Радиоэкологическая ситуация в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:22, реферат

Описание работы

Цель работы - оценить и проанализировать социально-экономические и медицинские последствия радиоактивного загрязнения после Чернобыльской аварии за последнее десятилетие.
Основные задачи:
1.Дать оценку результатам Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006 – 2010 годы.
2. Изучить уровень организации системы социальной защиты граждан, по-страдавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
3. Исследовать динамику медицинского обеспечения пострадавших граждан, состояние их здоровья.
4. Проанализировать развитие системы оздоровления и санаторно-курортного лечения пострадавших граждан.
5. Стратегия развития пострадавших регионов. Задачи на период до 2020 года

Содержание

Введение 3
1.Основные итоги реализации Государственных программ 5
3.Медицинское обеспечение пострадавших граждан, состояние их здоровья 9
3. Развитие системы оздоровления и санаторно-курортного лечения пострадавших граждан 16
4. Стратегия развития. Задачи на период до 2020 года. 18
Заключение 25
Литература 26

Работа содержит 1 файл

реферат-радиация.docx

— 66.93 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный экономический университет»

 

 

Кафедра безопасности жизнедеятельности

 

 

Реферат

 

по дисциплине: «Защита  населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность»

 

на тему: «Радиоэкологическая ситуация в Республике Беларусь»

 

 

 

 

 

Выполнил  студент ВШУБ

2-го курса группы ВВП-1                                                      Л.Р.Лобанов

 

 

 

 

Минск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 2

Введение 3

1.Основные итоги реализации Государственных программ 5

3.Медицинское обеспечение пострадавших граждан, состояние их здоровья 9

3. Развитие системы оздоровления и санаторно-курортного лечения пострадавших граждан 16

4. Стратегия развития. Задачи на период до 2020 года. 18

Заключение 25

Литература 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Беларусь  приобрела вынужденный опыт жизни  и работы в условиях долговременного радиоактивного загрязнения большой территории. Сегодня мы имеем состоявшиеся научные школы в области радиологии и радиационной медицины; передовое производство радиометрического оборудования; развитые системы законодательства, медицинской и социальной защиты, радиационного контроля, управления сельским и лесным хозяйством на загрязненных территориях. Беларусь делает качественный переход от страны, наиболее потерпевшей от Чернобыля, к государству, накопившему бесценный научно-практический, управленческий опыт. Обобщенный опыт нашей страны в преодолении

последствий чернобыльской катастрофы может  служить всему человечеству. В республике создана достаточная нормативно-правовая база, система социальной защиты всех категорий пострадавших граждан.

Благодаря повышению  уровня медицинского обслуживания, масштабной программе санаторно-курортного лечения и оздоровления не допущен значительный рост заболеваемости пострадавшего населения и, прежде всего, детей. Преодоление последствий чернобыльской катастрофы стало задачей государственной значимости для Республики Беларусь. Вопросы жизнедеятельности населения на пострадавших территориях находятся в сфере внимания законодательной и исполнительной власти, Президента Республики Беларусь. Вся практическая работа ведется в рамках государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, финансирование которых составляет значительную часть бюджета страны.

Актуальность  темы определяется тем, что катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции является наиболее масштабной радиационной аварией в истории мировой атомной энергетики. Она повлекла за собой существенные изменения экологической обстановки на обширных территориях с вовлечением миллионов людей и поставила перед обществом ряд новых научных и социально-экологических проблем общечеловеческого масштаба: экологических, медицинских, социальных, научных и др. Решение большинства из них зависит, в первую очередь, от правильной оценки степени радиационной опасности для людей, оказавшихся в ситуации вынужденного проживания на радиационно-загрязненных территориях. И здесь на первое место выходит проблема такого понятия как качество жизни и, соответственно, здоровье населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях.

Цель работы  - оценить и проанализировать  социально-экономические и медицинские последствия радиоактивного загрязнения после Чернобыльской аварии за последнее десятилетие.

Основные  задачи:

1.Дать оценку  результатам   Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006 – 2010 годы.

2. Изучить уровень организации системы социальной защиты граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

3. Исследовать динамику медицинского обеспечения пострадавших граждан, состояние их здоровья.

4. Проанализировать развитие системы оздоровления и санаторно-курортного лечения пострадавших граждан.

5. Стратегия развития пострадавших регионов. Задачи на период до 2020 года

В Основные задачи:

 

 

 

 

1.Основные итоги реализации Государственных программ

В 2010 году завершилась реализация мероприятий Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006 – 2010 годы.

Программой предусматривалось решение следующих основных задач:

• совершенствование специализированной медицинской помощи населению, пострадавшему от катастрофы;

• создание эффективной системы социальной защиты и социально-психологической реабилитации населения, проживающего на загрязненных территориях; ликвидаторов, эвакуированных и отселенных;

• концентрация капитальных вложений для проведения газификации, водоснабжения и обустройства загрязненных территорий, в первую очередь зон последующего отселения и с правом на отселение, завершение программ переселениялюдей из зон последующего отселения;

• обеспечение радиационной защиты населения;

• обеспечение функционирования системы радиационного контроля продукции сельского и лесного хозяйства, пищевых продуктов и питьевой воды;

• совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих вопросы преодоления последствий катастрофы, в целях создания льготных экономических условий развития пострадавших территорий и закрепления для работы

на этих территориях специалистов в области здравоохранения, образования, сельского и лесного хозяйства;

• создание условий для радиационно-экологической и экономической реабилитации территорий Гомельской, Могилевской и Брестской областей, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

• проведение на загрязненных территорияхспециальных мероприятий в сельскохозяйственном производстве и лесном хозяйстве, направленных на обеспечение получения продукции с содержанием радионуклидов в допустимых

пределах;

• дальнейшее развитие научно-прикладных исследований и внедрение их результатов;

• расширение международного сотрудничества;

• поэтапная реабилитация загрязненных радионуклидами территорий и пострадавшего населения;

• оптимизация медицинского обеспечения пострадавших на основе научных рекомендаций;

• проведение защитных мер, направленных на снижение доз радиационного облучения;

• производство рентабельной продукции, соответствующей по радиологическому качеству республиканским и международным требованиям.

Реализованные мероприятия позволили обеспечить социальную защиту граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, снижение риска развития негативных последствий для здоровья участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и пострадавшего населения, достижение позитивных результатов в социально-экономической реабилитации загрязненных территорий. За период реализации завершившейся в 2010году четвертой Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006–2010 годы расходы республиканского бюджета превысили 3,6 трлн. рублей[1].

 Главные приоритеты в капитальном строительстве – это жилищное строительство, газификация, снабжение загрязненных районов чистой питьевой водой, а также завершение строительства ряда объектов образования, здравоохранения и коммунального назначения. За пятилетие построено или реконструировано и введено в эксплуатацию 434 объекта. В их числе лечебный корпус Гомельского областного онкологического диспансера, центральная районная больница в

 г. Ветка,  радиологический корпус Могилевского областного онкологического

диспансера  и др. Осуществлялось также строительство станций обезжелезивания воды и артезианских скважин в Брестской, Гомельской иМогилевской областях. Введено 1194 квартиры для льготных категорий граждан (63,5 тыс. м2)

Введено в  эксплуатацию 107,1 км сетей водопровода, проложено свыше 600 км газопровода, газифицировано 9867 индивидуальных жилых домов. Из них за счет дополнительных средств, переданных в бюджеты областей в соответствии с распоряжением Главы государства, газифицировано 4 060 жилых домов и проложено 289,6 км газопроводных сетей. В итоге объёмы газификации более чем в 3 раза превысили показатели предыдущей пятилетки.

Сохранение и укрепление здоровья населения, проживающего на территории радиоактивного загрязнения, остается одним из приоритетов государства. За 2001–2010 гг. были реконструированы и построены амбулаторно-поликлинические учреждения на 598 посещений в смену, больницы на 613 коек.

С 2006 года Правительством Республики Беларусь совместно с Всемирным банком реализуется проект по реабилитации районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (в соответствии с Соглашением

о займе между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития) на общую сумму заемных средств 50 млн. долларов.

В рамках проекта проводятся мероприятия по повышению энергоэффективности на 250 объектах социальной сферы загрязненных районов Могилевской, Гомельской и Брестской областей и по газификации индивидуальных жилых домов в загрязненных радионуклидами районах (около 20 населенных пунктов).

Завершен  первый этап международного проекта  «Реабилитация районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» с привлечением заемных средств Всемирного банка на общую сумму 47,1 млн. долларов США, из них 20,2 млн. долларов США – в 2010 году. В 2010 году в рамках Союзной программы реализованы пилотные проекты адресной реабилитации населенных пунктов и сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, расположенных на пострадавших территориях Пилотные проекты адресной реабилитации сельхозорганизаций и населенных пунктов послужили прообразом специальных инновационных проектов Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года[7].

Вместе с  тем значительные масштабы радиоактивного загрязнения комплексный характер задач радиационной защиты населения и реабилитации пострадавших территорий требуют продолжения работ, направленных не только на ликвидацию последствий катастрофы наЧернобыльской АЭС, но и на обеспечение устойчивого социально-экономического развития пострадавшего региона. В 2011 году начата реализация пятой Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2010 года. Ее целью является дальнейшее снижение риска неблагоприятных последствий для здоровья граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, содействие переходу от реабилитации территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию при безусловном обеспечении требований радиационной безопасности.

Таким образом, за многолетний период государством предприняты

значительные  меры по решению радиационно-экологических, медицинских,

социально-экономических  и других проблем, связанных с  катастрофой на

Чернобыльской АЭС.

 

3.Медицинское обеспечение пострадавших граждан, состояние их здоровья

Около 1,1 млн. граждан Беларуси проживают на территориях радиоактивного загрязнения. Через четверть века, прошедшую после чернобыльской катастрофы, главным беспокоящим население вопросом, связанным с ее последствиями, является состояние здоровья. Опыт ликвидации последствий катастрофы свидетельствует о том, что снижение негативного радиационного воздействия на население во многом зависит от организации и эффективности работы учреждений здравоохранения. В Республике Беларусь сформирована и с1993 года действует система учета граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС в виде Государственного регистра. Создание Единого регистра имеет важное научно-практическое значение, поскольку объединение данных регистров России и Беларуси на основе единых принципов их организации, ме-

методов и критериев комплексного радиационно-эпидемиологического и статистического анализа информации обеспечивает более точную оценку медицинских последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС для населения двух государств, более высокую представительность и научную достоверность прогнозных оценок указанных последствий. Государственный регистр, обеспечивающий сбор и анализ персональной медико-дозиметрической информации о населении, подвергшемся радиационному воздействию, является важнейшим инструментом и информационной основой формирования адресного подхода к оказанию специализированной медицинской помощи гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы.

Данные Государственного регистра лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, используются для изучения структуры, динамики заболеваемости, инвалид-

нести, смертности, проведения комплексного радиационно-эпидемиологичес-кого и статистического анализа, разработки методов и критериев определения групп повышенного радиационного риска, а также для анализа и контроля за диспансеризацией граждан. База данных Государственного регистра содержит персонифицированные сведения регистрационного характера о заболеваниях, их лечении и исходах, о проведенных диспансерных осмотрах, о дозах облучения, включая индивидуализированные поглощенные дозы и накопленные эффективные дозы.

Информация о работе Радиоэкологическая ситуация в Республике Беларусь