Александр Трифонович Твардовский

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 20:27, реферат

Описание работы

Биография и творчество Александра Трифоновича Твардовского.

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 101.85 Кб (Скачать)
 
 

    Имя  Александра  Трифоновича  Твардовского,  крупнейшего советского  поэта, лауреата  Ленинской и  Государственных премий, пользуется в нашей  стране широкой  известностью.

    Свобода, юмор, правдивость, удаль, естественность погружения в стихию народной жизни и народной речи покоряли и покоряют читателей Твардовского.

    Его стихи входят в сознание  читателя с детства: “Страна Муравия”, “Тёркин на том свете”, “Дом у дороги”, “За далью даль”, лирика и др.

    Александр Твардовский - одна из самых драматических фигур в литературе и советской действительности середины 20 века, большой национальный поэт.                                  

      Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. Для формирования личности будущего поэта имела значение и относительная начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в своих детях. “Целые зимние вечера, - пишет Твардовский в своей автобиографии ,- у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А.К. Толстого, Никитина произошло таким именно образом”.

       

В 1938 году в жизни Твардовского произошло важное событие - он вступил в ряды Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу после окончания Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ), поэт участвовал в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (в качестве специального корреспондента военной газеты). Первая встреча с героическим народом в военной обстановке имела большое значение для поэта. По словам Твардовского, полученные тогда впечатления предваряли те более глубокие и сильные, которые нахлынули на него в годы ВОВ. Художники рисовали занятные картинки, изображающие необычные фронтовые приключения бывалого солдата Васи Теркина, и поэты составляли к этим картинкам текст. Вася Теркин - лубочный персонаж, совершавший сверхъестественные, головокружительные подвиги: он добывал языка, притворившись снежным комом, накрывал врагов пустыми бочками и закуривал, сидя на одной из них, “он врага на штык берет, как снопы на вилы”. Этот Теркин и его однофамилец - герой одноименной поэмы Твардовского, приобретшего всенародную известность, - несравнимы.

Для некоторых недогадливых читателей Твардовский впоследствии специально намекнет на глубокое различие, существующее между подленным героем и его однофамильцем:

Заключить теперь нельзя ли,

Что, мол горе не беда,

Что ребята встали, взяли

Деревушку без труда?

Что с удачей постоянной

Теркин подвиг совершил:

Русской ложкой деревянной

Восемь фрицев уложил! 
 

Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье, в деревне Грязи Звенигородского района, в самом  начале отпуска.  Вечером того  же дни  он был  в Москве, а  сутки спустя  - направлен  в штаб  Юго-Западного фронта, где  ему  предстояло  работать  во  фронтовой  газете “Красная Армия”.         

           Некоторый  свет на  жизнь поэта  во время  войны проливают его  прозаические  очерки  “Родина и  чужбина~, а  также воспоминания Е. Долматовского,  В. Мурадяна,  Е. Воробьева,  0. Верейского,  знавших  Твардовского  в  те  годы,  В.   Лакшина  и В.  Дементьева,  которым  впоследствии   Александр  Трифонович немало  рассказывал  о  своей  жизни. Так,  В. Лакшину  он рассказал, что “в 1941 году под Киевом...  едва вышел  из окружения.  Редакция  газеты  Юго-Западного  фронта,  в   которой  он работал,  размещалась  в  Киеве.  Приказано  было  не  покидать город  до  последнего  часа...  Армейские  части уже  отошли за Днепр,  а  редакция  все  еще  работала...  Твардовский  спасся чудом:  его  взял  к себе  в машину  полковой комиссар,  и они  едва  выскочили  из   смыкавшегося  кольца   немецкого  окружения”.  Весной  1942  года  он  вторично  попал  в  окружение - на этот раз под  Каневом, из  которого, по  словам И.  С Маршака,  вышел  опять-таки “чудом” . В  середине 1942  года Твардовский  был  перемещен  с  Юго-Западного  фронта  на Западный, и  теперь  до  самого конца  войны его  родным домом  стала редакция  фронтовой   газеты  “Красноармейская   правда”.  Стала она родным домом и легендарного Тёркина.         

    В годы войны создана А.Твардовским и самая знаменитая его поэма  "Василий Теркин". Его герой стал символом русского солдата, его образ  - предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших  его проявлениях. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а  живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе  соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и  современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором  (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину, который нынче  решено поставить на смоленской земле, совсем не случайно решено  обозначить портретное сходство героя и его создателя).  

    Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник бойцу Василию Теркину. Памятник литературному герою - вещь вообще редкая, а в нашей стране в особенности. Но мне кажется, что герой Твардовского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале. Многие из них не обрели даже своей могилы. Пусть же памятник Василию Теркину будет памятником и им.

    Если бы меня спросили, почему Василий Теркин стал одним из моих самых любимых литературных героев, я бы сказал: "Мне нравится его жизнелюбие." Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто "не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули". Порой мерзнет или голодает, не имеет вести от родных. А он не унывает. Живет и радуется жизни:

    "Ведь он в кухне - с места, 

    С места - в бой,

    Курит, ест и пьет со смаком 

    На позиции любой".  

    Теркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слушать его то шутливые, а то и серьезные рассказы. Вот они лежат в болотах, где перемокшая пехота мечтает уже даже о том, чтобы "хоть бы смерть, да на сухом". Сыплет дождик. И даже покурить нельзя: размокли спички. Солдаты все клянут, и кажется им, "хуже нет уже беды". А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там: вся Россия! Вот в прошлом году, когда немец, рвался к Москве и пел "Москва моя", тогда и нужно было кручиниться. А нынче немец совсем не тот, "этой песней прошлогодней нынче немец не певец". А мы про себя думаем, что ведь и в прошлом году, когда совсем тошно было, находил Василий слова, которые помогали товарищам. Такой уж у него талант. Такой талант, что, лежа в мокром болоте, засмеялись товарищи: легче стало на душе. Но больше всего мне нравится глава "Смерть и воин", в которой раненый герой замерзает и чудится ему, что пришла к нему смерть. И стало трудно спорить ему с ней, потому что истекал он кровью и хотел покоя. И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость-то в том, что или замерзнуть, или рыть окопы, или бояться, что убьют тебя... Но не таков Василий, чтобы легко сдаться Косой.

    "Буду пикать, выть от боли, 

    Гибнуть в поле без следа,

    Но тебе по доброй воле 

    Я не сдамся никогда",

    - шепчет он. И воин побеждает смерть.

    "Книга про бойца" была очень нужной на фронте, она поднимала дух  солдат, побуждала сражаться за Родину до последней капли крови.

    Теркин - это и  боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с  присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в  главе "Кто стрелял?" он из винтовки сбивает вражеский самолет), и  человек необычайной стойкости - в главе "Переправа" рассказано о  подвиге - Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что  взвод на правом берегу,- и умелец, мастер на все руки. Написана поэма  с той удивительной классической простотой, которую сам автор  обозначил, как творческую задачу: 

    "Пусть читатель вероятный  

    Скажет с книжкою в руке: 

     - Вот стихи, а все понятно,  

    Все на русском языке". 

      Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Герой по имени Василий Теркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940).Слова героя поэмы:

«Я вторую, брат, войну

На веку воюю»

      Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает:  

«Не горюй, у немца этот

Не последний самолет» 

      Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают  командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им: 

              «Уберите эту бабу,

            Я солдат еще живой» 

      В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду.

      Черты характера героя и трактуются поэтом как черты образа собирательного: Теркин неотделим и неотъемлем от воинствующего народа. Интересно, что всем бойцам -  независимо от их возраста, вкусов, воинского опыта - хорошо с Василием; где бы он не появился - в бою, на отдыхе, в пути, - между ним и бойцами мгновенно устанавливается контакт, дружелюбие, взаимное расположение. Об этом говорит буквально каждая сцена. Бойцы прислушиваются к шутливым пререканиям Теркина с поваром при первом же появлении героя:

      И усевшись под сосной,

      Кашу ест, ссутулясь.

      “Свой?” - бойцы между собой,-

      “Свой!” - переглянулись. 

      Патриотизм и коллективизм героя автор оттеняет и негативно: он подчеркивает отсутствие в Теркине черт индивидуализма, эгоизма, озабоченности своей персоной. 

      Мне не надо, братцы, ордена,

      Мне слава не нужна. 

       В поле зрения А.Т.Твардовского в поэме «Василий Теркин» находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют - они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное - мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.

      В главе «От автора» изображается процесс «мифологизации» главного персонажа поэмы. Теркин назван автором «святым и грешным русским чудо - человеком». Имя Василия Теркина стало легендарным и нарицательным.

      Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т.Твардовский  создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.  

Информация о работе Александр Трифонович Твардовский