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности является особенно актуальной. Ее решение не может сводиться только к формированию знаний и умений, необходимо применение комплексного подхода, сочетающего в себе развитие у обучающихся целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе, муниципальном образовании, меры по развитию культуры в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

      Обеспечение безопасности должно стать приоритетной целью и внутренней потребностью человека, социальных групп, общества. Для этого необходимо развивать  новое мировоззрение, позволяющее  ориентироваться в самой разнообразной  обстановке, анализировать опасные объекты, явления, информацию, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия реализации опасных ситуаций, формировать навыки решения проблем улучшения жизни в конкретном месте проживания, формировать ответственность за собственную и коллективную деятельность.

      Преподавание  ОБЖ необходимо совершенствовать, отражая  повышение внимания к проблемам  безопасности. Необходимость системного представления о новой ситуации в мире, стране, регионе, направленного  на выполнение главного условия выживания и дальнейшего устойчивого развития цивилизации, требует решительного шага в развитии содержания образования. Всестороннее рассмотрение вопросов безопасности личности, общества, государства, а также безопасности конкретного места проживания, затрагивающее все направления человеческой жизнедеятельности - от принципов здорового образа жизни и стимулов деятельности до философии бытия. 

      Обязательными условиями эффективности преподавания ОБЖ сегодня должны стать такие  направления деятельности преподавателя, как внедрение в учебный процесс наглядных пособий, средств мультимедиа, Интернет и т.д. Указанные новации невозможны без наличия кабинета ОБЖ.

      К одной из нерешенных проблем повышения  качества обучения по курсу ОБЖ является отсутствие учебной базы в государственных общеобразовательных учебных заведениях или ее плохое состояние. Объясняется это многими причинами; но самое главное, это отсутствие должного финансирования. Хотелось бы, прежде всего, при рассмотрении вопроса об учебной базе остановиться на самом важном - кабинете основ безопасности жизнедеятельности, так как он предназначен для проведения занятий с учащимися по программе курса ОБЖ, а также проведения работы во внеурочное время и самостоятельной подготовки.

      Объект  исследования - программа ОБЖ.

      Предмет исследования - методика проведения занятий по курсу ОБЖ в 10 классе общеобразовательной школы.

      Цель  курсовой работы: рассмотрение основных методик проведения занятий с  учащимися старших классов по темам и разделам программы курса  ОБЖ.

      Из  поставленной цели вытекает ряд частных  задач:

      1. Рассмотреть теоретические аспекты  преподавания ОБЖ в школе

    2. Изучить методику проведения  занятий с учащимися старших  классов по курсу ОБЖ. 
 
 
 
 
 
 

      1. Теоретические аспекты  преподавания ОБЖ  в школе 

    1. Нормативно-правовая база преподавания ОБЖ в школе
 

      Достижение  высоких результатов в подготовке обучающихся по Основам безопасности жизнедеятельности во многом зависит  от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, навыков и умений обучаемых по всем годам обучения.

      Правильное  планирование обеспечивает: необходимое  направление, структуру и качество обучения, рациональное распределение  времени на темы учебного материала, логичную организацию формирования навыков и умений, продуманное использование учебной и учебно-методической литературы, технических средств обучения и оборудования.

      При планировании учебного процесса изучаются  действующие нормативно-правовые акты: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепция национальной безопасности Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области безопасности[12];  анализируются действующие образовательные программы и учебные издания; изучаются методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике ОБЖ. Наряду с традиционными источниками информации следует активно использовать глобальную информационную сеть Интернет.

      Различают следующие документы планирования учебно-воспитательного процесса по курсу ОБЖ:

  • план мероприятий школы по курсу ОБЖ на учебный год;
  • план-график распределения учебного материала по курсу ОБЖ на учебный год;
  • тематический поурочный план на четверть;
  • план урока ОБЖ.

      При организации изучения учебного предмета ОБЖ, выборе учебников и учебно-методических комплектов, а также составлении  поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:

  • Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса;
  • Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по ОБЖ;
  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ;
  • стандарт основного общего образования по ОБЖ;
  • стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;
  • стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне;
  • примерные программы по ОБЖ для основного общего образования.

                  1.2. Целеполагание на уроках ОБЖ в старших классах 

    Изучение  основ безопасности жизнедеятельности  в 10 – 11 классах направлено на достижение следующих целей:

    – воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

    –   развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;

    – освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

    – формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

    Реализация  указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая  систематизирует знания в области  безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной  школе и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

2.  Методика проведения  занятий с учащимися  старших классов  по курсу ОБЖ. 

2.1 Урок, как основная формой проведения занятий по курсу ОБЖ в школе. 

      При систематизации уроков разные авторы берут за основу различные признаки урока (применяемые на уроке методы, способы организации деятельности, основные этапы урока, цели и пр.). М.И.Махмутов предлагает типологию  уроков по цели организации занятий, детерминированной общепедагогической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. На этом основании все уроки можно разделить на следующие типы:

      1 тип - урок изучения нового  материала;

      2 тип - урок применения и совершенствования знаний, умений;

      3 тип - урок обобщения и систематизации  знаний;

      4 тип - урок контроля и коррекции  знаний, умений и навыков;

      5 тип - комбинированный урок;

  1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум. Цель - изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

      Организация начала урока:

  • Проверка домашнего задания
  • Подготовка учащихся к усвоению
  • Изучение нового материала
  • Первичная проверка усвоения знаний
  • Первичное закрепление знаний
  • Контроль и самопроверка знаний
  • Подведение итогов урока
  • Информация о домашнем задании
  1. Урок закрепления знаний. Вид учебных занятий: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Цель - вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Информация о работе Предмет "ОБЖ" в школе