Александр Николаевич Островский «Как закалялась сталь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:03, доклад

Описание работы

Александр Николаевич Островский [31.3(12.4).1823 - 2(14).6.1886] - российский драматург. Родился в семье чиновника-юриста; мать - родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность провел в Замоскворечье - особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом. Образование получил в 1-й Московской гимназии (1835-1840) и на юридическом факультете Московского университета (1840-1843; не окончил).

Работа содержит 1 файл

Доклад островский.docx

— 159.67 Кб (Скачать)
 
 
 

Доклад

По литературе

На тему:

Александр  Николаевич Островский

«Как   закалялась сталь»

Ученица 11 «г»Кл  Бузина Ульяна 
 
 
 
 
 
 

2011г 

 

Александр Николаевич Островский [31.3(12.4).1823 - 2(14).6.1886] - российский драматург. Родился в  семье чиновника-юриста; мать - родом  из низшего духовенства. Детство  и раннюю юность провел в Замоскворечье - особом уголке Москвы с его устоявшимся  купеческо-мещанским бытом. Образование  получил в 1-й Московской гимназии (1835-1840) и на юридическом факультете Московского университета (1840-1843; не окончил). Служба в московских судах (1843-1851) многое дала Островскому как  писателю. Первые литературные опыты  Островского в прозе отмечены влиянием натуральной школы ("Записки  замоскворецкого жителя", 1847). В  том же году в "Московском городском  листке" было опубликовано его первое драматическое произведение "Картина семейного счастья" (в позднейших публикациях - "Семейная картина"). Литературная известность Островскому принесла опубликованная в 1850 году комедия "Свои люди - сочтемся!" (первоначальное название - "Банкрут"). Еще до публикации она стала популярной (в чтении автора и П. М. Садовского), вызвала одобрительные отклики Николая Гоголя, Ивана Гончарова, Т. H. Грановского и др. Комедия была запрещена к представлению на сцене (впервые поставлена в 1861 году), а автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции.

В своих  литературных дебютах Островский придерживался  направления, которое сам определил  как обличительное, "нравственно-общественное". Быт купечества с его грубой примитивностью и господством обмана был им представлен  сатирически. Тщательная разработка характеров, точность социально-бытовых картин, юмор, красочный язык - первые завоевания реализма молодого Островского. В комедии "Бедная невеста" (1851) драматург  попытался создать социально-психологическую  пьесу из чиновничьего быта. Ранние пьесы Островского публиковались, как правило, в консервативном журнале "Москвитянин", в котором Островский особенно активно сотрудничал и  как редактор, и как критик в 1850-1851 годах; некоторое время он входил в т. н. "молодую редакцию" журнала, с ее членами он был связан тесной личной дружбой. Отчасти под влиянием этого кружка и его главного идеолога А. А. Григорьева в пьесах Островского "Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок" (1853), "Не так  живи, как хочется" (1854) зазвучали  мотивы идеализации русской патриархальности, обычаев старины. Эти настроения приглушили критический пафос Островского. Но вместе с тем в пьесах этого  цикла велись поиски положительного содержания народной жизни, были созданы  такие самобытные характеры, как  Любим Торцов. Выросла в этих пьесах и драматургическая техника Островского. Начиная с комедии "Не в свои сани не садись", поставленной в 1853 году Московской драматической труппой  на сценической площадке Большого театра, пьесы Островского быстро завоевывают  репертуар: в течение более чем  трех десятилетий почти каждый сезон  в московском Малом и петербургском  Александринском театрах отмечен  постановкой его новой пьесы.

В конце 1930 года тяжело больной Николай Островский начинает писать роман «Как закалялась сталь». Изначально текст романа писался  Островским от руки, однако, по причине  болезни строка находила на строку, разбирать написанное было трудно, темпы написания не удовлетворяли  писателя. Однажды он попросил ассистентку  взять картонную папку и прорезать  в ней полосы размером строки, так  родилась мысль о транспораторе, сперва это не очень получалось, но техника пользованием транспоратором совершенствовалась с каждым днем, сначала в транспоратор вкладывали по листику, потом стали вкладывать сразу пачку бумаги. Работал автор  по ночам в тишине, исписанную страницу нумеровал и сбрасывал на пол. Через какое-то время рука стала  болеть и отказала. С этого момента  роман стал писаться под диктовку. Диктовал он медленно, отдельными фразами, с большими перерывами между ними. В процессе написания возникли трудности  с бумагой, которые с большим  трудом удалось решить. Весь 1931 год  шла напряженная работа над первой частью романа, к маю были написаны первые пять глав, к 25 октября все  девять глав первой части романа были закончены. В апреле 1932 года писатель получает заказ от издательства на второй том романа. В связи с  резким ухудшением здоровья писатель переезжает на юг к морю, где продолжает работу над произведением. Вторая часть  романа полностью пишется под  диктовку и заканчивается к середине 1932 года. После издания Островский пишет: «Книга издана, значит признана! Значит - есть для чего жить!». Посланная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию: «выведенные типы нереальны». Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи, относительно которой была дана установка партийных органов. После этого рукопись активно редактировали заместитель главного редактора «Молодой Гвардии» Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева, известная писательница того времени (писатель Юрий Буйда даже приписывает ей реальное авторство романа). Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича, который «отдавал мне целые дни своего отдыха». В ЦГАЛИ есть фотокопии рукописи романа, которые зафиксировали почерки 19 человек. Официально считается, что Островский диктовал текст книги «добровольным секретарям». Профессор В. В. Мусатов утверждает, что «сам процесс создания текста романа носил именно коллективный характер». При этом он ссылается на свидетельство М. К. Куприной-Иорданской, передававшей слова литературного критика Генриха Ленобля (ум. 1964), называвшего себя одним из соавторов романа. По ее словам Ленобль говорил, «что роман „Как закалялась сталь“ делали семь человек. Авторский вариант романа был совершенно неудобочитаем». Куприна-Иорданская спросила Ленобля: «Зачем вы пошли на этот обман?», на что тот ответил: «Все равно, если бы не я, кто-нибудь другой это сделал». В апреле 1932 года журнал «Молодая Гвардия» начал публиковать роман Островского; в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть. Роман сразу приобрел большую популярность.

Описанное в романе «необыкновенное  время»  включает  первую  мировую

войну, Февральскую  и Октябрьскую революции,  гражданскую  войну,  борьбу  с

разрухой,  бандитизмом,  мелкобуржуазными   элементами,   отпор   партийной

оппозиции, период индустриализации страны. Эти  события формируют характер и

психологию  героев романа,  отражаются  на  судьбах  людей,  творящих  новые

общественные  отношения.

В романе очень  много действующих лиц (около 200),  и  всех  их  можно

разделить на два противостоящих лагеря.

В  этой  борьбе  двух  враждебных  сил  выковывался  новый  человек,

формировались новые представления о жизни, новая  мораль.  Автор  стремился

показать  как  закалялись  характеры  первого  поколения   коммунистической

молодёжи, проходящего  через разнообразные жизненные  испытания, находящегося

всегда впереди, на линии  огня.  Н.  Островский,  объясняя  смысл  заглавия

романа говорил: «Сталь закаляется при большом огне  и  сильном  охлаждении.

Тогда она  становится крепкой и ничего не  боится.  Так  закалялось  и  наше

поколение в борьбе и страшных испытаниях и  училось не падать перед жизнью».

Этой задачей, стоящей перед автором,  и  объясняется  такой  широкий  охват

действительности,  обилие  в  романе   исторических   событий   и   явлений

общественной  жизни страны, строящей  социализм.

В эпизодах  романа  действуют  многочисленные  персонажи,  многие  из

которых очерчены довольно бегло. Но и те, кто встречается  довольно часто, и

те, кого мы видим в одном эпизоде,  создают  представление  о  коллективном

облике определенной социальной среды. И те и другие  помогают  увидеть  два

лагеря: в  одном из них Корчагин и его  единомышленники, в другом –  яростные

враги революции  или люди, предавшие её идеалы. Эпизодические  лица  помогают

лучше представить  эпоху массовых потрясений,  событий,  затронувших  судьбы

миллионов людей.  Массовость  революционного  движения  в  романе  показана

именно через  эту множественность параллельных человеческих судеб.

Павел Корчагин и окружающие его товарищи  по  борьбе,  жизнь,  идеалы

которых в  той или иной степени повторяют  его жизнь и  духовный  облик,  как

раз и создают  тот типичный «образ молодого бойца, на которого равнялась  бы

молодежь». Иван Жаркий, Серёжа Брузжак, Рита Устинова, Панкратов,  Гришутка

Хороводько  и другие при всей своей индивидуальности несут в себе то  общее,

что повторяется  от характера к характеру,  и  в  результате  полно  и  ярко

раскрывают  черты молодой гвардии большевиков.

Роль партии в революции показана через коллективный образ, включающий

такие фигуры, как Федор Жухрай, Зоя Игнатьева, слесарь  Токарев,  Жигирева,

Чернокозов  и др. И хотя появляются они в  романе эпизодически  и  каждый  из

них  очерчен  двумя-тремя  штрихами,  все  вместе  они   создают   глубокое

представление о роли партии в революции и  гражданском строительстве, о типе

коммуниста  – организатора и воспитателя  масс.

Страстное стремление остаться  в  строю  борцов  за  идеи  коммунизма

руководит  Павлом  Корчагиным.  Начинается  битва  с  недугами.   И   здесь

сказывается героизм Павла и трагизм его  положения, так как он  терпит  одно

поражение за другим в этой битве. Но оптимизм этой трагедии в «победе  духа

над телом», в найденном пути возвращения  в общий строй  бойцов,  в  слиянии

личного с  общественным, в активном  участи  в  жизни  страны  и  воспитания

молодых коммунистов  пламенным словом писателя-бойца.

Воплощая  в своем герое, в его характере  и поступках черты нового типа

человеческой  личности, носителя героического  начала,  коммуниста-бойца  за

идеалы народа, Островский  создает  образ  положительного  героя,  духовный

строй и  общественное поведение являют собой  норму, могут  служить  образцом

для подражания.

В галерее  положительных образов советской  литературы  Павел  Корчагин

занимает  особое место: в нем как  бы  собраны  и  обобщены  главные  черты,

присущие  человеку социалистического общества. Павел Корчагин словно вбирает

в себя черты  главных героев Фурманова и Кина, Гладкова и Фадеева,  воплощая

целый  характер  современника  с  присущими   ему   душевной   чистотой   и

воинствующей  идейностью,   простой   и   вместе   с   тем   необыкновенной

героичностью.

Павел Корчагин представляет собой «тип такого  положительного  героя,

который непосредственным примером всей своей  жизни  учит  жить,  бороться,

побеждать. И  то,  что  художественный  образ,  воплотивший  в  себе  нормы

коммунистической  морали, стал нарицательным в нашем  народе и  выражает  уже

массовое  явление в жизни,  свидетельствует  об  истинной  народности  этого

образа».

В  книге  болгарского  писателя  Людмила  Стоянова  «О   литературе,

искусстве и культуре» есть следующие слова: «Самое трудное в  литературе  –

создать новый  тип, целостный и правдивый, в  котором тысячи и тысячи находят

что-то свое, от своей судьбы и от своей жизни. Павел Корчагин именно  такой

новый тип, новый человек, и  именно  это  значение  почувствовали  миллионы

читателей, которые его любят, как нечто  свое, близкое».

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 

 

                      

 

 

 

 

Информация о работе Александр Николаевич Островский «Как закалялась сталь»