Взаимодействие человека с окружающей средой

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах, в отдыхе и т.д.
Среда обитания–окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека его здоровье и потомство.

Содержание

1. Основы взаимодействия человека с окружающей средой; опасности, возникающие в процессе такого взаимодействия; аксиомы науки БЖД, основные понятия...........................................................................................стр.3
2. Зоны с высокой совокупностью опасностей в техносфере (производственная среда, зоны ЧС и т.д.)…………………...………………стр.5
3. Теплообмен организма человека с окружающей средой, механизмы его осуществления ………………………………….......…………………….…стр.7
4. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, нормирование качества воды, нормирование химического загрязнения почв ………………………………………………………..…………………………стр.8
5. Отопление как средство обеспечения нормальных метеорологических условий: виды систем отопления, их отличия, требования безопасности. Защита от влияния инфракрасного излучения, высоких и низких температур………………………………………….........................…………стр.10
6. Средства защиты от шума. Средства индивидуальной защиты …….…стр.13
7. Средства пожаротушения; основные виды огнетушащих составов; средства пожарной сигнализации, их виды; датчики автоматической пожарной сигнализации …………………………………………………………………стр.14
8. Управление охраной труда. Управление ЧС ..……………...……...……стр.16
9.Заключение…………………………………………………………………стр.18
Библиографический список…………………………………………..........стр.20

Работа содержит 1 файл

БЖД .doc

— 130.50 Кб (Скачать)

 

 

Кафедра Физического воспитания и БЖД

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности

вариант:  9

 

 

 

Выполнила  студентка

заочной  формы обучения

специальности  08010062 экономика

    ___________

(подпись)                                         (И.О. Фамилия)

                                          

Оценка:____________

Рецензия работы

__________кафедры____________________________________

(должность)          (наименование)                                          (И.О. Фамилия)

 

 

 

 

 

 

Оренбург

2012

Задание  контрольной  работы

 

1. Основы взаимодействия человека с окружающей средой; опасности, возникающие в процессе такого взаимодействия; аксиомы науки БЖД, основные понятия...........................................................................................стр.3

 

2. Зоны с высокой совокупностью опасностей в техносфере (производственная среда, зоны ЧС и т.д.)…………………...………………стр.5

 

3. Теплообмен организма человека с окружающей средой, механизмы его осуществления ………………………………….......…………………….…стр.7

 

4. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, нормирование качества воды, нормирование химического загрязнения почв ………………………………………………………..…………………………стр.8

 

5. Отопление как средство обеспечения нормальных метеорологических условий: виды систем отопления, их отличия, требования безопасности. Защита от влияния инфракрасного излучения, высоких и низких температур………………………………………….........................…………стр.10

 

6. Средства защиты от шума. Средства индивидуальной защиты …….…стр.13

 

7. Средства пожаротушения; основные виды огнетушащих составов; средства пожарной сигнализации, их виды; датчики автоматической пожарной сигнализации …………………………………………………………………стр.14

 

8. Управление охраной труда. Управление ЧС ..……………...……...……стр.16

 

9.Заключение…………………………………………………………………стр.18

Библиографический список…………………………………………..........стр.20

 
   

 

 

 

 

 

 

 

1. Основы взаимодействия человека  с окружающей средой; опасности,  возникающие в процессе такого  взаимодействия; аксиомы науки БЖД, основные понятия.

В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет  свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах, в отдыхе и т.д.

Среда обитания–окружающая  человека среда, обусловленная    совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека его здоровье и потомство.

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую  систему “человек – среда обитания". В процессе эволюционного развития  Мира составляющие этой системы непрерывно изменялись. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком; естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды.

Естественная среда самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их возникновения обречены на старение и разрушение.

На начальном этапе  своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой, которая состоит в основном из биосферы. Биосфера - природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

В    процессе    эволюции     человек,   стремясь    наиболее     эффективно

3

удовлетворять свои потребности  непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

Техносфера - регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.  

В процессе жизнедеятельности человек  непрерывно взаимодействует не только с естественной средой, но и с  людьми, образующими так называемую социальную среду. Она формируется  и используется человеком для продолжения рода, обмена опытами знаниями, для удовлетворения своих духовных потребностей и накопления интеллектуальных ценностей. 

Негативный результат взаимодействия человека со средой обитания определяют опасности. Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Различают опасности  естественного, техногенного и антропогенного происхождения.

Естественные (повседневные) опасности, обусловленные климатическими и природными явлениями. Для защиты от них (холод, слабая освещенность и т.д.) человек использует жилище, одежду, системы вентиляции, отопления и т.п.. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности практически решает все проблемы защиты от естественных повседневных опасностей.

Защита от естественных опасностей - стихийных явлений, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения  и т.д.) - более сложная задача, часто не имеющая высокоэффективного решения.

Человек, решая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных

4

производств и т.д.), генерируя  в среде обитания техногенные  антропогенные опасности.

Техногенные опасности  создают элементы техносферы - машины, сооружения, вещества и т.п., а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

Антропогенные опасности-ошибки, допускаемые человеком, реализуются при проектировании и производстве технических систем, при их обслуживании (ремонт, монтаж, контроль), при неправильном выполнении обслуживаемым персоналом (операторами) процедур управления, при неправильной организации рабочего места оператора, при высокой психологической нагрузке на операторов технических систем, их недостаточной подготовленности и натренированности к выполнению поставленных задач.

 

2. Зоны с высокой совокупностью опасностей в техносфере (производственная среда, зоны ЧС и т.д.)

Повседневная деятельность и отдых, способ существования человека определяются понятием  жизнедеятельность. Стремление человечества к повышению комфортности среды жизнедеятельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий привело во многих регионах нашей планеты к разрушению биосферы и созданию нового типа среды обитания  — техносферы. 

Современная    техносфера   многообразна: её представителями являются

города, в состав которых  входят промышленные и селитебные зоны; транспортные узлы и магистрали; торговые и культурно-бытовые зоны и отдельные помещения; ТЭС и ТЭЦ; зоны отдыха и т.п.                                 
         Техногенные негативные факторы в техносфере формируются из-за наличия отходов производства и быта, из-за использования технических средств, из-за концентрации энергетических ресурсов и др. Наибольшую концентрацию       негативные      факторы    техносферы     имеются в    сфере

5

производства. 
          Производственная среда –это часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией негативных  факторов.               
          Основными носителями травмирующих и вредных факторов в производственной среде являются машины и другие технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламентированные действия работающих, нарушения режимов и организации деятельности, а также отклонения от допустимых параметров микроклимата рабочей зоны.                                                                                                                            

          Травмирующие и вредные факторы подразделяют на физические, химические, биологические и психофизические:

Физические факторы –движущиеся машины и механизмы, повышенные уровни шума и вибраций, электромагнитных и ионизирующих излучений, недостаточная освещённость и др;

Химические факторы – вещества и соединения, различные по агрегатному состоянию и обладающие токсическим, раздражающим, сенсибилизирующим, канцерогенным и мутагенным воздействием на организм человека и влияющие на его репродуктивную функцию; 

Биологические факторы  – патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы и др.) и продукты их жизнедеятельности,  а также животные и растения.

Психофизиологические  факторы – физические  (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение

анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки). 
          В быту на человека могут негативно воздействовать повышенный шум и вибрации, электромагнитные поля, ядохимикаты, недоброкачественная пища и вода, загрязнённый воздух и ряд других факторов. Источником загрязнения воздуха в доме.

Таким образом,   создание   техносферы  не   исключило,   а    усугубило

Воздействие   на   человека    явлений     природного характера (землетрясения,

наводнения,   ураганы и т.д.).    Число   природных    катастроф   в    последние

6

годы непрерывно растет. Все это привело к тому, что  обеспечение безопасности жизнедеятельности  стало актуальной социальной задачей.

 

3. Теплообмен организма человека  с окружающей средой, механизмы его осуществления

Тепловой обмен человеческого  организма с окружающей средой заключается  во взаимосвязи между образованием тепла в результате жизнедеятельности  организма и отдачей или получением им тепла из внешней среды. Характер и интенсивность теплообмена между человеком и окружающей средой зависят от метеорологических условий среды, теплопродукции организма, функционального состояния организма, передачи тепла от глубоколежащих тканей к коже. Отдача тепла организмом осуществляется путем конвекции, излучения и испарения.

Под конвекцией понимается непосредственная отдача тепла с поверхности человеческого  тела менее нагретым притекающим  к нему слоями воздуха. Интенсивность  теплоотдачи пропорциональна площади поверхности тела, разности температуры тела и окружающей среды и скорости движения воздуха. 
         По данным ряда факторов, теплоотдача конвекцией у людей в состоянии покоя в комфортных метеорологических условиях составляет 14,2— 33,1% общей теплоотдачи организма.

Отдача   тепла   излучением   происходит   в направлении поверхностей с

более низкой температурой. Чем выше температура источников тепловыделения, тем больше отдачи тепла. Следует отметить, что в то время как интенсивность теплоотдачи конвекцией возрастает с повышением скорости движения воздуха, теплоотдача излучением не зависит от нее: воздух для инфракрасного излучения теплопрозрачен.

В ряде случаев в производственных условиях некоторое гигиеническое 

значение приобретает и передача тепла кондукцией, наблюдающаяся при соприкасании поверхности тела работающего с охлажденным   или   нагретым

7

оборудованием, материалами.

Большое место в теплообмене  между человеком и окружающей средой занимает отдача тепла испарением влаги с поверхности тела человека. При этом наиболее важное гигиеническое значение принадлежит так называемому физиологическому дефициту влажности, представляющему собой разность между максимальной влажностью при температуре кожи (не при температуре воздуха) и абсолютной влажностью воздуха. Эта величина характеризует возможность насыщения воздуха в данных условиях водяными парами при испарении влаги с поверхности кожи и верхних дыхательных путей. Чем больше физиологический дефицит влажности, тем больше испарение, тем выше теплоотдача этим путем. При высокой температуре воздуха и окружающих поверхностей теплоотдача испарением значительно возрастает, при низких температурах удельный вес ее ниже.

Наконец, на характер и величину теплообмена  путем теплоотдачи с поверхности человеческого тела влияет также подвижность воздуха. Подвижный воздух благоприятствует отдаче тепла конвекцией вновь притекающим слоям воздуха более низкой температуры, ускоряется испарение влаги с поверхности тела.

        

Сложный процесс теплообмена в  различной степени зависит от физических условий окружающей среды  — от степени и сочетания нагретости, влажности и подвижности воздуха  и нагретости окружающих поверхностей, а также от состояния физиологических  функций организма.

Информация о работе Взаимодействие человека с окружающей средой