Анализ героев в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:55, реферат

Описание работы

РАСКОЛЬНИКОВ — герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1865-1866). Образ Р. в общекультурном сознании выступает как сугубо идеологический, нарицательный и эмблематичный, оказываясь в ряду так называемых мировых художественных образов, таких, как Дон Кихот, Дон Жуан, Гам-лет, Фауст.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 22.95 Кб (Скачать)

РАСКОЛЬНИКОВ  — герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1865-1866). Образ Р. в общекультурном сознании выступает как сугубо идеологический, нарицательный и эмблематичный, оказываясь в ряду так называемых мировых художественных образов, таких, как Дон Кихот, Дон Жуан, Гам-лет, Фауст. Отсюда возникает проблема прототипов, поскольку образ Р. в равной степени несет конкретно-социальный (привязанный к известной исторической эпохе) и вместе с тем вневременной, общечеловеческий смысл, в конечном итоге стремясь к архетипичности, надындивидуальное™, универсальной этической значимости. Следовательно, прототипы образа Р. можно поделить на реальные, почерпнутые Достоевским преимущественно из уголовной газетной хроники, исторические и литературные. В двух последних приоритетным принципом художественного отбора становятся для Достоевского не внешние черты исторической личности или персонажа, а способ мышления, доминирующая идея.

Раскольников —  человек замечательного ума, он глубоко  и тонко чувствует окружающих, способен к постоянному интеллектуальному  анализу своих и чужих поступков. Он очень замкнут, не общителен. Единственный друг его — это Разумихин. Раскольников задавлен нищетой, он страдает от безысходности  своего положения. Но в то же время  он горд, но его гордость постоянно  ущемляется. Он — яркий пример интеллигента, чересчур увлекшегося размышлениями  и рефлексиями. В итоге, он теряет всякий ориентир в своей жизни  — способность видеть всё и  вся насквозь не помогает его самоопределению. Он готов к осознанию своей  ничтожности, обнаружить себя песчинкой  на берегу жизни, но все время надеется, что окажется «избранным».

Достоевский неоднократно подчеркивает физическое совершенство Раскольникова, что символизирует  его богатые духовные ресурсы, но, подобно нравственным идеалам, это  качество «обезображено» нищетой и  мучительным поиском смысла жизни. Но он ставит цель — стать прекрасным полноценно душой, разумом и телом, что требует от него прохождение  сквозь всяческие страдания и изыскания.В голове Раскольникова созревает идея, по его мнению, неопровержимая — все люди делятся на две категории: «обыкновенные» — те, кому просто приходится плыть по течению жизни, не пытаясь ничего изменить; и «необыкновенные» — как Наполеон, те, кому всё дозволено, даже убийство.

Раскольников долго  не решается на преступление. Он уверен, что, зная все тонкости убийства и  относя себя к людям «необыкновенным», будет способен переступить через  себя и продолжить спокойную, счастливую жизнь, уничтожив «вошь» (речь идет о старухе-процентщице), мешающую всем жить.

Его план был тонко  продуман, как ему самому казалось, до мелочей.

Убийство

Убил старуху-процентщицу  ударом топора по голове, стараясь не запачкаться в крови; вытащил ключ из верхнего правого кармана, открыл укладку, срезал кошель с шеи. Услышав как кто-то вскрикнул, вернулся в комнату. Обнаружив там Лизавету, сестру старухи, убил и её топором (на этот раз ударом лезвия).

После убийства

Достоевский детально исследует мысли и чувства, переживания  героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая  в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В  Родионе развивается болезненная  подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего». Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не «тварь дрожащая». В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

Свидригайлов

В романе «Преступление  и наказание» вводится противовес сомневающемуся и мечущемуся Раскольникову —  Аркадий Иванович Свидригайлов, человек, не задумывающийся о средствах достижения своих целей. Опускаясь в пропасть разврата, теряя веру, Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории Раскольникова.Примечательна мысль Свидригайлова, которая у него появилась за несколько часов до самоубийства: Выйду сейчас, пойду прямо на Петровский: там где-нибудь выберу большой куст, весь облитый дождем, так что чуть-чуть плечом задеть, и миллионы брызг обдадут всю голову...Эта мысль являет собой добравшийся до поверхности зов сердца выйти в люди, где бы он непременно нашел спасение

Центральной фигурой  романа является, конечно, Родион Раскольников.

    Но в  “Преступлении и наказании”  много других действующих лиц.  Это Разумихин, Авдотья Романовна  и Пульхерия Александровна Раскольниковы,  Петр Петрович Лужин, Аркадий  Иванович Свидригайлов, Мармеладовы. 

    Семья  Мармеладовых играет особую роль  в романе. Ведь именно Сонечке  Мармеладовой, ее вере и бескорыстной  любви обязан Раскольников своим  духовным возрождением. Ее великая  любовь, исстрадавшаяся, но чистая  душа, способная даже в убийце  увидеть человека, сопереживать  ему, мучиться вместе с ним,  спасли Раскольникова. Да, Соня  “блудница”, как пишет о ней  Достоевский, но она была вынуждена  продавать себя, чтобы спасти  от голодной смерти детей своей  мачехи. Даже в своем ужасном  положении Соня сумела остаться  человеком, пьянство и разврат  не затронули ее. А ведь перед  ней был яркий пример опустившегося,  полностью раздавленного нищетой  и собственным бессилием отца.

    Терпение  Сони и ее жизненная сила  во многом происходят от ее  веры.

    Она верит  в Бога, в справедливость всем  сердцем, не вдаваясь в сложные  философские рассуждения, верит  слепо, безрассудно. Да и во  что еще может верить восемнадцатилетняя  девушка, все образование которой  — “несколько книг содержания  романтического”, видящая вокруг  себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое? Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова.

    Но если  образ Сони сопровождает нас  на протяжении всего романа, то  ее отца, Семена Захарыча, и мачеху Катерину Ивановну с тремя маленькими детьми мы видим лишь в нескольких эпизодах. Однако эти немногочисленные эпизоды необыкновенно значимы.

    Первая  встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона Раскольникова происходит в самом начале романа, именно тогда, когда Раскольников решается на убийство, впрочем, еще не до конца уверовав в свою “наполеоновскую” теорию. Для Раскольникова Мармеладов — просто пьяненький завсегдатай распивочной. Но, поначалу невнимательно слушая монолог Мармеладова, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и сочувствием. Этот грязный, утративший всякое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и просящий у дочери-проститутки деньги на похмелье, чем-то трогает Раскольникова, запоминается ему. В Семене Захарыче, сквозь его отталкивающую внешность, все же проглядывает что-то человеческое.

    Душа его  не зачерствела, не стала несмотря  ни на что глухой к страданиям  людей. Мармеладов любит жену  и ее маленьких детей. Особенно  трогательны слова Катерины Ивановны  на поминках Мармеладова о  том, что после его смерти  в кармане у ее мужа нашли  мятного петушка. 

    Катерина  Ивановна — совсем другой человек.  Она благородного происхождения,  из разорившейся дворянской семьи,  поэтому ей приходится во много  раз тяжелее, чем падчерице  и мужу. Дело даже не в житейских  трудностях, а в том, что у  Катерины Ивановны нет отдушины  в жизни, как у Сони и Семена  Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же — натура страстная, гордая, бунтарская и нетерпеливая. Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня.

    Сильно  развитое в ней чувство справедливости  побуждает ее к решительным  действиям, что ведет к непониманию  ее поведения окружающими. 

    Широко  известен термин “Петербург Достоевского”.  В “Преступлении и наказании”  “Петербург Достоевского” —  это увеселительные заведения,  кабаки, пьяные женщины, самоубийцы, подлость, злоба и жестокость  большинства людей, мелочные ссоры,  ужасающие внешние условия жизни:  “пыль, кирпич и известка, вонь  из лавочек и распивочных..,”,  комнаты-“гробы” в полуразвалившихся домах.

    Семья  Мармеладовых — одна из тысяч  подобных ей семей бедняков.

    Ф. М.  Достоевский противопоставлением  характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова  и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то, что в изображении семьи Мармеладовых читатель ясно видит Достоевского-гуманиста с его любовью к “маленьким людям” и стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.

Теория Раскольникова  начинается с его статьи, которую  он написал и, в которой он доказывает и отстаивает права «высших» людей  на преступление, на отрицание ими  законов, если преступление совершается  во имя великой идеи, во имя спасения человечества. Несправедливость, голод, безвыходность рождает теорию о  «высших» и «низших» представителях общества в уме совершенно, как  мне кажется, гуманно человека, который  даже переживает за своих современников. Себя он, конечно же, считал одним  из «высших» людей, так как если бы он так не думал, то, по его теории, у него не было бы никаких прав на убийство. Раскольников хотел быть тем, кому всё дозволено. Но он не понимает, что его единоличный бунт против бесчеловечности сам носит бесчеловечный  характер.

    Родиону  Раскольникову не нужны ни  деньги, ни драгоценности. Всё  это – ничто по сравнению  с возведением себя в ряд  «высших» людей. Раскольников  не считает себя преступником. А даже, наоборот: на протяжении  всего романа он не только  не уступает и не раскаивается, но и становится всё более  уверенным в себе, в своей правоте. 

    Теория, которую  исповедует Раскольников, человек,  замученный своими и чужими  горестями, страданиями и бедами, сближает его с непорядочными  людьми, как Лужин и Свидригайлов. Близки они, конечно, не характерами,  а мыслями. Но ведь Свидригайлов  не сумел существовать, совершив  свои преступления, именно поэтому  Раскольникова тянуло к нему, он хотел узнать: как можно  жить после греха. 

    Казалось  бы, он убил и по его теории  можно жить дальше, но он не  может жить дальше спокойно. Он  не выдерживает. Не только потому, что нервы сдали, а, наверное, потому, что сама душа его восстаёт  против железной логики его  теории. По теории, он должен жить  для себя, а отдаёт деньги последние  на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. Содеянное  зло никому не принесло пользы. После совершения преступления  герой постоянно болен: он часто  впадает в беспамятство, его лихорадит.  Он решается открыть свою тайну  Сонечке Мармеладовой, которая также  является преступницей, нарушившей  нравственный закон, погубившей  свою душу. Именно соня, её жертвенность, милосердие, смирение сыграли великую  роль в разоблачении теории  Раскольникова. Именно соня является  главной причиной его духовного  возрождения. 

    Также  Раскольников страдает, видя любовь  к себе близких людей. Он  становится одиноким, даже мать  и сестра делаются ему чужими. И это одиночество сводит его  с ума. Раскольников понимает, что, как был он «вошью»,  так ей и остался. 

Информация о работе Анализ героев в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»