Ахмет Байтурсынов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 04:11, доклад

Описание работы

Вся жизнь Ахмета Байтурсынова была пронизана пламенной заботой о самоопределении казахов, развитии культуры, образовании и науки, сохранении в веках самобытного народного творчества самого духа нации. Не случайно М. Ауэзов еще в 1923 году, учитывая неоценимые заслуги Байтурсынова перед казахским народам, назвал его «вождем казахской интеллигенции».

Работа содержит 1 файл

Ахмет Байтурсынов.docx

— 28.52 Кб (Скачать)

Ахмет Байтурсынов

Вся жизнь Ахмета Байтурсынова была пронизана пламенной заботой о самоопределении казахов, развитии культуры, образовании и науки, сохранении в веках самобытного народного творчества самого духа нации. Не случайно М. Ауэзов еще в 1923 году, учитывая неоценимые заслуги Байтурсынова перед казахским народам, назвал его «вождем казахской интеллигенции».

Ахмет Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Мыржакып Дулатов.

А. Байтурсынов родился 28 января 1873 года в урочище Сартюбек Тургайского уезда в семье простого крестьянина. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком народного батыра Умбетая, был храбрым, умным человеком, с чувством собственного достоинства, не мирившимся с производством и бесправием в казахских аулах, часто вступавшим в конфликт с местными феодалами и царскими властями. 

А. Байтурсынов родился 18 января 1873 года в местности Сарытубек, Жангельдинского района, Тургайской области. 

Отец А. Байтурсынова пользовался большим авторитетом у сородичей, был человеком глубокого ума, умел защищать интересы своих земляков. Однажды в аул с отрядом приехал начальник уезда, полковник Яковлев и устроил погром. Не вынеся оскорблений, нанесенных царскими служителями, отец Байтурсынова вместе со своими братьями Актасом и Сабалаком избили уездного начальника. За этот поступок их обвинили в заговоре «против царя» и выслали на 15 лет в Итжеккен - дальние сибирские края. Ахмету тогда было 13 лет. 

Его, остававшегося  беспризорным, один из уцелевших родственников  отдает в Тургайское двухклассное русско-казахское  училище. Окончив его с большими трудностями и лишениями, А. Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырехлетнюю учительскую школу, основанную выдающимся казахским просветителем Ибраем Алтынсариным. Одаренный от природы и настойчивый по характеру Ахмет, перебиваясь с хлеба на воду, в 1895 году заканчивает полный курс обучения. 

В 1896 году Ахмет едет в волость Батпак Актюбинского уезда и работает учителем школы Ахметкерея Катыбакова, через некоторое время переезжает в местечко Аулиеколь ныне Аулиекольский район Костанайской области – на должность учителя школы. Затем Ахмет преподает в г. Костанае в двухклассном русско-казахском училище.

В 1885 году Байтурсын и его брат были осуждены на 15 лет и сосланы в Сибирь за то, что разбили голову начальнику уезда. Расправа властей над отцом, родственниками и поддержавшими их аульчанами оставила горькое впечатлениеу будущего поэта. В «Письме к матери», написанном в 1909 годуиз Семипалатинской тюрьмы, А. Байтурсынов об этих событиях пишет так: Сердце моё, сражённое в 13 лет, сохранило неизлечимую рану и глубокий след. Ахмет обучался грамоте у аульного муллы. В 1886 году он поступил в Тургайское двухклассное русско-казахское училище, затем учился в школе киргизских учителей в Оренбурге, которую окончил в 1895 году. Он долго учительствовал в аульных, волостных школах, а также двухклассных русско-казахских училищах в Актюбинском, Каркалинском уездах и в городе Кустанае. К тем ранним временам относятся стихи, которым он дал название «Сеятель разума». Ахмет Байтурсынов был одним из первых просветителей Казахстана, которые осознали, что просвещение, образование принест ощутимую пользу народу лишь в условиях свободы, общественных перемен. Он нередко выступал с разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики царского самодержавия. 

Революция 1905-1907 годов  вызвала в нём надежду на перемены, он активно участвует в народных волнениях, часто выступает перед  демонстрантами, организует группу казахских  интеллигентов, вместе с ними составляет петицию в адрес правительства  в Петербурге.В годы наступления реакции продолжает работу в подпольных организациях. Жандармы арестовывают Байтурсынова и его товарищей и в 1909 году заключают в Семипалатинскую тюрьму, продержав под следствием восемь месяцев. Затем его выслали за пределы казахской земли, долгое время он находился под надзором полиции, но борьбу за свободу своего народа не прекращал. 

В те годы он писал стихи и сделал перевод из русской классики, в частности из произведений И.А. Крылова. Сборник «Сорок басен» А.Байтурсынова увидел свет в 1909 году в Петербурге. Он принёс ему известность поэта, переводчика и человека, болеющего всей душой за народ. Сборник стихов «Комар» выходил отдельными изданиями в 1911 и 1914 годах в Оренбурге. Стремясь вызволить народ из оков отсталости, Ахмет Байтурсынов глубоко понимал, что подъём культуры можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение достижений общечеловеческой цивилизации. К этим годам относится начало пути А.Байтурсынова по стезе науки. Исследуя природу казахского языка , он пишет статьи и учебники по языкознанию, впоследствии появляются его научные исследования по языкознанию.

1913-1917 гг. – примечательный  период в жизни Ахмета Байтурсынова. Он был редактором газеты «Казах», единственной тогда на казахском языке, выпускавшейся в Оренбурге. Здесь он публикует немало своих статей по вопросам просвещения, литературы и языкознания, знакомя читателей с богатым культурным наследием народа, призывая к свету знаний, духовному совершенству. 

В бурные годы Февральской  и Октябрьской революций, как  и многие представители российской и казахской интеллигенции, А.Байтурсынов не сразу разобрался в сути и содерджании происходящих событий и некоторое время находился под влиянием националистических настроений. Но вскоре в 1919 году, убедившись в пагубности для казахского народа политики правых националистических партий, он переходит на сторону совесткой власти, участвует в работе Революционного комитета по управлению Казахским краем. Получив мандат за подписью В.И. Ленина, он бессменно трудится в его составе, внеся заметный вклад в подготовку государственности казахского народа. После образования Казахской советской республики, будучи членом правительства., А. Байтурсынов работает наркомом просвещения республики, затем в газете «Ак жол», в академическом центре Казахстана при народном Комиссариате просвещения, пишет ряд трудов по языкознанию и литературоведению. 

В ходе гражданской  войны советское руководство, стремясь привлечь квалифицированных специалистов на сторону революции, издает постановление  ВЦИК от 4 апреля 1919 г., в котором, в  частности, говорилось, что "киргизы (казахи), принимавшие участие в  гражданской войне против советской  власти, а также члены и сотрудники бывшего национального киргизского правительства "Алаш-Орды" за прежнюю свою контрреволюционную деятельность никакому преследованию и наказанию не подлежат". После этого постановления многие лидеры правительства "Алаш-Орды" перешли на сторону советской власти.

В августе 1919 года в статье "Революция и киргизы" Ахмет Байтурсынов писал "Провозглашение "Декларации прав народов России" можно считать началом внимательного отношения к казахскому национальному вопросу, я могу от чистого сердца успокоить товарищей, что, предпочитая советскую власть колчаковской, мы не ошиблись".

Однако волна  жестоких репрессий обрушилась и  на Казахстан. В результате пострадала прежде всего казахская творческая интеллигенция, перешедшая на сторону советской власти и по мере сил служившая ей в последующие годы. С уничтожением таких личностей, как Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Сакен Сейфуллин, Магжан Жумабаев и др. Серьезный урон понесли наука и литература Казахстана.

Надо отметить должное: советская власть не жалела сил для развития просвещения. Особое внимание уделялось женщинам-казашкам. В 1930-31 учебном году был внесен всеобуч в оседлых районах, а с 1931 года - в районах с кочевым населением. Огромное внимание на ускорение культурного прогресса оказали многие деятели национальной интеллигенции. В те годы огромной популярностью пользовались написанные Ахметом Байтурсыновым учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 20-годы несколько изданий.

20-30-е годы были  также периодом становления науки  в Казахстане. Крупным центром  изучения истории, этнографии, экономики  края и естественных наук стало  общество изучения Казахстана. В  работе естественно-георгафической, этнографической и историко-археологической секций общества принимали участие видные ученые С. Асфендияров, А. Затаевич, А. Байтурсынов, Ж. Аймауытов и др.

В те же годы в Казахстане началось преследование деятелей дореволюционной  интеллигенции, которой инкриминировалась  нелегальная деятельность по воссозданию  алаш-ордынского движения. В 1920 г. был арестован Ахмет Байтурсынов. Он был выслан в Архангельск, а жена с дочкой Шолпан - в Томскую область. Но в 1934 году по ходатайству Е. Пешковой, работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Однако в октябре 1937 года он был снова арестован и растрелян.

В тяжёлые дни  перегиба в числе трёх десятков государственных  и культурных деятелей без всяких оснований в 1929 году А. Байтурсынов был арестован, сидел в тюрьме, затем сослан в Архангельск. В 1934 году благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е. П. Пешковой, с помощью Международного Красного Креста его освободили, но свобода длилась недолго, в 1937 году А.Байтурсынова вторично арестовали и вскоре приговорили к расстрелу. Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава преступления. Такова была тяжёлая судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа. 

Наряду с работой  учителя и занятием наукой, активной общественной деятельностью А. Байтурсынов плодотворно работал в области художественного слова, принимал участие в развитии реалистических, гуманистических, просветительских традиций казахской литературы в условиях 20 века. На рубеже 19-20 веков одной из главных проблем казахской литературы был национальный вопрос, состояние казахского общества, пути его развития. 

А. Байтурсынов активно включился в литературный процесс сборниками стихов и переводов «Кырык мысал» (Сорок басен), «Маса» (Комар), изданием образцов фольклора, разработкой проблем истории и теории казахской дитературы в научно-теоретических статьях, трудах, учебниках.

Однако его плодотворная научно-творческая деятельность в конце  двадцатых годов была насильственно  прервана. В июне 1929 года он был на 10 лет арестован и выслан в  Архангельскую область, а жена и  дочь отправлены в Томск. В результате активного вмешательства А.М. Горького и Е. Пешковой через международную организацию Красного Креста в 1934 году ему удается соединиться семьей и вернуться в Алма-Ату. Но прежний ярлык «классового врага» как клеймо позора постоянно преследует его. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря расстрелян как «враг народа» в застенках НКВД. 

И вот через много  лет доброе имя А. Байтурсынова восстановлено, а его бесценные творения возвращены народу. Память замечательного человека нашего земляка А. Байтурсынова увековечены в г. Костанае. Его имя носит Кустанайский Государственный Университет. В городском парке установлен памятник, одна из центральных улиц города носит его имя. 

Многогранный талант А. Байтурсынова позволял ему пробовать силу пера в поэзии, публицистике, науке и других отраслях культуры. Он является не только ученым, составителем многих учебников, переводчиком, этнографам, но и автором многих стихов, доступных для детей младшего возраста.Его стихи дети быстро запоминали и по ним учились грамоте. Ахмет – был великим Устазом – Учителем с большой буквы детей и взрослых. Он был и остался в памяти народа светлым лучом казахской науки и культуры

Информация о работе Ахмет Байтурсынов