Работоспособность и эмоциональная стимуляция. Запредельные формы психического напряжения и меры защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:49, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и развитие теоретических знаний о работоспособности и эмоциональной стимуляции, а также запредельных формах психического напряжения и мер защиты от них.
В рамках достижения этой цели я поставила следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия работоспособности и запредельных форм психического напряжения;
Привести примеры форм психического напряжения;
Определить основные направления мер защиты от психического напряжения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Работоспособность и эмоциональная стимуляция…………………….............4
2. Запредельные формы психического напряжения и меры защиты………….11
Заключение……………………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

реферат по БЖД ОРИГИНАЛ!!!.doc

— 112.50 Кб (Скачать)
 

 

      Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

   1. Работоспособность  и эмоциональная стимуляция…………………….............4

   2. Запредельные  формы психического напряжения  и меры защиты………….11

Заключение……………………………………………………………………………20

Список использованной литературы………………………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Обеспечение безопасности всегда являлось важнейшей  проблемой человечества во всех сферах деятельности. Человек с момента своего зарождения подвергается изменяющимся опасностям природного, техногенного, антропогенного, биологического, социального, экологического характера.

     В нашем ХХI веке общество развивается в условиях нарастающего кризиса взаимоотношений человека и окружающей среды. В последние годы это демонстрируется ощутимым ростом количества техногенных и социально обусловленных катастроф, чрезвычайных ситуаций.

      В таких ситуациях психика человека находится в напряжении и может достичь своих запредельных форм, что крайне негативно влияет как на самого человека, так и на людей, окружающих его. Вследствие этого может снизиться работоспособность человека. Люди начинают искать способы повышения работоспособности и эмоциональной стимуляции.

      В современных условиях данная тема является, безусловно, актуальной, ведь именно сейчас люди пытаются достичь гармонии с самими собой и с окружающей средой. Например, в состоянии финансового кризиса, который сейчас претерпевает страна и весь мир, люди всячески пытаются повысить свою работоспособность, чтобы сохранить рабочее место. Но это не всегда получается и психика человека в данной ситуации испытывает стресс, который впоследствии может перейти в запредельные формы психического напряжения.

      Целью данной работы является рассмотрение и развитие теоретических знаний о работоспособности и эмоциональной  стимуляции, а также запредельных формах психического напряжения и мер защиты от них.

      В рамках достижения этой цели я поставила  следующие задачи:

  • Рассмотреть основные понятия работоспособности и запредельных форм психического напряжения;
  • Привести примеры форм психического напряжения;
  • Определить основные направления мер защиты от психического напряжения.

      Эти и другие вопросы мы рассмотрим в своей работе.

 

       Работоспособность и эмоциональная  стимуляция 

      «Работоспособность- способность много и производительно  работать. Это то же, что и трудоспособность». Такое определение дается в толковом словаре русского языка.

      Работоспособность напрямую связана с биологическими часами. Все живое на нашей планете  несет отпечаток ритмического рисунка  событий, характерного для нашей  Земли. В сложной системе биоритмов, от коротких – на молекулярном уровне – с периодом в несколько секунд, до глобальных, связанных с годовыми изменениями солнечной активности, живет и человек. Биологический ритм представляет собой один из важнейших инструментов исследования фактора времени в деятельности живых систем и их временной организации.

      Биологические ритмы или биоритмы – это более  или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях.

      Известным примером действия биологических часов  служат «совы» и «жаворонки». Замечено, что в течение дня работоспособность меняется, ночь же нам природа предоставила для отдыха. Установлено, что период активности, когда уровень физиологических функций высок, это время с 10 до 12 и с 16 до 18 часов. К 14 часам и в вечернее время работоспособность снижается. Между тем не все люди подчиняются такой закономерности: одни успешнее справляются с работой с утра и в первой половине дня (их называют жаворонками), другие – вечером и даже ночью (их называют совами).

      В современных условиях приобрели значимость социальные ритмы, в плену которых мы находимся постоянно: начало и конец рабочего дня, укорочение отдыха и сна, несвоевременный прием пищи, ночные бдения. Социальные ритмы оказывают все возрастающее давление на ритмы биологические, ставят их в зависимость, не считаясь с естественными потребностями организма. Студенты отличаются большей социальной активностью и высоким эмоциональным тонусом, и, видимо, не случайно им присуща гипертоническая болезнь более, чем их сверстникам из других социальных групп.

      Знание  и рациональное использование биологических  ритмов может существенно помочь, к примеру, в процессе подготовки и в выступлениях на соревнованиях. Если обратить внимание на календарь соревнований, то можно увидеть, что наиболее интенсивная часть программы приходится на утренние (с 10 до 12) и вечерние (с 15 до 19) часы, то есть на то время суток, которое ближе всего к естественным подъемам работоспособности. Многие исследователи считают, что основную нагрузку спортсмены должны получать во второй половине дня.

      Использовать  фактор времени целесообразно во многих областях деятельности человека. Если режим рабочего дня, учебных занятий, питания, отдыха, занятия физическими упражнениями составлен без учета биологических ритмов, то это может привести не только к снижению умственной или физической работоспособности, но и к развитию какого-либо заболевания.

      Работоспособность человека — способность человека выполнять заданную функцию с  той или иной эффективностью. Нулевая  работоспособность — это отсутствие возможности действовать, и, соответственно, отсутствие эффекта.

      Эффективность деятельности (работоспособности) человека базируется на уровне психического напряжения (стресса). Психическое напряжение оказывает положительное влияние на результаты труда до определенного предела. Превышение критического уровня активации ведет к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности. Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные. Нормальная загрузка (эмоциональная стимуляция) оператора не должна превышать 40...60 % максимальной нагрузки, т.е. нагрузки до предела, когда наступает снижение работоспособности.

      В современных условиях проблема психической напряжённости изучается прежде всего в связи с качеством работы в трудных условиях.

      В этом плане особое внимание было уделено  характеру сдвигов в деятельности – её улучшению или ухудшению. Так появилось основание для выделения двух видов состояний: напряжения, оказывающего положительный, мобилизующий эффект на деятельность, и напряжённости, которая характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции деятельности.

      Т.А.Немчин выделили  три разновидности состояния  нервно-психического напряжения в зависимости от интенсивности его выражения: слабое, умеренное (соответствующее “напряжению”) и чрезмерное (соответствующее “напряжённости ”).

      При слабом напряжении отсутствуют не только мотивы для достижения цели, но и мотивы к деятельности. У людей нет необходимости в успешном преодолении затруднений, которыми характеризуется ситуация объективно, людей не интересует результат деятельности и не беспокоят возможные последствия. Характеристики состояния при слабом напряжении практически на отличаются от обычных, повседневных характеристик.

      При умеренно выраженном психическом напряжении в психической деятельности наблюдаются существенные позитивные сдвиги:

  • возрастает эффективность основных свойств внимания: увеличивается его объём, внимание становится более устойчивым, усиливается способность к концентрации на выполняемом задании, снижается отвлекаемость. Повышение продуктивности функций внимания связано ещё и с некоторым уменьшением переключаемости внимания, что обеспечивает сосредоточенность индивида на решении главных задач, стоящих перед ним в данной экстремальной ситуации;
  • изменяется функция памяти, хотя модификация мнемической функции при напряжении не имеет столь отчётливого и целостного положительного характера, как функция внимания. Если объём кратковременного запоминания увеличивается, то способность индивида к долговременному вербальному сохранению либо практически остаётся прежней, либо обнаруживает тенденцию к снижению, больше проявляющуюся в старшем возрасте;
  • увеличивается продуктивность логического мышления. Естественно полагать, что повышение продуктивности логического мышления как одной из самых важных психических функций надлежит связывать с активизацией других, рассмотренных выше психических процессов. Можно сказать, что при напряжении умеренной степени наблюдается повышение эффективности деятельности в целом, несмотря на неоднонаправленность межфункциональных характеристик отдельных видов процессов;
  • повышается продуктивность, увеличивается точность движений, уменьшается количество ошибок.

      Таким образом, умеренная степень нервно-психического напряжения характеризуется практически всеобъемлющим повышением качества и эффективности психической деятельности и представляет такую форму психического состояния индивида, при которой со всей полнотой раскрываются способности человека к достижению цели, к выполнению той или иной работы, повышается работоспособность.

      Чрезмерное  напряжение негативно влияет на работоспособность. При рассмотрении особенностей чрезмерно выраженного напряжения обращает на себя внимание то, что для него типичны дезорганизация психической деятельности, существенные отклонения в психомоторике, глубокие сдвиги в нейродинамических характеристиках и ярко проявленное чувство общего физического и психического дискомфорта.

      Условия работы также влияют на состояние  психики. Был проведен эксперимент, во время которого испытуемых отправили на аварийных плавсредствах. Психологическое обследование включало математические задачи («счетно-оперативная методика»), решение которых требовало установления достаточно сложных аналогии. Задания такого типа предлагались испытуемым на 2 - 6-й дни эксперимента. Независимо от рациона питания в субъективной оценке своего состояния («укачало», «сны плохие», «надоело» и т. п.) обнаружилась нарастающая тенденция к появлению интеллектуальной пассивности. Испытуемые говорили о нежелании играть в шахматы и карты, стремлении избежать умственного напряжения. Качество выполнения интеллектуальных задач по тесту подтвердило эту особенность психического состояния испытуемых. Количество выполненных заданий на шестой день эксперимента уменьшилось почти вдвое по сравнению с первым днем, количество ошибок значительно возросло. Условия, в которых находились испытуемые в эксперименте, - качка, гиподинамия, рацион со сниженной калорийностью - оказали влияние и на другие особенности их психического состояния. Для всех характерным стало стремление подчеркивать раздражающие их мелочи в поведении товарищей, некоторая подозрительность и излишняя чувствительность в реакции на шутки. Пониженная активность у лиц с психастеническими чертами личности сопровождалась угнетенностью, подавленностью настроения. Следовательно, условия пребывания также влияют на работоспособность.

      Для оценки динамики работоспособности  применяют метод построения кривой работоспособности. Этот метод является основным в физиологии и психологии труда. Кривой работоспособности называют график изменений технико-экономических (ТЭП) и психофизических показателей в течение рабочего дня.

      В динамике работоспособности выделяют 3 фазы:

      -фаза  врабатывания, где ТЭП находится на сравнительно низком уровне, но постепенно работоспособность повышается и достигает максимального уровня. Продолжительность этой фазы 5-20 минут.

      -фаза  оптимизации и устойчивой работоспособности,  где ТЭП высоки и происходит  снижение напряженности физиологических функций. Продолжительность 2-3 часа.

      -фаза  утомления, где уровень ТЭП  снижается, уменьшается выработка,  ухудшается качество продукции,  нарастает напряженность физиологических  функций. Продолжительность от  наскольких минут до нескольких  часов.

Информация о работе Работоспособность и эмоциональная стимуляция. Запредельные формы психического напряжения и меры защиты