Анализ эпизода из романа «Большие надежды» в контексте концепции романа

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:49, сочинение

Описание работы

Роман «Большие надежды» написан в 1860 году. В романе снова затрагивается тема семьи и судьбы ребенка, как и в «Приключении Оливера Твиста» и «Дэвиде Копперфильде», однако если ранее Диккенс привносил в роман свою веру в чудесный конец даже самой страшной и запутанной истории, теперь он отказывается от этого. Известно, что он хотел закончить роман трагически, но потом передумал, возможно, отчасти потому, что публика всегда восторженно принимала счастливый конец его романов. К моменту написания романа «Большие надежды» произошло много перемен как в личной жизни писателя, так и в его творческих взглядах.

Работа содержит 1 файл

Контр 1.doc

— 30.50 Кб (Скачать)


Анализ эпизода из романа «Большие надежды» в контексте концепции романа

                            Роман «Большие надежды» написан в 1860 году. В романе снова затрагивается тема семьи и судьбы ребенка, как и в  «Приключении Оливера Твиста» и «Дэвиде Копперфильде», однако если ранее Диккенс привносил в роман свою веру в чудесный конец даже самой страшной и запутанной истории, теперь он отказывается от этого. Известно, что он хотел закончить роман трагически, но потом передумал, возможно, отчасти потому, что публика всегда восторженно принимала счастливый конец его романов. К моменту написания романа «Большие надежды» произошло много перемен как в личной жизни писателя, так и в его творческих взглядах. Если в начале своего творческого пути он верил в чудеса и силу добра в человеке, теперь он не уверен в доброте человеческого сердца и не столь оптимистичен по поводу будущего. Следовательно, можно говорить об особенной концепции романа «Большие надежды». Для понимания концепции романа очень важен последний, заключительный эпизод. Именно его я бы и хотела проанализировать.

          В заключительном эпизоде романа Пип приезжает в свою родную деревню и после разговора с Бидди идет гулять, и его тянет к старому дому мисс Хэвишем. Он идет туда, в надежде увидеть Эстеллу, которую так любил. «Фигура,   двигавшаяся   навстречу   мне, остановилась. Подойдя поближе, я разглядел, что это женщина. Когда я подошел еще ближе, она повернула было прочь, но потом, как бы раздумав, дала  мне  с собой поравняться. Тут она вздрогнула, словно изумившись чему-то, произнесла мое имя, и я воскликнул: «Эстелла!». «Я сильно изменилась. Удивительно, как вы меня узнали». Так и произошла их встреча. Читатель ждет, что теперь, после всех пережитых испытаний и внутренней эволюции, герои смогут быть вместе. Но Диккенс решает иначе. «Мы друзья», - говорит Пип. И это не случайно. Стишком много он выстрадал, когда любовь к Эстелле жила в его сердце, слишком сильно она мучила его. Возможно, если бы они не встретились около этого старого дома сейчас, воспоминания о любви все еще обитали бы в его сердце. Теперь же Пип отпустил свою душу на волю, освободил ее. Читателю сложно не заметить и ту эволюцию, что произошла в Эстелле. Она сама осознает эти изменения: «…горе - лучший учитель - научило  меня  понимать,  что  было  в вашем сердце. Жизнь ломала меня и била, но мне хочется думать, что  я  стала лучше. Будьте же ко мне снисходительны и добры, как тогда были,  и  скажите, что мы – друзья». Эстелла никогда не любила Пипа, она была лишь орудием мисс Хэвишем, желавшей отомстить всем мужчинам на свете. Сначала она не понимала своего бессердечия и радовалась тому, что может управлять мужчинами словно куклами, дергая их за ниточки. Но ее сердце все же напомнило о себе, так как не может человек вечно жить, погрузившись только в свой внутренний мир, только брать и ничего не отдавать взамен. Она признается, что научилась понимать, что творилось в сердце Пипа. Она не говорит, что осознала, что такое любовь или что научилась любить. Но, тем не менее, Эстелла говорит, что она часто думала о Пипе: «Была  долгая,  трудная  пора  в  моей жизни, когда я гнала от себя воспоминания о том, что я  отвергла,  не  сумев оценить. Но с тех пор как эти воспоминания уже не противоречат моему  долгу, я позволила им жить в моем сердце». Становится понятно, что Эстелла, скорее всего, полностью излечит свою душу и сможет доверять людям и даже любить.

             Но их история с Пипом закончилась, одним из символов конца является разрушение старого дома мисс Хэвишем, где они впервые увидели друг друга. Земля принадлежит Эстелле, но она продает ее, и теперь прощается с домом, который очень много дал ей и очень много забрал у нее. Тем не менее, дом дорог ей, и она не хочет видеть изменений, которые с ним произойдут. Эстелла прощается с домом, точно также она прощается с Пипом. В ее новой жизни нет места прошлому, хотя оно многому ее научило. Другим символом являются природные явления: когда Пип идет к старому дома, его окружает туман – символ запутанности, отсутствия ясности. Когда же они с Эстеллой, держась за руки, уходят оттуда, туман расступается, поднимается вверх, что говорит о том, что не осталось более ничего непонятного и запутанного как во всей этой истории, так и в их отношениях. Заканчивается ночь, и они уже видят первые яркие проблески рассвета – это тоже символ, символ начала новой жизни, когда одна пора сменяет другую.

             Таким образом, рассмотрев эпизод встречи и прощания Пипа и Эстеллы, можно сделать несколько важных выводов. Благодаря последнему эпизоду романа, можно выделить отличия романа «Большие надежды» от остальных романов Диккенса: нет счастливого конца, нет оптимистичного взгляда в будущее. Несмотря на то, что Диккенс хотел завершить роман трагически и поэтому его герои не остаются вместе и жизнь их полна трудностей, он все-таки дает надежду. Это надежда на счастливое будущее, которое герои заслужили, пройдя много сложных испытаний. Для понимания авторской концепции всего романа этот эпизод является ключевым, в нем отражается авторская позиция того периода творчества, в который написаны «Большие надежды».

 

 



Информация о работе Анализ эпизода из романа «Большие надежды» в контексте концепции романа