Терроризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 00:17, реферат

Описание работы

Для начала проведем определенную понятийную работу -- своего рода поиск наиболее точного понимания сущности, да и значения самого понятия «террор» так, как они даются в известных словарях. Наиболее доступный и массовый из них сразу же удив-ляет: «Террор (Terror) -- потухший вулкан в Антарктиде, на полуострове Росса... на-зван в честь экспедиционного судна». Понятно, что такая расшифровка мало что проясняет. Напротив, она только вызывает новые вопросы: а почему именно так было названо экспедиционное судно? Но об этом история (и словарь) почему-то умалчивают.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1 Понятие терроризма..………………………………………………………..4
2 Причины терроризма….……………………………………………………..5
3 Цели терроризма……………………………………………………………..6
4 Международный терроризм…………………………………………………8
5 Современный терроризм……………………………………………………..9
6 Может ли не быть терроризма?.....................................................................16
Заключение.……………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

террор.docx

— 70.57 Кб (Скачать)

      Ярким примером терроризма, имеющего яркую  этническую окраску, может служить  «время беспорядков» (Troubles), как называют в Северной Ирландии длящуюся там десятилетия междоусобную войну, в которой с жестокостью и беспощадностью убивают друг друга так называемы paramilitaries с обеих сторон – католическая Ирландская республиканская армия и отряды протестантов лоялистов.

Цели  терроризма

        Страх терроризма активно используется  для внедрения в массовое сознание  «образа врага». Например, образ  «исламского террора» служит  для побуждения объединения Запада  в противовес Юго-Восточной «Террористической  угрозе». С его помощью одновременно  раскалывают и исламский мир,  деля его государства на «террористические»  и «нетеррористические».

      Страх перед террором – эффективный  инструмент борьбы за изменение общественного  мнения в пользу расширения спецслужб, их полномочий и финансирования.

      На  Западе всё чаще поговаривают о том, что терроризм – неизбежная оборотная  сторона возрастающих гражданских  свобод, которые желательно ограничить. Появившийся на Западе термин «полицейская демократия» быстро теряет в глазах общества свой отрицательный смысл на фоне умело нагнетаемого СМИ страха.

      Процесс группового манипулирования, делится  на три стадии:

    • Первая стадия – «эмоциональная актуализация ксенофобий». Такая психологическая обработка, осуществляемая с помощью специальной литературы и средств массовой информации, направлена на то, чтобы задеть наиболее чувствительные струны человеческой психики, затрагивающие честь и личное достоинство каждого представителя данной религиозной группы или этноса.
    • Вторая стадия – «практическая ориентация групп». Массовое сознание («соотечественников» или «единоверцев»), разогретое пропагандой «народного возмущения», направляется на конкретные свершения с помощью привлекательных политических целей, программ.
    • Третья стадия – намеченные к реализации цели, конкретные программные установки и практические шаги должны быть морально санкционированы господствующим в данной среде общественным мнением, после чего любые акции этого национального движения, даже если они сопряжены с неминуемыми беспорядками и кровопролитием, заведомо будут восприниматься как нравственно оправданные, отвечающие высшим интересам нации или конфессии.

Международный терроризм

      Именно  этот вид терроризма, выходящий за локальные рамки, и признан сегодня, пожалуй, главной опасностью, угрожающей человечеству в наступившем столетии. И приходится констатировать, что  в этой сфере террористической деятельности преобладает то, что обычно –  и неправильно – называют «исламским терроризмом». Употребить эту формулировку – примерно то же, что называть колонизацию  Африки в XIXв. «христианской колонизацией» на том основании, что государства-колонизаторы были христианскими.

      Подавляющее большинство людей вообще ничего не знают об исламе, а интерес  к этой религии по понятным причинам в последнее время быстро растёт, и всё шире распространяется миф  об особой воинственности, чуть ли даже не кровожадности ислама, якобы требующего от своих последователей беспощадной  борьбы с «неверными», то есть с иноверцами.

      Неправильно винить ислам в преступлениях, совершаемых  якобы во имя этой религии. И всё  же  - факт остаётся фактом: наиболее безжалостные, массовые, «глобальномасштабные»  акты террора совершаются людьми, называющими себя мусульманами, и  оправдываются учением ислама.

Религиозный экстремизм

      В конце 70-х - начале 80-х годов в мусульманском  мире наметилась тенденция к усилению позиций исламского экстремизма и фундаментализма, что в целом было обусловлено общей политизацией ислама (равно как и исламизацией политики).

      Усилению  позиции ислама в странах мусульманского Востока способствовал также  ряд объективных факторов:

     1) Особую роль сыграли изменения  геополитической ситуации в мире  в целом после распада мировой  социалистической системы и СССР. Усиления позиции США в качестве  единственного мирового «гегемона»  стали также своего рода катализатором  отхода от европейских образцов  и поиска путей самобытного  развития.

     2) Конфликт различных типов цивилизаций  – мусульманской и европейской,  проявившийся практически во  всех сферах мусульманского общества  и показавший невозможность слепого  копирование западного общества  на исламскую почву. Исторически  большинство стран Ближнего Востока  переживают в настоящее время  сложный этап. Недавний опыт прошедших  десятилетий показал несостоятельность  заимствование как «капиталистического», так и «социалистического» путей  развития, неприемлемость их механического  копирования. 

     3) Современная социально-экономическая  ситуация в странах Арабского  Востока характеризуется рядом  общих особенностей: аграрное перенаселение  и наличие большого количества  не задействованных в сельском  хозяйстве рабочих рук; слишком  быстрая урбанизация городов  за счёт выходцев из деревень; невозможность обеспечить работой  городское население, рост безработицы;  сильное имущественное расслоение  в обществе.

      Говоря  о современном "исламском" терроризме и его угрозе, необходимо подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в регионе  следует считать распад социалистической системы и развал Советского Союза. В результате распада СССР с предшествовавшим ему банкротством идей социализма во многих государствах Ближнего и Среднего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан и др.), идеологический вакуум там, а  затем и в мусульманских регионах России быстро стал заполняться исламом. Последний предстает прежде всего  в его самой воинствующей форме  — в форме радикального ваххабизма, требующим с помощью "священной  войны" вернуть мусульманский  мир к халифату. Фиксируя активизацию  ислама на мусульманском Востоке  и в России, эксперты отмечают, что  ислам, которому присуще враждебное отношение к либеральным ценностям  и который может привести только к тирании и обнищанию, стремится  заполнить вакуум, образовавшийся после  коллапса коммунизма.

     Основной  целью исламского радикализма является изменение места и роли религии  в жизни общества, в результате чего представители данного течения  отвергают господствующую идеологию, политическую практику существующего  светского режима и государственное  устройство как не соответствующее  нормам мусульманской религии.

      Таким образом, исламские экстремисты  преследуют следующие цели: установление в обществе основ исламского теократического  государства, введение в общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в качестве единого государственного образования всех мусульман.

     Как свидетельствует обширная мировая  практика, радикальный ислам не остановится  в фиксированных границах географического  проживания определенной общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении всей мусульманской уммы мира в рамках единого политического государственного образования - халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс "растекания" исламской радикальной идеологии и практики на другие "мусульманские" территории, как в рамках России, так СНГ и других государств мира.

Может ли не быть терроризма?

      В публицистике и научной литературе распространены попытки напрямую увязать  рост политического экстремизма  с бедностью, социальным неблагополучием  и низким культурным уровнем неких  региональных, этнических или религиозных  групп. Однако в замкнутых, застойных  обществах, например у бушменов Южной  Африки или у индейцев майя в Мексике, находящихся на крайне низких уровнях  экономического и социального развития, нет ничего похожего на политический экстремизм, а тем более терроризм. Вместе с тем эти явления заметны  в обществах, вступивших на путь трансформаций, и концентрируются в социальных слоях социума, характеризующихся  причудливым сочетанием традиционных и новых черт культуры, неполным изменением статуса и условий  жизни. Проявления экстремизма нарастают  в периоды начавшихся, но не завершенных  исторических перемен, модернизаций.

 

      

Заключение

      Сейчас  появляется особая, новая функция  террористических актов. Классический терроризм всегда был формой шантажа  властей или мирового сообщества и открыто (и даже демонстративно) выдвигал свои требования, например, выплатить  выкуп, освободить из тюрем единомышленников, прекратить военные действия и т.п. Но в последнее время все чаще совершаются анонимные террористические акты с неявными целями. Одной из них может быть сплочение или  расширение собственных рядов в  ответ на спровоцированные акции  возмездия. В этом случае государство (или группа государств), проводя  подобные акции, играет по сценарию, навязанными  ему (или им) экстремистами.

      По  мнению Хантингтона, «главная проблема, стоящая перед Западом – это  не исламский фундаментализм, - это  ислам, иная цивилизация, народы который  убеждены в превосходстве своей  культуры и удручены тем, что их мощь гораздо ниже. А проблема для ислама – это Запад, иная цивилизация, народы которой убеждены в универсальном  характере своей культуры и полагают, что их превосходящая, пусть и  уменьшающаяся мощь налагает на них  обязанность распространять эту  культуру по всему миру».

 

Использованная  литература

  1. «Страх терроризма» http://psyfactor.by.ru/terror.htm 10.12.02 (По материалам книги С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» М., 2001)
  2. Мирский Г. Дракон встаёт на дыбы//Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – №3.
  3. Паин Э. А. Социальная природа экстремизма и терроризма//Общественные науки и современность. – 2002. - №4.
  4. Хорос В. «Крона», «корни» и «климат» терроризма// Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – №3.
  5. Хлобустов О. Средства массовой информации и насилие в обществе//Власть. – 1999. - №10.
  6. Рыбаков В. К вопросу о терроризме, или две стороны одной медали// Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – №3.

Информация о работе Терроризм