Анализ Евгения Онегина

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:48, сочинение

Описание работы

анализ содержания произведения, основных идей

Работа содержит 1 файл

Пушкин.docx

— 23.66 Кб (Скачать)

    Давно обращено внимание на отношение Пушкина  к античности, на общую роль, которую  античный мир играл в творчестве и мировоззрении Пушкина в  течение всей его жизни.

    Однако  давние тщательные изучения отношений  Пушкина к литературам и истории  древнего мира обычно велись у нас  на эмпирическом изучении материалов, без стремления синтезировать, систематизировать  и — главное — осмыслить  большую проблему, покрываемую понятием — Пушкин и античность.

Наследие греко-римской  античности — одно из главных и  постоянных мотивов творчества А. С. Пушкина. Сюжеты ряда его сочинений развивают темы античной литературы и истории; произведения пестрят именами и образами исторических деятелей, героев и богов античного мира; большое количество стихов представляют собой переводы из древних поэтов или вариации на их темы; многочисленные отрывки и наброски, в которых речь идет о литературе и истории классической древности, как бы документируют частые раздумья поэта над историческим опытом античности и его осмыслением в культуре последующих веков.  Мы наблюдаем за тем, как описывает А.С. Пушкин своих героев, сравнивая и сопоставляя их с героями античности, придаёт им те же достоинства и недостатки, какими по его мнению были наделены герои и боги античного мира. Так, один из выдающихся произведений А.С. Пушкина «Евгений Онегин» также вобрал в себя мотивы античности. Какие герои и боги античного мира использованы в этом романе и какой смысл они придают ему, я бы хотела изложить в своей контрольной работе. 

    Так вновь подтвердилось памятливое внимание Пушкина к преданиям  древности:

              ...дней минувших анекдоты 
              От Ромула до наших дней 
              Хранил он в памяти своей
              1

писал Пушкин в первой главе „Онегина“. Сам он имел особый вкус к наиболее редким изводам исторического анекдота. 

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВЕСНЫ  ВО ВСТУПЛЕНИИ К 7 ГЛАВЕ «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА»

В стихотворении, посвященном окончанию романа «Евгений Онегин», Пушкин писал:

«Миг вожделенный  настал: окончен мой труд многолетний.

Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик не нужный,

Плату принявший свою, чуждый работе другой?

Иль жаль мне  труда, молчаливого спутника ночи,

Друга Авроры златой, друга пенатов святых?»

Аврора в древнегреческой мифологии богиня утренней зари. Слово "аврора" происходит от латинского aura, что означает "предрассветный ветерок" Данный античный образ Авроры здесь применён не случайно.  Думаю Аврора для героя это что-то вроде света, того лучика света, который в конце концов приводит каждого из нас к своему пути, когда уже ничего не удерживает человека, всё что он хотел сделать уже сделано и теперь остаётся только стоять посреди всего этого, труд уже окончен и от этого осмысления становится даже немного грустно.

Строки гекзаметра невольно обращают наш взгляд к Гомеру, и действительно сам текст  романа свидетельствует, что Пушкин много размышлял об « Илиаде» Гомера, работая над своим романом.

Сходя с гомеровского Олимпа «под тень долины малой», мы невольно погружаемся в мир Татьяны  Лариной, ощущаем ее неразрывную  связь с природой, и этот мир  оказывается насыщенным античными  образами, придающими происходящему  особый подтекст и смысл. Цельность  и чистота мировосприятия гомеровских  героев в чем - то перекликаются с  цельностью и чистотой образа Татьяны  Лариной, с которым Пушкину так  трудно было расставаться в последних  строках романа.

Еще один образ  стоит в ряду античных ассоциаций, связывающих Татьяну с природой, хотя сопоставление здесь, может  быть, не так явно, как в третьей  главе. Луна, везде и всюду сопровождающая Татьяну на страницах романа, названа  именем Дианы, вечно юной, вечно девственной богини-охотницы. «Лучом Дианы» озарена в романе Татьяна Ларина. Ее перемещение в пространстве часто связано с движением луны по небосводу. Татьяна и луна подчас неразлучны.

«Настанет ночь, луна обходит 

Дозором дальний  свод небес...

И между тем  луна сияла

И томным светом озаряла

Татьяны бледные  красы ...

И все дремало  в тишине

При вдохновительной  луне...

И сердцем далеко носилась

Татьяна, смотря на луну...

... И вот она  одна.

Все тихо. Светит ей луна.

Облокотись, Татьяна  пишет...» 

Лунным светом озарено начало письма Татьяны к  Онегину и им же оно завершается:

«Но вот уж лунного  луча

Сиянье гаснет...»

И вот опять  луна — в час гадания.

Различны образы вселенной в раннем русском реалистическом романе, и по-разному чувствует  себя человек среди бесконечности. Татьяна Ларина смотрит на небо не взором мгновенным, а взором долгим, поэтому ее вселенная пронизана  движением света: хоровод звезд  — исчезает, край земли — светлеет. В ее глазах вселенная всегда движется.

Перед глазами  Онегина, как и перед глазами  Татьяны, переливается световая стихия, но это не стихия звезд, луны, солнца. Это блеск фонарей, свечей, отсвет камина. Лишь однажды перед его  глазами возникает луна, да и то как повод для иронического сравнения, когда он говорит об Ольге: «Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне».

Поисками эпической  гармонии между миром и человеком  пронизано все сюжетное действие романа «Евгений Онегин».

Любовь к Татьяне  пробуждает в Онегине обостренное  чувство природы. Кончилось существование, когда он не чувствовал ни дня, ни ночи а время измерялось чередованием балов и обедов. Кончилась пора пустой праздности в деревне, которой  Онегин отдавался «нечувствительно». Кончилось пустое и бессмысленное  путешествие в никуда, где он мечтал о смерти. Теперь для Онегина «дорог день» и «дорог час». Чувство времени становится обостренным:

«Я знаю, век  уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я».

Стремление Онегина  обогнать природу, оказаться умнее  будущего сказалось в его ответе Татьяне: «Я сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас». Онегин голосом  холодного разума пытается заглушить  возникающее в нем чувство  и предупредить события, но в конце  романа побеждает голос природы, голос любви.

Драма человеческого  бытия раскрывается здесь на фоне исторической и природной бесконечности  мира. Время действия романа «Евгений Онегин» — вечность, а место  действия — вся вселенная. Укажу  здесь в подтверждение этой мысли  на огромную роль пространственных пейзажей в «Евгении Онегине», на его световую палитру.

Не учитывая этой глубокой взаимосвязи, трудно понять, каким образом «Евгений Онегин», произведение внешне, казалось бы, далекое  от прямой постановки философских проблем (в противоположность, например, «Фаусту» Гёте), дало нам столь глубокое понимание  смысли человеческой жизни и места  человека среди природной и исторической бесконечности.

У Пушкина образ  природы создан эпическими красками. В этом отношении пейзажи Пушкина  заключалась восстанавливают гомеровский, или, как говорил Кони, «языческий» взгляд на природу.

Как отметил  А. Ф. Лосев, внутренний мир человека в «Илиаде» не столько сравнивается с природой, сколько уподобляется в ней, порой до полного тождества. В эпосе Гомера преобладает живопись действием. Вместо движения чувств перед  нами перемещение в пространстве пластических телесных образов (тучи, горы).У Пушкина природа раскрывается через человека, а человек - через природу.

Весна - это еще  и любовь, любовь - это еще и  весна:

«Пора пришла, она  влюбилась.

Так в землю  падшее зерно

Весны огнем  оживлено».

Понятие природы  включает здесь в себя природу  человеческих чувств и отношений, не растворяя их в чисто субъективном переживании.

Такой параллелизм  в зачатке существовал еще  в древности, когда психические  процессы уподоблялись движению ветра, огня, воды. Так, в «Илиаде» Гомера душевное состояние героев перед битвой, их бесстрашие полностью выражено в  пластических образах природы:

Весна возникает  в конце романа не только как время  года, но и как любовь Онегина:

«Дни мчались, в воздухе нагретом

Уж разрешалася зима...

Весна живит  его: впервые 

Свои покои  запертые,

Где зимовал  он, как сурок...

Он ясным утром  оставляет,

Несется вдоль  Невы в санях.

На синих иссеченных льдах

Играет солнце; грязно тает

На улицах разрытый снег...»

Она не просто условное отражение внутреннего мира, она  реально зрима, хотя и одновременно сравнение. То что происходит в душе Онегина, подобно тому, что происходит в природе. Гердер не смог найти в этом отрывке найти лирическую живопись чувством. Здесь преобладает живопись действием- играет солнце, тает снег, Онегин несется вдоль Невы на санях. В то же время зримые и осязаемые образы передают незримое движение чувств.

Природа с самого начала открытая взору Татьяны, скрыта от глаз Онегина, как скрыта была для него в начале природа собственных чувств.

Мысль о внутреннем разладе Онегина с природой возникает  уже при чтении первых страниц  романа. Правда, это пока лишь внешние  контрасты его образа жизни с  образами природы. С Татьяной читатель встречается в момент ее глубокой задумчивости, на фоне звездного неба. Онегин влетает в повествование  «на почтовых». «Помчался», «поспешил», «стремглав»

2.3.2. ПОИСКИ ЭПИЧЕСКОЙ  ГАРМОНИИ МЕЖДУ МИРОМ И ЧЕЛОВЕКОМ

Справедливо пишет  Д. Благой: «О сознании поэтом грандиозности  этого художественного задания, масштабах его свидетельствуют  неоднократно возникавшие в нем  в процессе работы над «Онегиным» и в высшей степени характерные  аналогии с такими величайшими творениями художественного слова, как «Илиада» Гомера. «Божественная комедия» Данте, «Фауст» Гёте».

Поистине гениально  противопоставляет Пушкин свою Музу пошлости света,

заставляя читателей  еще яснее осознавать трагедию всего  поколения, и в

частности Онегина. Автор обращается к античности, к  природе, будто отрывает Татьяну  от всего земного, пытаясь сказать, что девочка эта – «совершеннейший  эфир», но одновременно, символизируя собой поэзию, Татьяна полна жизни, а ее близость к народу, к старине  лишь подтверждает: Татьяна твердо стоит на своей почве. В Татьяне  сразу чувствуется «улыбка жизни, светлый взгляд, играющий переливами быстро сменяющихся ощущений».

Обратим внимание на то, как рисует нам свою героиню  Пушкин. В романе почти полностью  отсутствует портрет Татьяны, что  в свою очередь выделяет ее из всех барышень того времени, например, портрет  Ольги дан автором очень подробно. В этом смысле важно, что Пушкин вводит в роман тонкие сопоставления  своей героини с античными  богами природы. И здесь обращением к античным богам Пушкин дает нам  возможность представить себе прекрасный облик Татьяны. И в то же время  сама античность, которая является неотъемлемой особенностью романа, лишь вновь доказывает, что внешняя  красота Татьяны неразрывно связана  с ее богатым духовным миром. Тут  надо отметить и то, что связь  Татьяны с античностью в романе является и композиционной особенностью, так как позволяет Пушкину  везде и всюду вести за собой  свою героиню, воплощая ее в образах  античных богов. Так, например, одним  из самых частых спутников Татьяны  является образ вечно юной, вечно  девственной богини-охотницы Дианы. Сам выбор Пушкиным именно этой античной богини для своей Тани уже показывает ее вечно юную душу, ее неопытность, наивность, ее незнание пошлости света. С Дианой мы встречаемся уже в  первой

главе:

…вод веселое  стекло не отражает лик Дианы.

Эта строка будто  предвещает появление героини, которая  станет Музой

всего повествования. И, конечно, нельзя не согласиться с  тем, что Пушкин,

Информация о работе Анализ Евгения Онегина